Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сожженные книги





 

Впрочем, но только время повинно в невосполнимой ущербности того, что мы знаем о прошлом, в частности, в отношении высоких познаний древних. Тому есть еще две причины.

Одна из них эаключается в том, что каста посвященных хранителей этих высоких знаний не всегда была заинтересована, чтобы они стели всеобщими: ведь знания дают человеку огромное преимущество перед окружающими, и применение их далеко не всегда может идти на пользу людям. Трагическим примером того, как практическое знание опережает духовнее и моральное развитие человечества, служит использование атомной энергии в целях уничтожения.

Другая причина потери знаний заключается в том, что люди иной раз сами, очевидно, лишали себя этого наследства. Это видно на примере участи, постигшей рукописи и древние тексты майя. В 1549 году молодой испанский монах Диего де-Ланда прибыл в только что завоеванную Мексику. Исполненный рвения обратить сердца язычников к истинному богу, он решил искоренить сам дух языческой веры.

В одмом из храмов майя была обнаружена огромная библиотека древних рукописей. Целый день по его приказу солдаты носили книги и свитки с непонятными рисунками и значками на площадь перед храмом. Когда работа была закончена, Диего де-Ланда поднес к рукописям горящий факел. «Книги эти, — писал он потом, — не содержали ничего, кроме суеверия и вымыслов дьявола. Мы сожгли их все».

Из всех библиотек и летописей майя только три рукописи дошли до наших дней.

Столь же прискорбной оказалась и участь письменности инков.

При одном из правителей началась эпидемия. Запросили оракула, что делать. Он ответил: «Нужно запретить письменность». Тогда по приказу верховного инки все письменные памятники были уничтожены, а пользование письмом запрещено. Лишь в Храме Солнца осталось несколько полотен с описанием истории инков. Вход в помещение, где они находились, был разрешен только царствующим инкам и нескольким жрецам-хранителям.

Много лет спустя после того, как все рукописи были уничтожены, а письменность запрещена под страхом смертной казни, один жрец все же решился изобрести алфавит. За это он был сожжен заживо.

В 1572 году четыре рукописных полотнища, захваченных испанцами, были отправлены в Мадрид королю Филиппу II. Но корабль, который вез их, по всей вероятности, затонул и его драгоценный для историков груз так и не попал в Испанию. Погибшие полотнища были единственным памятником письменности инков, о котором мы знаем.

По мнению историков, библиотеки Карфагена насчитывали не менее 500000 томов. Из этого множества уцелело только одно-единственноа произведение, которое было переведено на латинский язык. Римляне, стремясь уничтожить культуру народа, его историю, сожгли все.

Так же поступали и мусульманские завоеватели. Они не только насильно изымали все древние книги и рукописи, но и назначали значительные премии тем, кто отдавал их добровольно. Все собранные таким образом памятники письменности сжигались.

Уничтожение рукописей и памятников письменности имеет, очевидно, такую жа древнюю историю, как и сама письменность.

Сожжены все сочинения греческого философа Протагора (V в. до и. э). Сквозь два с половиной тысячелетия мерцает недобрым светом пламя этого костра, одного из первых, в котором горели книги.

В III веке до н. э. запылали костры в Китае. Это первый император династии Цинь жег сочинения Конфуция. Заодно на этих же кострах были заживо сожжены и те, кто имел несчастье быть почитателями великого философа.

Сирийский царь Антиох Епифан жег книги евреев. А в 272 году до и. э. запылали костры в Риме. Позднее римский император Август приказал сжечь все книги по астрономии и астрологии.

Вот почему из обширнейших свидетельств прошлого — трудов по истории, литературе, науке — до нас дошли лишь жалкие фрагменты. По этим отрызочным, неполным, разрозненным произведениям мы вынуждены восстанавливать прошлое.

Насколько полным и правильным может быть, например, наше представление о Софокле, если он написал около 100 драм, а до нас дошло только 7! Из 100 драм Еврипида до нас дошло только 19, из всех сочинений Аристотеля сохранилось только одно, остальное — записи его современников и учеников.

Известно, что один из крупнейших историков древности, Тит Ливий (58 г. до н. э. — 17 г. н. э.), оставил после себя обширный труд «История Рима». Она состояла из 142 книг. До нас дошло только 35.

Ненамного добрее оказалось время и к другим сочинениям древних авторов. Только 5 из 40 книг Полибия спаслись от гибели, а из 30 книг Тацита — 4. Плиний Старший написал 20 книг по истории; все они были утеряны.

Известно, что 200000 томов сочинений и свитков уникальных рукописей насчитызала библиотека города Пергама (Малая Азия). Она была вывезена римским императором Антонием и подарена Клеопатре. От этой огромной библиотеки не осталось даже пепла. Так же безвозвратно погибла библиотека храма Пта в Мемфисе и книгохранилище Иерусалимского храма.

А какие сокровища знаний хранили уничтоженные знаменитые библиотеки фараона Ху-Фу (Хеопса) или Птолемеев? Одна из библиотек Птолемеев содержала 40000 свитков, другая — 500 000, а по некоторым сведениям — даже 700000 свитков. Большинство их были уникальны.

В 47 году до н.э. когда Юлий Цезарь поджег египетский флот в гавани Александрии и огонь перекинулся на город, погибла первая, меньшая из этих библиотек. Из второй библиотеки император Диоклетиан сжег и уничтожил все тексты, которые содержали сведения о магии. В его правление и в последующие годы невежественные толпы неоднократно устраивали набеги на библиотеку, сжигая ценнейшие рукописи. Мусульмане-арабы, захватившие Александрию, довершили разгром библиотеки.

Императоры и другие правители, подобно Диоклетиану, не раз сознательно уничтожали древние книги. Какими бы дикими и изуверскими ни казались нам эти действия, они не были просто прихотью. Поступки эти были продиктованы главной задачей, которая стояла перед любым правителем: сохранение и упрочение своей власти. Появление же человека или людей, чьи знания делают их чрезвычайно сильными, всегда опасно. Поэтому нас не должен удивить и следующий эпизод.

Однажды Ивану Грозному сообщили, что какой-то иностранный купец привез с собой в Москву много книг. «Царь, — писал в воспоминаниях один из современников, — узнав об этом, велел часть книг принести к нему. Русским очи показались очень мудреными; сам царь не понимал в них ни слова. Поэтому, опасаясь, чтобы народ не научился такой премудрости, он приказал зсе календари (книги. — А. Г.) забрать во дворец, купцу заплатить, сколько потребовал, а книги сжечь».

 

Date: 2015-08-07; view: 461; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию