Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЕ 1. Тема занятия: слушаем сказку «Снегурушка и лиса»





Тема занятия: слушаем сказку «Снегурушка и лиса»

Предварительная работа: вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 2, 10, 11, 14, 15, 25), наклейте на картон.

 

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, вовлекать в совместные виды деятельности; вырабатывать учеб­ные навыки: отвечать на вопросы, уметь слушать ответ другого ребенка.

Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять словарный за­пас за счет имен прилагательных и глаголов; вводить в активный словарь детей антонимы (маленький — большой, громко — тихо); употреблять в речи имена су­ществительные с предлогом «у» в родительном падеже; уметь подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.

Развивающие — развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслу­шиваться в речь взрослого, отгадывать загадки.

Оснащение:

— сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 22, 23);

— изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 2, 10, 11, 14, 15, 25);

— контурные изображения героев сказки (см. рис. 33-34).

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям сесть красиво, показать, где у них ушки («ушки слушают»), глазки («глазки смотрят»).

2. Знакомство со сказкой. Предложите послушать сказку. Рассказывайте сказку, выставляя фигурки соответствующих персонажей на сюжетные картин­ки (см. вклейку, рис. 22, 23).

Предложите детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять звукоподражания и слова («Ау, ау!», «медведь», «волк», «лиса», «дедушка», «ба­бушка», «Снегурушка»), произносимые вами в процессе рассказывания сказки.

 

3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите детям поиграть в игру «Ласковая Снегурушка». Объясните, что Снегурушка — ласковая девочка, всех зверят называет ласково. Предложите детям сказать, как она называет зверят.

Лиса—... (лисонька), медведь —... (медведюшко), волк —... (волченька).

 

4. Развитие зрительного внимания. Покажите детям контурные изображения героев сказки (см. рис. 33-33).

Попросите детей найти среди них изображения лисы, волка, медведя, Снегу -рушки, дедушки и бабушки.

5. Подвижная игра. («У медведя во бору».) Из детей выбирается «медведь», который садится на стул и «засыпает». Прочтите стихотворение:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас глядит.

После прочтения стихотворения дети убегают, «медведь» просыпается и ло­вит детей.

 

6. Развитие слухового внимания. (Игра «Эхо».) Скажите, что вы будете читать стихотворение, а детей попросите в соответствии с текстом произносить «ау!» громко или тихо:

Мы в лес пойдем,

Грибы, ягоды найдем,

Ребят громко позовем: «АУ! АУ! АУ!»

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается... «ау, ау, ау».

7. Подведение итогов занятия. Похвалите детей.

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Тема занятия: рассказываем сказку «Снегурушка и лиса»

Предварительная работа: раскрасьте на картинке «Пять подружек» (см. рис. 35) сарафаны и туфельки на девочках и корзинки 4 основных цвета + белый); под­готовьте карточки для глобального чтения (см. Приложение) в двух экземп­лярах (наклейте их на картон и вырежьте по контуру).

 

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы где это? кто это?, что это?, не перебивать говорящего; воспитывать поло­жительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопере­живать.

Обучающие — учить согласовывать глаголы настоящего времени с именами существительными в числе; способствовать употреблению усвоенных слов в са­мостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в роди­тельном падеже (нет бабочек).

Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изобра­жения; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память — обучение глобальному чтению; развивать сен­сорные представления.

 

Оснащение:

— изображение персонажей сказки (см. вклейку, рис. 2, 10, 11, 14, 15, 25);

— сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 22, 23);

— предметные картинки к игре «Дружные девочки» (см. рис. 34);

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «Снегу­рушка», «волк», «медведь», «лиса», «бабушка», «дедушка»;

— предметные картинки к игре «Пять подружек» (см. рис. 35).

 

Ход занятия


1. Организационный момент. Предложите детям рассмотреть картинку «День» (см. вклейку, рис. 22). Попросите показать девочек, кустики, деревья, бабочек, цветы.

Предложите рассмотреть картинку «Ночь» (см. вклейку рис. 23). Попросите рассказать, чем первая картинка отличается от второй. (Чего здесь нет? — Нет девочек, бабочек.)

2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывайте (читайте), а ребенка попросите по ходу развития сюжета выставлять изображение нужного персонажа (см. вклейку, рис. 2, 10, 11, 14, 15, 25), совершать описываемые с ним действия и договаривать фразу.

3. Развитие грамматической стороны речи. (Игра «Дружные девочки».) Покажите картинку (см. рис. 34) и скажите: «Посмотрите на картинку. Видите, девочка собирает грибы? А что делают девочки? — Девочки собирают грибы. А на этой картинке? Девочка кричит „ау". И девочки... (аукают)».

Попросите детей закончить начатую вами фразу.

4. Развитие зрительного внимания. Предложите детям внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей. Попросите их отвернуться; в этот момент уберите одну фигурку или переставьте фигурки местами. Спросите: «Кто спрятался?» (Что изменилось?)

Поиграйте так 3-4 раза.

5. Глобальное чтение. Поставьте все фигурки в ряд. Назовите их. Под каждой фигуркой выкладывайте карточки с соответствующими словами. Предложите ребенку найти «такую же» карточку (с таким же словом) и положить ее под ва­шей карточкой.

6. Развитие слухового внимания. Предложите детям поиграть в игру «Эхо». Произнесите «ау!» сначала громко, ребенок отвечает «ау!» тихо. Затем произне­сите «ау!» тихо, а ребенок ответит громко.

7. Развитие сенсорных представлений. (Игра «Подружки».) Предложите ре­бенку посмотреть на картинку «Пять подружек» (см. рис. 35) и ответить, какого цвета на каждой из них сарафан и туфельки. Попросите рассмотреть корзинки подружек, обратите внимание детей на то, что и корзинки разного цвета. Предло­жите каждой из подружек дать по корзинке, причем попросите подобрать кор­зинку того же цвета, что и сарафан.

8. Подведение итогов занятия. Похвалите каждого ребенка.

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

Тема занятия: показываем сказку «Снегурушка и лиса»

Предварительная работа: познакомьте детей со словами на карточках для гло­бального чтения, научите соотносить слова с фигурками персонажей; подго­товьте материал к игре «Спрячь девочку» (наклейте изображение девочки на картон и вырежьте по контуру).

 

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать учебные навыки — умение слушать сказ­ку до конца, держать правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсце­нировки.

Обучающие — совершенствовать мелкую моторику ребенка — выполнять точ­ные движения пальцами ведущей руки; учить употреблять предлоги (под, на, около, между), наречия (слева, справа); составлять предложения с однородными определениями; закреплять навыки глобального чтения; учить помогать прово­дить простую инсценировку знакомой сказки.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, мышле­ние.

 

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки (см. вклейку, рис. 2,10, 11,14, 15, 25);


— сюжетные картинки (см. рис. 22, 23);

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами «Снегурушка», «лиса», «волк», «медведь», «дедушка», «бабушка»;

— сюжетная картинка к игре «Спрячь девочку» (см. рис. 36);

— предметные картинки к игре «Кто лишний?» (см. рис. 37);

— картинка «Лабиринт» (см. рис. 38) для каждого ребенка.

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям рассмотреть изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 2, 10, 11, 14, 15, 25) и назвать каждого из них.

2. Инсценировка сказки. Глобальное чтение. Рассказывайте (читайте) сказ­ку. Попросите детей по очереди одновременно выбирать фигурку названного пер­сонажа и карточку с соответствующим словом.

3. Развитие грамматики (Игра «Спрячь девочку».) Предложите детям помочь девочке спрятаться. Раздайте картинки для игры (см. рис. 36). Попросите выпол­нить действия по вашей просьбе.

Спрячь девочку под деревом; под кустом. Поставь девочку на дорожку; на пенек. Посади девочку на дерево.

Поставь девочку около грибка; между кустом и пеньком.

 

4. Развитие зрительного и слухового внимания. (Игра «Кто лишний?») Покажите картинки (см. рис. 37). Произнесите ряд слов, а детей попросите по очереди найти те изображения, которые соответствуют данным словам.

Лиса, волк, Снегурушка. Дедушка, бабушка, медведь.

5. Развитие мелкой моторики. (Игра «Лабиринт».) Покажите картинку «Ла­биринт» (см. рис. 38). Попросите ребенка помочь Снегурушке добраться до дома, провести указательным пальчиком по дорожке и назвать при этом, что увидела Снегурушка слева и справа от тропинки.

6. Обучение рассказыванию. Расскажите сказку с помощью детей. Попроси­те их договаривать начатую вами фразу без опоры на картинку.

7. Развитие мышления. Предложите рассмотреть предметные картинки с изображением героев сказки (см. вклейку, рис. 2, 10, 11, 14, 15, 25). Прочитайте загадки и, если дети затрудняются ответить, помогите найти отгадки.

8. Она ловкая, быстрая, хитрая и рыжая. (Лиса.)

9. Он большой и неуклюжий, любит мед и шарит в ульях. (Медведь.)

10.Он серый, зубастый, а хвост куцый, драный. (Волк.)

11.

Рис. 33. Контурные изображения героев сказки

Придумайте вместе с детьми подобные загадки о других животных из сказки.

12. Подведение итогов занятия. Оцените работу детей положительно, похвалите каждого ребенка.

 

Рис. 33. Изображения героев сказки (продолжение)

 

 

Рис. 34. Дружные девочки

 

Рис. 35. Пять подружек

 

Рис. 36. Спрячь девочку

 

Рис. 37. Кто лишний?

 

 

 

Как коза избушку построила

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с со­седками, и с прохожими, и сама с собой!


А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы по­пить, ни побегать...

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житье нам у старухи-говорухи! Пойдемте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побе­жали.

Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упа­дут — твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

Пошла коза к елке:

— Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает елка. — Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечал дуб. — По осени желуди с меня упадут — твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

Мои листики и днем и ночью шумят — твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятками дальше. Пришла к шипов­нику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шерстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к березе:

— Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула березка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

 


ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Как коза избушку построила»

Предварительная работа: вырежьте действующих лиц сказки и деревья, при­клейте к ним подставки так, чтобы они могли стоять как декорации (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26, 27); раскрасьте деревья (см. рис. 39); вырежьте деревья из картона: яблоня, дуб, ель, осина, шиповник, береза.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку, не перебивать говорящего; вырабатывать умение отвечать на во­просы по прочитанному.

Обучающие — продолжать уточнять и расширять словарный запас детей за счет имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий; вводить в ак­тивный словарь детей существительные, обозначающие названия деревьев, при­лагательные, глаголы.

Развивающие — продолжать развивать у детей слуховое восприятие, внима­ние, память; решать несложные логические задачи; делать простейшие заклю­чения.

Оснащение:

— вырезанные из картона деревья — яблоня, ель, дуб, осинка, шиповник, бе­реза;

— изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— красивый платок;

— картинки «Деревья» (см. рис. 39);

— фланелеграф;

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «елка», «береза», «шиповник», «осина» (см. При­ложение);

— коробочка;

— лист ватмана с нарисованными деревьями (яблоня, ель, дуб, осина, шипов­ник, береза);

— образец для выкладывания елки, елочки, еловой ветки (см. рис. 40);

— две искусственные елки (большая и маленькая) с липучками;

— две большие шишки и две маленькие шишечки с липучками;

— миска, натуральные яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника;

— корзиночки по количеству детей;

— «Чудесный мешочек».

Ход занятия

1. Организационный момент. Поставьте вырезанные из картона деревья (яб­лоня, береза, елка, дуб, осина, шиповник) на полу. Предложите детям встать в круг, взяться за руки и пройти змейкой между расставленными на полу деревьями. Прочтите рифмовку:

Вместе весело шагаем,

Мимо дуба, мимо елки, (поднимаем вверх руки)

Около березки, около осинки. (опускаем руки)

И в руках мы держим

Плетеные корзинки.

Предложите детям пройти змейкой (идите впереди) между деревьями в про­тивоположном направлении. Подойдя к стульчикам, расставленным полукру­гом, предложите детям сесть.

2. Знакомство со сказкой. Изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26) сложите на маленький стол и прикройте красивым платком. По­ставьте фланелеграф перед детьми.

Расскажите сказку «Как коза избушку построила». По ходу чтения сказки выставляйте на фланелеграф появляющихся по ходу рассказа героев сказки (старуха-говоруха, коза, козлята, яблоня, елка, дуб, осина, шиповник, береза). Вы­ставляя очередную фигурку на фланелеграф, спрашивайте у детей: «Кто это?» или «Что это?».

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Где жила старуха-говоруха?

Что делала старуха-говоруха, когда все люди работали?

Почему коза с козлятами решили уйти в лес?

Где коза с козлятами искали место для строительства избушки?

Под какими деревьями коза хотела построить избушку?

Почему коза не построила избушку под яблоней?

Почему коза не построила избушку под елкой?

Почему коза не построила избушку под дубом?

Почему коза не построила избушку под осинкой?

Почему коза не построила избушку под шиповником?

Под каким деревом коза построила избушку?

Почему коза построила избушку под березой?

4. Глобальное чтение. Выставьте на фланелеграф картинки с изображением деревьев, встречающихся в сказке (см. рис. 39). Назовите их. Возьмите карточку с названием дерева, прочтите ее и положите под этим деревом на фланелеграфе (яблоня, ель, дуб, осинка, шиповник, береза).

Соберите карточки в красивую коробочку.

Разверните перед детьми лист ватмана с нарисованными на них деревьями (яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза) и поставьте на стол коробочку с кар­точками. Предложите детям назвать каждое изображенное дерево, найти это де­рево на фланелеграфе, показать и назвать его. Попросите найти «такую же» кар­точку (с таким же словом) в коробочке и подложить ее под картинку на листе.

5. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. (Конструирование из палочек.) Предложите детям рассмотреть искусственную елочку. Выделите и на­зовите ее части — ствол, ветки, иголки. Положите перед каждым ребенком обра­зец для выкладывания елки, елочки, еловой ветки (см. рис. 40).

Ориентируйтесь на уровень развития детей. Успевающим детям предложите образец посложнее, а детям с проблемами — более простой образец (елочка). По­кажите, как можно выложить елочку из палочек. Предложите каждому ребенку выложить елочку из палочек, лежащих около образца в коробочке.

Если у ребенка не получается, то предложите ему наложить палочки на обра­зец и только после этого выложить елочку на столе.

6. Считаем вместе. Прикрепите на фланелеграф большую елку и маленькую елочку. Попросите детей назвать их (елка и елочка). Предложите детям взять корзиночки и рассмотреть лежащие в них шишки. Попросите назвать их (шиш­ка и шишечка), их величину (две большие шишки, две маленькие шишечки); сосчитать большие шишки, назвать их количество. Затем — сосчитать малень­кие шишечки и назвать их количество.

Предложите детям внимательно посмотреть на елку и елочку, затем — на шишки и шишечки. Попросите определить, с какой елки упали большие шиш­ки. Предложите сказать, сколько больших шишек упало с большой елки.

Прикрепите большие шишки к большой елке. Проведите игру с маленькими шишечками по аналогии.

Следите за тем, чтобы ребенок согласовывал имена существительные «шиш­ка», «дерево» с числительным «два» в роде (две шишки, два дерева).

7. Чей подарок? Покажите детям миску с яблоками, шишками, желудями, ягодами шиповника. Предложите каждому ребенку взять из миски по одному яблоку, ощупать его. Попросите рассказать о его качествах (круглое, гладкое).
Отложите яблоко в сторону.

Предложите детям взять из миски по одной шишке, ощупать ее. Назовите признаки (продолговатая, колючая).

Скажите, что вы спрячете в «Чудесный мешочек» все яблоки и шишки.

Предложите ребенку опустить руки в мешочек, нащупать какой-нибудь пред­мет и рассказать о том, что он взял. Затем — вытащить из мешочка то, что он взял, и назвать.

Игру можно провести с двумя объектами для ощупывания. Если группа де­тей сильная, можно добавить и третий объект.

8. Отгадай, у кого. Предложите детям внимательно прослушать произнесен­ную вами фразу. Попросите помочь вам ее закончить.

Шишки у... (елки). Желуди у... (дуба). Ягоды у... (шиповника). Яблочки у... (яблоньки).

9. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.


ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Как коза избушку построила»

Цели занятия

Воспитательные — продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; рас­ширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих назва­ния деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить со­гласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать фор­мировать целенаправленный продолжительный выдох.

Развивающие — развивать слуховую и зрительную память детей.

Оснащение:

 

— вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, бе­реза;

— фланелеграф;

— изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);

— изображения деревьев (см. рис. 39);

— шапочка козы;

— индивидуальные зеркала для каждого ребенка;

— большое зеркало;

— картинка «Деревья и листочки» (см. рис. 41 );

— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «осина», «шиповник», «береза»;

— цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям отправиться в путешествие по лесу на лошадках. Попросите детей-лошадок ехать галопом, цокая копытца­ми. Останавливайтесь около деревьев, встречающихся на пути. Предложите де­тям их называть. Спросите: «В какой сказке вам уже встречались эти деревья?» («Как коза избушку построила».)

2. Рассказывание сказки. Предложите детям всем вместе рассказать сказку. Скажите, что вы начнете рассказывать сказку, а ребенок, на которого вы укаже­те рукой, продолжит рассказ.

Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложите сопро­вождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.

Поставьте на пол вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, ши­повник, береза.

Если у детей возникает затруднение, то можно предложить повторить текст вместе с вами (сопряженно) или задайте наводящий вопрос, который поможет ребенку продолжить рассказ.

3. Запомни и повтори. Предложите одному из детей стать «козой», наденьте ему шапочку козы и посадите на пенек. Предложите детям назвать все деревья, которые коза с козлятами встретили на своем пути. Расскажите правила игры: «Я буду называть два дерева, а вы внимательно слушайте и запоминайте их на­звания. Потом назовите их козе.» Игру можно усложнить, предложив детям за­помнить и повторить название трех деревьев, повстречавшихся козе в лесу.

4. Артикуляционная и мимическая гимнастика. Попросите детей вспомнить о характере старухи-говорухи (сердитая, всем недовольная старуха). Предложи­те детям взять индивидуальные зеркала и изобразить сердитую старуху-говоруху — сдвинуть брови, насупиться, выражение глаз суровое. Предложите по оче­реди показать всем, какая у него получилась старуха.

Вспомните с детьми, какая была коза (грустная). Предложите взять зеркало и изобразить грустную козу — вытянуть губы «трубочкой», тихо и длительно произносить звук [у-у-у].

Вспомните вместе с детьми, какие были козлята (веселые козлята). Попроси­те детей взять индивидуальные зеркала и изобразить веселого козленка — на гу­бах улыбочка, глаза веселые.

Предложите детям сесть у большого зеркала и вместе со взрослым выполнить пантомиму по 2 раза. Попросите детей загибать по одному пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.

5. Развитие зрительного внимания. Положите перед детьми картинку «Дере­вья и листочки» (см. рис. 41). Предложите назвать все изображенные на картинке

деревья. Рассмотрите листочки, упавшие с деревьев. Предложите детям вернуть листочки потерявшим их деревьям (березовый лист, дубовый, еловая ветка, лист яблони) — провести карандашом дорожку от листочка к дереву, которое этот лис­точек потеряло.

Для детей с более низким речевым развитием задание можно упростить. Предложите им найти «такой же» листочек на деревьях.

Покажите на картинке лист березы. Предложите всем детям найти на кар­тинке лист березы. Спросите: «Какое дерево потеряло этот лист?» (Береза.) Пред­ложите найти на картинке березу и подарить лист дереву — соединить каранда­шом дерево с листочком. Предложите детям выполнить остальные задания самостоятельно.

Если задание вызывает у ребенка затруднение, предложите провести по кон­туру листочка указательным пальцем, затем повторить движение с листочком, висящим на дереве.

6. Глобальное чтение. Проведите работу так же, как в занятии 1, только уве­личьте количество карточек.

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите де­тей.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Как коза избушку построила»

Предварительная работа: подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других де­тей.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; ак­тивизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).

Развивающие — продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.

Оснащение:

— поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя (большие и маленькие);

— «Чудесный мешочек»;

— карты «Какого дерева нет?» (см. рис. 42);

— мнемокарта (см. рис. 43).

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям встать в круг. Прочтите риф­мовку:

Встанем дружно мы в кружок,

Встанем мы тихонько.

Ждем, кто в гости к нам придет,

Кто подарки принесет?

Попросите детей пройти на носочках на ковер и тихонько сесть.

2. Развитие тактильных ощущений. Вспомните вместе с детьми, какие дере­вья росли в лесу, через который шла коза с козлятками. Предложите вспомнить и рассказать о том, что эти деревья дарят людям и животным (яблоки, шишки, ягоды, желуди).

Предложите поиграть в игру «Чудесный мешочек». Поставьте на стол поднос с яблоками (большим и маленьким), шишками (большой и маленькой), желудя­ми (большим и маленьким). Предложите детям назвать каждый предмет на под­носе, определить и назвать его величину. Например: большое яблоко, маленькая шишка... Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал имя существи­тельное и прилагательным в роде.

Предложите каждому ребенку взять по одному предмету с подноса, назвать его величину и спрятать в «чудесный мешочек». Потрясите мешочек, пригова­ривая.

Крутись, вертись,

На место ложись.

Предложите каждому ребенку по очереди опустить руку в мешочек. Попро­сите взять предмет, ощупать его и назвать. Затем — вынуть из мешочка и прове­рить правильность своего ответа.

Если ребенок ошибся, предложите ему ощупать предмет, называя его форму и тактильные особенности вместе с вами.

3. Что изменилось? Положите перед каждым ребенком карту «Какого дерева нет?» (см. рис. 4 2) стороной с тремя деревьями вверх. Предложите рассмот­реть деревья, назвать их. Расскажите, что в лесу часто работают лесорубы. Они рубят деревья.

Предложите детям перевернуть картинку. Попросите рассмотреть изобра­женные на ней деревья и назвать то, которое срубил лесоруб. Например, первая сторона — елка, береза, дуб; вторая сторона — береза, дуб. Попросите ребенка на­звать дерево, которого на картинке нет (елки).

Аналогично проведите игру со второй картой (яблоня, шиповник, осина — яб­лоня, шиповник).

4. Рассказывание сказки по мнемокарте. Положите перед каждым ребенком мнемокарту (см. рис. 43).

Предложите детям рассмотреть ее. Попросите назвать символы, изображен­ные на ней.

Предложите детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросите вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

5. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите де­тей.

 

 


Рис. 40. Образец выкладывания елки, елочки, еловой ветки


 


 

 

 


 


 


Рис. 41. Деревья и листочки


 


 

Рис. 42. Какого дерева нет?


 


 


 

 


 


 

 


 

Рис. 42. Какого дерева нет?


 

Рис. 43. Мнемокарта


 








Date: 2015-08-07; view: 711; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.078 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию