Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение и сходныес ним приемы





Как уже говорилось выше, в повседневном языке общения часто от­сутствует требование точности и однозначности к языковым выражени­ям. В процессе общения мы часю не задумываемся, как правильно по­нять друг друга, используя для этою не только непосредственно услы­шанные слеша, но и выражение липа, жесты нашего собеседника, контекст ситуации и общее содержание рассказа другого человека. Тем не менее, если наше знание происходящею, либо того, о чем идет речь, не очень точно, не говоря уже о ситуации, когда люди, с которыми мы вступаем в коммуникацию, осознанно стремятся исказить информацию или умолчать о ней, особенно важное значение приобретает четкость и правильность формулировок предмета нашего разговора.

Подобное требование имеет огромное значение и в науке. В процес­се исследования необходимо определить его предмет, задачи, те средст­ва, которые будут использованы для изучения объекта науки. В ходе ис­следования, с получением новых данных, установлением новых свойств и отношений исследуемого объекта, требуется проводить уточнения сформулированных ранее определений. С особой точностью и тщатель­ностью необходимо определить предмет спора и понятия в ходе научных дискуссий, иначе может возникнуть такая ситуация, когда ученые будут отстаивать свои позиции, но ничего не смогут доказать своим оппонен­там, так как те. используя те же самые понятия, будут вкладывать в них совершенно иной смысл.

Велико значение точных, четких определений и в процессе препода­вания. Без правильных и ясных формулировок учащиеся не смогут по­нять материал, информация будет ими либо не воспринята вовсе, либо усвоена в недостаточной степени.

Важность определения как особой операции познания проявляется в названии самого термина. В русском языке слово «определение» про­исходит от слова «делить», отделять предмет от множества других пред­метов. В латинском языке слово «definition имеет своим источником сло­во «finis», означающее границу, конец чего-либо.

Университетская серия 49


4-5607


Определение


1. Определение и сходные с ним приемы


 


Определение -- это логическая операичя придания точного смысла <м новому выражению на основе выделения общих существенных при-ч ков для объектов, обозначаемых згпм выражением.

Л'огнка не только зааает способы и правила образования ©пределе-■•::■ ■. чо также изучает ошибки, которые возникают при нарушении этих ■ ■ ■- ■ в i ■ i.

(.формулировать гачное опрелеленис. установить пределы исполь- io\ анич того или иного термина, безошибочно выделить систему суще-ен'.енных признаков для того или иного объекта является весьма непро-ci л! задачей. Как уже упоминалось, часто требуется уточнение, дальней-ш ■■■ определение языковых выражений — причем не только в научных рп «работках, где это обусловлено развитием науки, инструментов, прие­мки, методов ее исследования, но и в обыденной жизни, что связано с i вменением общественных условий, культуры, сознания людей. Кроме то.;■> любое определение, в свою очередь, состоит из языковых выраже­нии, смысл и значение которых надо уточнить, определить, но этот про-цо с не может длиться до бесконечности, поэтому существуют и неопре­де темые термины, прежде всего те, которые являются наиболее про­ст...ми и интуитивно ясными. Для того, чтобы установить их смысл, ис ользуются приемы, сходные с определением. Эти приемы часто при-меняются и в начале исследования какого-либо объекта, когда имеется м;: о информации.

Основные приемы, сходные с определением, это остенсивиое опреде­ление, описание, характеристика и сравнение. Они не являются собственно on. 'е.телениями, поскольку не раскрывают смысла языковых выражений.

Остенсивиое определение получило свое название от латинского "■о.- ietisio» — показывание. Эта операция представляет собой разъяснение языковых выражений при помощи непосредственного указания на пр диеты, действия или ситуации, обозначаемые этими выражениями.

Благодаря непосредственно-наглядному характеру остенсивные оп­ределения широко используются в процессе обучения иностранным языкам, а также во многих других случаях, однако именно вследствие на тядности их применение ограничено. Остенсивные определения мо­гу использоваться только в том случае, когда изучаемый объект являет­ся чувственно воспринимаемым человеком. Например, при помощи ос-геисивных определений можно разъяснить значение таких слов, как «жираф», «гроза», но нельзя пояснить абстрактные понятия типа «абсо-лк л-пания», «поэтическое», либо конкретные понятия, обозначающие объекты, которые человек неспособен непосредственно воспринять при полоши органов чувств в силу их ограниченности, такие, как «элек­трон», «нейтрино».

Ы)

Унизерситетская серия


Другим приемом, сходным с определением, является описание. Этот прием заключается в перечислении признаков предметов, о которых го­ворится в языковом выражении. Среди этих признаков могут быть как отличительные, существенные, ак и неотличительные и несуществен­ные, поскольку цель описания — выявить как можно больше любых свойств объекта. Вследствие такой специфики описания с его помо­щью не всегда удается точно выделить класс предметов, обозначаемых термином, и выявить сущее; иен ные признаки такого класса. Этот при­ем применяется на эмпирическом уровне познания, когда свойства изучаемых предметов только выявляются, они еще не осмыслены тео­ретически.

Более близким к определен и о, чем описание, приемом является ха­рактеристика. Она также представляет собой перечень признаков изу­чаемого объекта, однако к этим признакам предъявляется требование быть важными в каком-то отношении. Вот. например, как дается харак­теристика позитивизма как философского направления в учебнике «Философия»: «Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

1) познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

2) вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-дог­матическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными нау­ками (наука — сама по себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

3) следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты.

1. В противовес субъективному идеализму И. Канта позитивизм от­казывается от признания априорного познания единственным средст­вом достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

2. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Они верят в силу научной рациональности.

3. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

4. Для позитивизма характерна вера в прогресс»1. ' '

1 Философия/под ред. Н. И. Сидоренко. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004. С. 114. Университетская серия

4-


''■v. не \ietiu'. мт\ i чараие^пешку. указывают на свойств;-! пре;ьте-

.,оторыс не (>6я'ит!с."|[;1-!<> < тлкчают его of других предметов. Иапшк

■:. ■■> приведенном нь ше примере т-ера в npoipecc и отказ от априорно -

о.hi;ijfi^г к:м елпнеттк-нпок) средства достижения подлинного ша-

... г с лилнются чертами, присч чшми исключительно позттпши шу к;>к

:. и;о:офском\ iianpan lUiino.

'■ ]рие;\юм. сходным i. uispt- iслепнем, является также сравнение.)io\i случае, творя <ю объекте., указываю", что его свойства аналогнч-! и свойствам друт ото. уже и шеетного объекта. Например; «злость с.ход-[ ' - кратковременные помешательством».

УПРАЖНЕНИЯ

.р;5жн9ние 1. Укажите, какие приемы, сходные с определением, использованы в следую­щих текстах

1. <=Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я постоянно слышу о море, где оно -я не знаю-. Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Мо­ре и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти*1.

2. -Слово гири фактически непереводимо... Поэтому лучше всего перечислить некоторые характеристики гири...

Гири - это обязанности человека по отношению к другому. Содержание и интенсив­ность исполнения этих обязанностей зависят от социального статуса. Есть гири ребенка по отношению к родителям, ученика к учителю, подчиненного к начальнику, должника к заимодавцу и т. д.

Человек не имеет права требовать от другого исполнения обязанностей гири. Он дол­жен ждать, когда тот добровольно станет их осуществлять...

Отношения гири неизменны. Раз возникнув между людьми, они продолжают жить до конца их дней...

...Гири коренится в глубинах сознания японца, оно слилось с его глубинным чувством и интеллектом.

Поскольку гири - явление эпохи феодализма, оно прежде всего строилось на иерархи­ческой основе: подчиненный всегда проявлял гири по отношению к господину. Послед­ний тоже осуществлял гири в сторону нижестоящих, но его гири было совсем другим; покровительственным... По современным понятиям глава фирмы или учреждения нару­шает нормы гири, если он общается с подчиненными только в сфере профессиональ­ной деятельности. Гири требует от руководителя интересоваться личной жизнью, семей­ными делами подчиненного. В свою очередь подчиненные, как велит им гири, склонны без понукания и подстегивания оказать начальнику услугу в его личных делах, напри­мер, помогать ему в самых различных домашних делах.

1 Проннчков В. А.. Лодшнн; И. А. Японии. М.: Наука, 1983. С. 44.


§ 1 Определение и сходные; ним приемы

Те, кто отступают от норм гири теряют лиио. Их престиж в глазах окружающих сильно падает...»'.

3. В старой книге «Свойства поря/.очного человека» написано: -Он соединяв"! благовоспи­танность с физическими и умеренными достоинствами. Он должен выглядеть изящно, быть хорошим танцором, наезд -шом. охотником, но при этом обладать ученостью, ост­роумием, умением вести бесед/ и знанием света. Под «знанием света>' подразумевает­ся: любезно, крайне почтителью обходиться с дамами; молчать о своих добрых качест­вах, с готовностью хвалить чужие; не злословить ни о ком: при любых обстоятельствах хранить выдержку и полное самообладание2.

4. -Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остано­вить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылета­ют из уст его совершенно неожиданно-3.

5. -Развитие понимается как частный случай изменения обьектов. Так как общее понятие о развитии дать весьма затруднительно (оно не известно), то понятие о развитии дается применительно к каждой из областей действительности:

 

- развитие в неорганической природе есть изменение, характеризующееся усложне­нием структуры, появлением новых свойств и отношений. Однако термин «развитие* в этой области очень условен. О развитии здесь скорее всего можно судить лишь отно­сительно изменений, способствующих возникновению органической природы;

- развитие в органической природе - изменения, характеризующиеся становлением более совершенного приспособления к внешней среде и более совершенным ее отра­жением;

- развитие в обществе - изменения, характеризующиеся возникновением более со­вершенных производительных сил и производственных отношений:

- развитие в познании - изменения, характеризующиеся возникновением более вы­соких форм и методов отражения действительности, ее более точным и полным отобра­жением» (Ю. А. Петров).

6. Жак ведут себя стулья. Хороший стул - это почти совершенное изделие. Это не должно
нас удивлять, ибо на его сиденье мы проводим значительную, может быть, даже боль­
шую, часть нашей жизни, С помощью стула мы выполняем целый ряд необходимых
в жизни действий - сидим во время еды, работы, при чтении, во время развлечения, от­
дыха. Как нам хочется посидеть после длительной прогулки! Необходимость стула оче­
видна, и часто он бывает более необходим чем, скажем, кровать. Стул появился на заре
истории, так как у человека возникла потребность посидеть, и выполнял роль протеза
для уставшего тела. Изобретателя стула, как и колеса, никто не знает, В отличие от ко­
леса стулу предшествовали различные естественные «сиденья-: камни, пни, неровно-

1 Пронников В. А'Ладаиов И. Л. Японны. М.: Наука. 1983. С. 115—117.

2 Иван А. А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986. С 58.
- Гоголь И. В. Ревизор. М.: Худож. лит., 1956.


 


Университетская серия


Университетская серия



2. Явные и неявные определения


;тч ландшафта. Однако их нельзя было переюсить. Важнейшим же признаком стула является возможность его перемещать.

Психологическая функция стула mhoi огранна. Стул может оформлять угол помещения организовывать пространство для работы и отдыха. Может действовать успокаивающе, -ю может возбуждать страх, если это зубоврачебное кресло. Стул может привлекать ■л угрожать: стулья у гостей, стулья на ковре у начальника. Существует, наконец, стул смерти - электрический стул. Разные стулья вызывают разное психическое состоя­ние - о; удобного отдыха до длительного и утомительного сидения. Конечно, стул мо­жет служить не только для сидения на нем. С его помощью делают физические упраж­нения, на него встают, когда вешают белье, вбивают гвоздь в стену, он может нравиться и не нравиться Существуют стулья, олицетворяющие строго определенные символы: королевский трон, стул в президиуме, стул для подследственного, стул режиссера и другие важные виды стульев, которые не только организуют пространство, но и ^гово­рят с нами на четком языке символов»1.

7. -Гордость - за чтото. за кого-то. Гордиться чем-то. кем-то.

Я горжусь своими успехами, способностями, тем, что я создал, тем, что купил. Я горжусь своими знаниями и культурой, достатком. Я горжусь своими родственниками, достигшими и имеющими высокое положение в чем-то (обществе, знаниях, культуре). Я горжусь знаменитыми знакомыми и друзьями. Я горжусь своим городом, местностью, страной.

Для того, чтоб гордиться, я должен отождествить себя с предметом или качеством вели­чия.

Гордость относится к качествам и вещам более внешним, нежели гордыня. Гордыня - это нечто более внутреннее и более аксиоматичное. Гордыней - обуян. У меня - гордыня: моя - гордыня; его - гордыня.

I ордыня - качество в определенном смысле более тотальное, оно настолько заполняет личность, что она сама почти никогда не осознает его наличия у себя. Охваченного гордыней определяют обычно со стороны. При этом часто определение не соответствует истине Этим качеством могут обозначить и непривязанного, у которого нетрадиционный подход к жизни.

Гордыня - это безапелляционное доверие к значимости всех своих действий и собст­венной персоне.

Гордость, переходящая в гордыню, имеет своим потолком самолюбование, при котором ей не надо явного внимания общества, она возникает от ощущения собственного могу­щества, для которого не существенны мнения окружающих.

Верхний предел гордыни не ищет способа самоутверждения на мелких вещах. Каждое проявление себя в гордыне ощущает доказательством своей исключительности. Гордыня - одна из самых мощных модификаций соперничества. Трансмутация этого качества требует тотального зеркала.

Черноушек М. Психология жизненной среды. М.. 1989. С. 36.


Гордыня не допускает сраенения на равенстве" с чем-то традиционно невысоким, но благожелательна к возвеличиваниям. Гордость - это гордыня на виток спирали ниже1. 8. -Мотив преступления - это побудительная причина преступного деяния (корысть, месть, ревность и т. д.-2.

Упражнение 2. Разработайте мето, щу написания характеристики на студента, а также на вы­пускника высшего учебного заведения.

§ 2. Явные и неявные определения

Исходя ич различий по форме, определения подразделяются на яв­ные и.неявные определения.

Явными называются определения, которые имеют форму: «А есть б» (А = В), где А — это определяемое выражение, а В — определяющее. Оп­ределяемое выражение называется дефиниенлумом (от лат. definiendum, сокращенно: dfd), а определяющее дефиниенсом (от лат. definiens, сокра­щенно: dfri).

Неявные определения такой формы равенства понятий не имеют и задаются лингвистической конструкцией вида, где А есть то, что удов­летворяет условиям Ви В2,.., В„.

Date: 2015-08-15; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию