Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение и сходныес ним приемы
Как уже говорилось выше, в повседневном языке общения часто отсутствует требование точности и однозначности к языковым выражениям. В процессе общения мы часю не задумываемся, как правильно понять друг друга, используя для этою не только непосредственно услышанные слеша, но и выражение липа, жесты нашего собеседника, контекст ситуации и общее содержание рассказа другого человека. Тем не менее, если наше знание происходящею, либо того, о чем идет речь, не очень точно, не говоря уже о ситуации, когда люди, с которыми мы вступаем в коммуникацию, осознанно стремятся исказить информацию или умолчать о ней, особенно важное значение приобретает четкость и правильность формулировок предмета нашего разговора. Подобное требование имеет огромное значение и в науке. В процессе исследования необходимо определить его предмет, задачи, те средства, которые будут использованы для изучения объекта науки. В ходе исследования, с получением новых данных, установлением новых свойств и отношений исследуемого объекта, требуется проводить уточнения сформулированных ранее определений. С особой точностью и тщательностью необходимо определить предмет спора и понятия в ходе научных дискуссий, иначе может возникнуть такая ситуация, когда ученые будут отстаивать свои позиции, но ничего не смогут доказать своим оппонентам, так как те. используя те же самые понятия, будут вкладывать в них совершенно иной смысл. Велико значение точных, четких определений и в процессе преподавания. Без правильных и ясных формулировок учащиеся не смогут понять материал, информация будет ими либо не воспринята вовсе, либо усвоена в недостаточной степени. Важность определения как особой операции познания проявляется в названии самого термина. В русском языке слово «определение» происходит от слова «делить», отделять предмет от множества других предметов. В латинском языке слово «definition имеет своим источником слово «finis», означающее границу, конец чего-либо. Университетская серия 49 4-5607 Определение 1. Определение и сходные с ним приемы
Определение -- это логическая операичя придания точного смысла <м новому выражению на основе выделения общих существенных при-ч ков для объектов, обозначаемых згпм выражением. Л'огнка не только зааает способы и правила образования ©пределе-■•::■ ■. чо также изучает ошибки, которые возникают при нарушении этих ■ ■ ■- ■ в i ■ i. (.формулировать гачное опрелеленис. установить пределы исполь- io\ анич того или иного термина, безошибочно выделить систему суще-ен'.енных признаков для того или иного объекта является весьма непро-ci л! задачей. Как уже упоминалось, часто требуется уточнение, дальней-ш ■■■ определение языковых выражений — причем не только в научных рп «работках, где это обусловлено развитием науки, инструментов, приемки, методов ее исследования, но и в обыденной жизни, что связано с i вменением общественных условий, культуры, сознания людей. Кроме то.;■> любое определение, в свою очередь, состоит из языковых выражении, смысл и значение которых надо уточнить, определить, но этот про-цо с не может длиться до бесконечности, поэтому существуют и неопреде темые термины, прежде всего те, которые являются наиболее прост...ми и интуитивно ясными. Для того, чтобы установить их смысл, ис ользуются приемы, сходные с определением. Эти приемы часто при-меняются и в начале исследования какого-либо объекта, когда имеется м;: о информации. Основные приемы, сходные с определением, это остенсивиое определение, описание, характеристика и сравнение. Они не являются собственно on. 'е.телениями, поскольку не раскрывают смысла языковых выражений. Остенсивиое определение получило свое название от латинского "■о.- ietisio» — показывание. Эта операция представляет собой разъяснение языковых выражений при помощи непосредственного указания на пр диеты, действия или ситуации, обозначаемые этими выражениями. Благодаря непосредственно-наглядному характеру остенсивные определения широко используются в процессе обучения иностранным языкам, а также во многих других случаях, однако именно вследствие на тядности их применение ограничено. Остенсивные определения могу использоваться только в том случае, когда изучаемый объект является чувственно воспринимаемым человеком. Например, при помощи ос-геисивных определений можно разъяснить значение таких слов, как «жираф», «гроза», но нельзя пояснить абстрактные понятия типа «абсо-лк л-пания», «поэтическое», либо конкретные понятия, обозначающие объекты, которые человек неспособен непосредственно воспринять при полоши органов чувств в силу их ограниченности, такие, как «электрон», «нейтрино».
Унизерситетская серия Другим приемом, сходным с определением, является описание. Этот прием заключается в перечислении признаков предметов, о которых говорится в языковом выражении. Среди этих признаков могут быть как отличительные, существенные, ак и неотличительные и несущественные, поскольку цель описания — выявить как можно больше любых свойств объекта. Вследствие такой специфики описания с его помощью не всегда удается точно выделить класс предметов, обозначаемых термином, и выявить сущее; иен ные признаки такого класса. Этот прием применяется на эмпирическом уровне познания, когда свойства изучаемых предметов только выявляются, они еще не осмыслены теоретически. Более близким к определен и о, чем описание, приемом является характеристика. Она также представляет собой перечень признаков изучаемого объекта, однако к этим признакам предъявляется требование быть важными в каком-то отношении. Вот. например, как дается характеристика позитивизма как философского направления в учебнике «Философия»: «Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так: 1) познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации; 2) вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама по себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки; 3) следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем. Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты. 1. В противовес субъективному идеализму И. Канта позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы. 2. Наука рассматривается позитивистами как средство познания и преобразования мира. Они верят в силу научной рациональности. 3. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное. 4. Для позитивизма характерна вера в прогресс»1. ' ' 1 Философия/под ред. Н. И. Сидоренко. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004. С. 114. Университетская серия 4- ''■v. не \ietiu'. мт\ i чараие^пешку. указывают на свойств;-! пре;ьте- .,оторыс не (>6я'ит!с."|[;1-!<> < тлкчают его of других предметов. Иапшк ■:. ■■> приведенном нь ше примере т-ера в npoipecc и отказ от априорно - о.hi;ijfi^г к:м елпнеттк-нпок) средства достижения подлинного ша- ... г с лилнются чертами, присч чшми исключительно позттпши шу к;>к :. и;о:офском\ iianpan lUiino. '■ ]рие;\юм. сходным i. uispt- iслепнем, является также сравнение.)io\i случае, творя <ю объекте., указываю", что его свойства аналогнч-! и свойствам друт ото. уже и шеетного объекта. Например; «злость с.ход-[ ' - кратковременные помешательством». УПРАЖНЕНИЯ .р;5жн9ние 1. Укажите, какие приемы, сходные с определением, использованы в следующих текстах 1. <=Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я постоянно слышу о море, где оно -я не знаю-. Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти*1. 2. -Слово гири фактически непереводимо... Поэтому лучше всего перечислить некоторые характеристики гири... Гири - это обязанности человека по отношению к другому. Содержание и интенсивность исполнения этих обязанностей зависят от социального статуса. Есть гири ребенка по отношению к родителям, ученика к учителю, подчиненного к начальнику, должника к заимодавцу и т. д. Человек не имеет права требовать от другого исполнения обязанностей гири. Он должен ждать, когда тот добровольно станет их осуществлять... Отношения гири неизменны. Раз возникнув между людьми, они продолжают жить до конца их дней... ...Гири коренится в глубинах сознания японца, оно слилось с его глубинным чувством и интеллектом. Поскольку гири - явление эпохи феодализма, оно прежде всего строилось на иерархической основе: подчиненный всегда проявлял гири по отношению к господину. Последний тоже осуществлял гири в сторону нижестоящих, но его гири было совсем другим; покровительственным... По современным понятиям глава фирмы или учреждения нарушает нормы гири, если он общается с подчиненными только в сфере профессиональной деятельности. Гири требует от руководителя интересоваться личной жизнью, семейными делами подчиненного. В свою очередь подчиненные, как велит им гири, склонны без понукания и подстегивания оказать начальнику услугу в его личных делах, например, помогать ему в самых различных домашних делах. 1 Проннчков В. А.. Лодшнн; И. А. Японии. М.: Наука, 1983. С. 44. § 1 Определение и сходные; ним приемы Те, кто отступают от норм гири теряют лиио. Их престиж в глазах окружающих сильно падает...»'. 3. В старой книге «Свойства поря/.очного человека» написано: -Он соединяв"! благовоспитанность с физическими и умеренными достоинствами. Он должен выглядеть изящно, быть хорошим танцором, наезд -шом. охотником, но при этом обладать ученостью, остроумием, умением вести бесед/ и знанием света. Под «знанием света>' подразумевается: любезно, крайне почтителью обходиться с дамами; молчать о своих добрых качествах, с готовностью хвалить чужие; не злословить ни о ком: при любых обстоятельствах хранить выдержку и полное самообладание2. 4. -Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно-3. 5. -Развитие понимается как частный случай изменения обьектов. Так как общее понятие о развитии дать весьма затруднительно (оно не известно), то понятие о развитии дается применительно к каждой из областей действительности:
- развитие в неорганической природе есть изменение, характеризующееся усложнением структуры, появлением новых свойств и отношений. Однако термин «развитие* в этой области очень условен. О развитии здесь скорее всего можно судить лишь относительно изменений, способствующих возникновению органической природы; - развитие в органической природе - изменения, характеризующиеся становлением более совершенного приспособления к внешней среде и более совершенным ее отражением; - развитие в обществе - изменения, характеризующиеся возникновением более совершенных производительных сил и производственных отношений: - развитие в познании - изменения, характеризующиеся возникновением более высоких форм и методов отражения действительности, ее более точным и полным отображением» (Ю. А. Петров). 6. Жак ведут себя стулья. Хороший стул - это почти совершенное изделие. Это не должно 1 Пронников В. А'Ладаиов И. Л. Японны. М.: Наука. 1983. С. 115—117. 2 Иван А. А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986. С 58.
Университетская серия Университетская серия 2. Явные и неявные определения ;тч ландшафта. Однако их нельзя было переюсить. Важнейшим же признаком стула является возможность его перемещать. Психологическая функция стула mhoi огранна. Стул может оформлять угол помещения организовывать пространство для работы и отдыха. Может действовать успокаивающе, -ю может возбуждать \л страх, если это зубоврачебное кресло. Стул может привлекать ■л угрожать: стулья у гостей, стулья на ковре у начальника. Существует, наконец, стул смерти - электрический стул. Разные стулья вызывают разное психическое состояние - о; удобного отдыха до длительного и утомительного сидения. Конечно, стул может служить не только для сидения на нем. С его помощью делают физические упражнения, на него встают, когда вешают белье, вбивают гвоздь в стену, он может нравиться и не нравиться Существуют стулья, олицетворяющие строго определенные символы: королевский трон, стул в президиуме, стул для подследственного, стул режиссера и другие важные виды стульев, которые не только организуют пространство, но и ^говорят с нами на четком языке символов»1. 7. -Гордость - за чтото. за кого-то. Гордиться чем-то. кем-то. Я горжусь своими успехами, способностями, тем, что я создал, тем, что купил. Я горжусь своими знаниями и культурой, достатком. Я горжусь своими родственниками, достигшими и имеющими высокое положение в чем-то (обществе, знаниях, культуре). Я горжусь знаменитыми знакомыми и друзьями. Я горжусь своим городом, местностью, страной. Для того, чтоб гордиться, я должен отождествить себя с предметом или качеством величия. Гордость относится к качествам и вещам более внешним, нежели гордыня. Гордыня - это нечто более внутреннее и более аксиоматичное. Гордыней - обуян. У меня - гордыня: моя - гордыня; его - гордыня. I ордыня - качество в определенном смысле более тотальное, оно настолько заполняет личность, что она сама почти никогда не осознает его наличия у себя. Охваченного гордыней определяют обычно со стороны. При этом часто определение не соответствует истине Этим качеством могут обозначить и непривязанного, у которого нетрадиционный подход к жизни. Гордыня - это безапелляционное доверие к значимости всех своих действий и собственной персоне. Гордость, переходящая в гордыню, имеет своим потолком самолюбование, при котором ей не надо явного внимания общества, она возникает от ощущения собственного могущества, для которого не существенны мнения окружающих. Верхний предел гордыни не ищет способа самоутверждения на мелких вещах. Каждое проявление себя в гордыне ощущает доказательством своей исключительности. Гордыня - одна из самых мощных модификаций соперничества. Трансмутация этого качества требует тотального зеркала. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.. 1989. С. 36. Гордыня не допускает сраенения на равенстве" с чем-то традиционно невысоким, но благожелательна к возвеличиваниям. Гордость - это гордыня на виток спирали ниже1. 8. -Мотив преступления - это побудительная причина преступного деяния (корысть, месть, ревность и т. д.-2. Упражнение 2. Разработайте мето, щу написания характеристики на студента, а также на выпускника высшего учебного заведения. § 2. Явные и неявные определения Исходя ич различий по форме, определения подразделяются на явные и.неявные определения. Явными называются определения, которые имеют форму: «А есть б» (А = В), где А — это определяемое выражение, а В — определяющее. Определяемое выражение называется дефиниенлумом (от лат. definiendum, сокращенно: dfd), а определяющее дефиниенсом (от лат. definiens, сокращенно: dfri). Неявные определения такой формы равенства понятий не имеют и задаются лингвистической конструкцией вида, где А есть то, что удовлетворяет условиям Ви В2,.., В„. Date: 2015-08-15; view: 663; Нарушение авторских прав |