Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество и природа





Понятие «природа», как и понятие «общество», имеет несколько значений. В наиболее общем смысле природа трактуется как совокупность всего сущего, за исключени­ем духовной жизни людей (не случайно долгое время на­учное знание подразделялось на «науки о природе» и «на­уки о духе»). С этой точки зрения материальная сторона жизни общества также является частью природы и во многом развивается по общим с ней законам.

 

ПРИРОДА - естественная среда окружения человека, существующую наряду с социальной средой. При таком толковании и общество, и природа яв­ляются двумя относительно самостоятельными «жизнен­ными мирами», в которых существует человек.

Долгое время природная и социальная среды в созна­нии человека были нераздельны. Социальные отношения понимались людьми как естественные условия их сущест­вования. Сложившиеся обычаи воспринимались как непре­ложная данность, проявление естественного порядка ве­щей. В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их созна­нием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры распо­лагались в строгой иерархии: на вершине — мир Божест­венного, за ним — социального и, наконец, «косная при­рода».

В Новое время с началом индустриализации утвержда­ется потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, по­степенное исчерпание природных ресурсов вызвали эколо­гический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

Человек, природа и общество — тесно связаны между собой. Вначале существовал только природный мир, затем из него вы­делился человек, который много позже, вместе с себе подобны­ми, создал общество. Такова хронологическая цепочка событий. В широком смысле под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В этом смысле природа стоит в одном ряду с такими обобщенными поняти­ями, как материя, универсум, Вселенная.

В узком смысле природасовокупность естественных ус­ловий существования человеческого общества. Ее еще можно назвать биосферой, или активной оболочкой Земли, создаю­щей и защищающей жизнь на нашей планете.

Она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы и представляет собой систему расте­ний и животных, за 4 млрд. лет сумевшую приспособиться к похолоданиям и потеплениям климата, разрушительным зем­летрясениям и цунами. Биосфера постоянно эволюционирова­ла, боролась за выживание, приспосабливалась к изменениям, в результате чего то и дело перестраивала свою генетическую программу. Казалось, она достигла в этой многотрудной работе верха совершенства, так что ее не просто удивить какой-либо неожиданностью. Так продолжалось миллиарды лет.

Но вот 2—3 миллиона лет назад в природе появился новый вид живых существ, он эволюционировал еще быстрее, а 40 тысяч лет назад, когда, по мнению ученых, возникло обще­ство, этот вид, названный Homo sapiens, и вовсе побил все ре­корды ускорения. Поначалу он обращался с матерью-природой более чем уважительно: писал ей восторженные оды, сочинял о ней легенды и сказки, пел песни, совершал магические обряды. Но 200—300 лет назад отношения между человеком и приро­дой коренным образом изменились. Человек изобрел не только промышленные технологии истребления лесов, способы неви­данной по масштабам переработки ее залежей, но и новый общественныи уклад, когда уничтожать природу стало выгодно, извлекая при этом коммерческую пользу. Лишь совсем недав­но, каких-нибудь 20—30 лет назад, человечество, вначале его лучшие представители, а позже и все мировое сообщество во главе с ООН, задумалось о том, что же на самом деле случилось с природой. К сожалению, задумались тогда, когда, по компе­тентным оценкам, стало уже слишком поздно: человек не про­сто покорил природу, он ее почти истребил, нанеся ей необрати­мый ущерб.

Такова в общих чертах невеселая история взаимоотноше­ний человека, природы и общества. От поэтического и эмоци­онального восхищения природой человек перешел сначала к ее истреблению, а затем к трезвому расчету, анализу, измере­ниям и глобальным программам спасения. Возможно, что уже в недалеком будущем наступит такой момент, когда сумма средств, затрачиваемых человечеством на восстановление природы, сравняется с выгодой, которую оно получило от нее за все время своего существования.

Парадокс состоит в том, что человеку для его выживания природа нужна, а природе для нормального функционирова­ния человек не нужен. Поэтому обмен веществ между челове­ком и природой идет в одну сторону — в сторону сборочной линии промышленного предприятия, а оттуда — по канализа­ционной трубе в реку.

Создавая удобные для себя условия существования — го­рода, заводы, парки, плотины, железные и автомобильные дороги — человек одновременно ухудшает условия сущест­вования животных и растений. Они исчезают, вымирают, перерождаются и вырождаются.

Дикая природа, в которой еще 2—3 тысячелетия назад об­щество было незаметным островком, сегодня вытеснена на пе­риферию среды обитания. Ей угрожает смертельная опас­ность. Теперь уже природа превращается в малозаметные островки. Но как только она погибнет, вслед за ней погибнет

и человеческое общество, так как нарушится хрупкий ба­ланс, готовый в любое мгновение исчезнуть. Пока еще при­рода, вытесненная в «экологические зоны», способна как-то восстанавливаться.

Парадокс заключается еще и в том, что природа истребляет­ся все изощреннее, по мере того как человек становится все бо­лее грамотным и просвещенным. Социальный прогресс идет па­раллельно с природным регрессом. Первобытные общества — небольшие локальные группы по 60—80 человек, кочевавшие в поисках съедобных растений и животных и обитавшие на огромном расстоянии друг от друга, не могли нанести никакого ощутимого вреда природе. Они зависели, боялись, почитали и обожествляли ее. Индустриальное общест­во разрыло все, что можно разрыть, загрязнило все, что еще ос­тавалось чистым, истребило многих животных, а оставшихся, как реликвии, занесло в Красную книгу. Но не наступит ли та­кая пора, когда человек сам станет исчезающим видом?

Ведь одновременно с уничтожением природы человек стал больше истреблять себе подобных. В мировых войнах погиб­ли миллионы людей. Но если сравнить две популяции — лю­дей и животных, то окажется, что численность первых посто­янно растет, а численность вторых сокращается. в конце XX века человечество придумало способы клонирования животных, создания генетических двойников. С тревогой мировая общественность наблюдает, как сфера ес­тественного все время сужается, а сфера искусственно создан­ного (искусственно сотворенные человеком вещи, явления и процессы называют артефактами) расширяется

Последствия дисгармонии между природой и обществом оказались гибельными для самого человека: эрозия почвы и засорение подпочвенных вод, обезлесивание, вытеснение чернозема песчаником (феномен наступления пустыни), загряз­нение воздушного бассейна земли, возникновение озоновых дыр и т.д..

Научно-технический прогресс, скорость которого на пять порядков превышает скорость создания новых «технологий» биосферы (новых видов биологических организмов), порож­дает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Зе мная экосистема лишается 50 тысяч би­ологических видов в год. За период с XVI по XX век исчезло свыше 250 ви дов и подвид ов позвоночных животных. С нача­ла 80-х годов в среднем один вид (или подвид) животных ис­чезал ежедневно, а вид растений — еженедельно. Под угрозой исчезновения находятся еще более 20 тысяч видов. Около 1000 видов птиц и млекопитающих находятся под угрозой вымирания. Ежегодно сжигается около 1 млрд. т условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн оксидов азота, серы, углерода (часть из них возвращается в виде кислотных дождей), сажи, золы и пыли. Почвы и воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками (сотни млрд. т в год), нефтепродуктами (несколько млн. т), мине­ральными удобрениями (около сотни млн. т) и пестицидами, тяжелыми металлами (ртуть, свинец и др.), радиоактивными отходами. Разрушение озонового экрана Земли поставило под угрозу способность биосферы к самоочищению. __

Ученые выделили следующие глобальные проблемы че­ловечества:

— климатические изменения, вызванные деятельностью человека;

исчезновение биологических видов;

продолжающий рост народонаселения и уровня потреб­ления.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные проблемы современного существования и развития человечества:

  • предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
  • регулирование стремительного роста населения;
  • предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;
  • обеспечение человечества ресурсами;
  • преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности.
  • озоновые дыры
  • проблема СПИДа

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

 

Воздействие человека и продуктов его деятельности на природу с каждым годом увеличивается. В основном оно нега­тивное, среди позитивных можно назвать пока что защиту животных и восстановление их исчезающих видов.

природа уже задействовала против человека за­щитные механизмы, которые, как ни парадоксально, создал сам человек. Каждый год в человеческом сообществе появляются десятки новых ви­русов и заразных болезней, выкашивающих сотни тысяч лю­дей.

Мощные средства современной медицины помогают увели­чить продолжительность жизни человека, но не сократить по­стоянно растущее число больных людей.

Разрушение природы носит не только необратимый, но еще и неконтролируемый характер. Это потребовало реши­тельных практических мер по защите и охране природы, пра­вового регулирования в использовании природных ресурсов.

К таким мерам относятся создание безотходных техноло­гий, очистных сооружений, упорядочение использования пе­стицидов, прекращение производства ядохимикатов, способ­ных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, за­казники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих видов животных и растений (в том числе для сохранения генофонда Земли), составление миро­вой и национальных Красных книг.

Разработанные мировым сообществом экологические про­граммы предусматривают целый ряд мер: от защиты заболо­ченных земель и пустынь до снижения уровня загрязнения воздуха и воды, совершенствование использования источни­ков энергии и использование новых сельскохозяйственных технологий, более эффективную утилизацию токсических хи­мических веществ и радиоактивных отходов, а также борьбу против болезней и голода.

.

В 1948 году был учрежден Международный союз охраны природы (МСОП). Союз проводит огромную практическую и просветительскую издательскую деятельность в рамках ЮНЕСКО. Его представительства есть и в России, в частности в Москве.

Широкую известность получила независимая международ­ная общественная организация «Гринпис» (англ. Greenpeace — «Зеленый мир»). Основанная в 1971 году активистами из Канады и США, она имеет отделения в 25 странах (с 1990 года в Москве и Кие­ве). «Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиаци­онной угрозы, загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира морей и др. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промыш­ленных компаний принятия решений по конкретным экологи­ческим проблемам.

Другая крупная международная организация — Всемир­ный фонд дикой природы. И МСОП и Фонд вкладывают сред­ства прежде всего в проекты, направленные на защиту животных, находящихся под угрозой изчезновения, таких, на­пример, как снежный барс, уссурийский тигр и др. Заботятся они и о расширении сети заповедников в мире и о многом дру­гом.

В России действует Всероссийское общество охраны приро­ды (ВООП)

Date: 2015-08-15; view: 893; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию