Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знания пытаются спасти





 

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

В. Брюсов

 

 

Известный арабский ученый Абу Балкхи (IX-Х века н. э.) писал, что накануне потопа мудрецы, предвидя катастрофу, «построили в Нижнем Египте много пирамид из камня для того, чтобы спастись там во время надвигающейся гибели. Две из этих пирамид превосходили остальные, имея 400 локтей в высоту и столько же в ширину и длину. Они были построены из больших отшлифованных глыб мрамора, пригнанных друг к другу, так плотно, что места соединения были едва видны». Внутри этих пирамид были начертаны, как писал Абу Балкхи, различные сведения об удивительных знаниях, которые хотели сохранить мудрецы.

Другой арабский историк — Масуди, основываясь на не дошедших до нес источниках, писал: «Сурид, один из царей, живших до потопа, выстроил две большие пирамиды и приказал жрецам спрятать в них запас их знаний и того, что они достигли в различных искусствах и науках, с тем чтобы они уцелели для тех, кто потом сможет понять их. Он так же записал положение звезд, их циклы…»

Древнеегипетский историк Манефон сообщает о текстах, содержавших важные знания, которые по приближении катастрофы были записаны полулегендарной личностью, мудрецом Тотхом. Позднее Тотх вошел в пантеон египетских богов как бог знания, давший людям письменность. Тексты эти, по словам Манефона, «сделанные на священном языке и священными знаками, Тотхом, первым Гермесом, были переведены после потопа… (пропуск в рукописи)… и записаны иероглифами».

Историк и ученый древности Иосиф Флавий писал о мудрецах, которые «изобрели науку о небесных телах и их устройстве». Они были заранее предупреждены о надвигающейся катастрофе, о гибели «отчасти от силы огня, отчасти же вследствие огромного количества воды». «Для того чтобы изобретения их не были забыты и не погибли раньше чем с ними познакомятся люди, они воздвигли два столба — один кирпичный, другой каменный и записали на них сообщение о своем изобретении. Последнее было сделано с таким расчетом, что в случае гибели кирпичного столба при наводнении каменный, оставшийся невредимым, дал бы людям возможность ознакомиться с надписью». По словам Флавия, каменных столб существовал еще в его время, то есть в I веке н. э.

Древнегреческий ученый Страбон сообщает о каких-то текстах, написанных до потопа, которые сохранились в его время на Пиренейском полуострове. Кельтские жрецы — друиды ссылались на некие «книги Ферилта», анналы, написанные якобы до катастрофы. В индийских священных книгах «Агни-Пурана» и «Бхагавата-Пурана» также говорится о книгах знаний «Ведах», которые удалось спасти во время катастрофы.

О том, что люди пытались сохранить записи о своих достижениях накануне катастрофы, рассказывает и вавилонский историк и жрец Бероз (II век до н. э.). Когда царь Ксисутрос, пишет он, был предупрежден о предстоящем потопе, он повелел написать «историю начала, течении и завершения всех вещей и зарыть эту историю а городе солнца Сиппар». После потопа Ксисутрос и его спутники «открыли книги в Сиппаре, написали много новых книг, построили храмы и снова основали Вавилон».

В одном из клинописных шумерских текстов некий царь писал, что он любит читать тексты, «написанные в эпоху до потопа».

Можно предположить, что какая-то часть знаний уцелела во время катастрофы и позднее стала достоянием тех, кто спасся.

«О, Солон! Солон! — говорили Солону египетские жрецы. Вы греки, как дети, вы не знаете ничего о древних временах. Тебе ничего не известно о седых знаниях прошлого». Жрецы сообщили Солону, что после катастрофы, уничтожившей население городов на побережьях морей и рек, уцелели только «самые примитивные и неграмотные», «пастухи и скотоводы», оказавшиеся в горах.

Если отдельным представителям некогда высокоцивилизованного народа и удалось спастись во время касастрофы, большинство их, очевидно, оказались бессильны перед лицом враждебных стихий и диких племен.

Даже из более близкой нам истории известны многочисленные примеры частичного исчезновения, затухания знаний. Как известно, в XIV-XV веках в Северной Америке существовали поселения норманнов. Переселенцы умели выплавлять и обрабатывать металлы. Но когда их связь с родиной прервалась и они оказались ассимилированными окружившими их племенами, находившимися на значительно более низкой ступени развития, знания эти оказались утраченными безвозвратно. В этом районе вновь воцарился каменный век.

В городе Тиахуанаку, в Андах, некогда жил народ, хорошо знавший астрономию, изучавший движение небесных светил. Есть сообщения, что испанские конкистадоры нашли здесь на некоторых исполинских каменных статуях литые серебряные украшения весом до полутонны. Но в самом городе жителей не было. Племена, обитавшие в окрестностях, жили в тростниковых шалашах. Они совершенно не знали ни выплавки металлов, ни астрономии. Основной их пищей были корневища водорослей.

Или другой пример. Некогда маори были великим народом-мореплавателями Тихого океана. Однако, осев в Новой Зеландии, они все больше забывали это искусство, пока внуки и правнуки мореходов не забыли его совершенно.

Подобное явление историки и этнографы обозначают термином «вторичная дикость». Такой культурный рагресс можно наблюдать у разных народов. Племена, вернувшиеся на уровень первобытного состояния, известны в Юго-Восточной Азии. Народы Конго и Анголы имели некогда свою письменность, а затем утратили ее.

Как известно, майя совершенно не знали колеса. Оказывается, это не совсем так. При расколках были найдены странные игрушки-тележки на четырех колесах из обожженной глины. Но это было только воспоминание о том времени, когда здесь, возможно, были известны и колесо и повозка. Знания эти, как и многие другие, оказались утерянными.

Смутные воспоминания о каких-то познаниях, утраченных посла катастрофы, дошли до нас и в различных текстах. «Пополь-Вух» сообщает, что первые люди «преуспели в знании всего, что имеется на свете. Когда они смотрели вокруг, они сразу же видели и созерцали от верха до низа свод небес и внутренности Земли. Они видели даже вещи, скрытые в глубокой гемноте. Они сразу видели весь мир, не делая даже попытки двигаться; они видели его с того места, где находились. Велика была мудрость их…»

Но боги возроптали: «Разве они гоже должны стать божествами?» Разве они должны стать равны нам?.." И тогда ревнивые боги отняли у людей их высокие способности и знания.

Сообщение об утрате в результате катастрофы каких-то высоких познаний дошло до нас и в символической, традиционно зашифрованной форме.

«Он сразил своих врагов, — гласит один египетский текст, — и вкусил их знаний». Выражение «вкусить» в значении «познать» мы находим и в Библии. Там говорится о некоем символическом дереве, вкусив плоды от которого, люди могли стать «как боги, знающие добро и зло», то есть приобщиться к каким-то высшим знаниям. И когда, вопреки запрету, Адам и Ева вкусили от этого дерева, бог, подобно древнемексиканским богам, разгневался: «Вот Адам стал как один из нас (богов. — А. Г.), зная добро и зло, и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни и не вкусил и не стал жить вечно».

Дерево познания, как некий символ, мы встречаем у самых различных народов — и в древнем Вавилоне и у ацтеков. Ирландский фольклор говорит о Томасе, который обрел дар ясновидения, вкусив плод от этого дерева. Именно под деревом произошло «просветление» Будды, когда ему внезапно открылись высший смысл бытия и высшая мудрость. Индийская традиция часто изображает бога Вишну также под деревом, под так называемым «космическим деревом», плоды которого символизируют собой высшее знание, знание прошлого и будущего. В Японии в этой роли выступает апельсиновое дерево, в Китае — дерево кассия, на Ближнем Востоке — сикамора, у друидов — дуб и т. д. Но вот что характерно: всякий раз с деревом познания связан символ катастрофы, уже знакомый нам символ змея, вод или дракона. Иными словами, непременно сочетаются три символа: змей (дракон), воды и дерево.

Так, в гельских преданиях о священном дереве, плоды которого даруют сверх естественные познания и мудрость, говорится, что путь к нему преграждает дракон, живущий в озере. Точно так же в греческих мифах змей Ладон охраняет дерево Зевса, несущее золотые плоды. Чтобы достать эти плоды, Гераклу пришлось убить змея. Так же поступает и древнеегипетский Нанеферкаптах, убивший «бессмертного змея», стража книги магических знаний. Это изображение находим мы и в Шумере.

По буддийской традиции, в Индии, Японии и Китае считается, что змеи Нага, символизирующие наводнение, «большую воду», также обитают в озере, преграждая путь к священному дереву. Вкусивший плодов с этого дерева получает «сверхъестественное зрение, ему открывается все прошлое».

Не составляют исключения и предания языческих славян: на острове Буян живет огненная змея Гарафена. Она хранительница мудрости и магических знаний. Лежит он под дубом, у липового куста.

Точно так же в древней Мексике путь к священному кактусу, растущему на берегу озера, преграждает бог вод и наводнения Тлалок, живущий в озере.

Так повсеместно змей, символ потопа, катастрофы, как бы преграждает путь к символу знаний — к священному дереву познания. Возможно, с этой символикой связано и то, что у ацтеков их утраченную прародину Тамоанман обозначало изображение сломанного дереза.

Однако, как мы видели из сообщений древних авторов (Абу Балкхи, Манефона, Иосифа Флавия, Страбона и других) явствует, что какую-то часть знаний удалось спасти. Среди общей дикости и варварства их хранителями стали, очевидно, ограниченные, замкнутые группы людей. На Британских островах это были друиды, в Индии — брамины, в Египте — те, кого мы условно называем жрецами. Позднее, когда здесь возникло государство, они действительно составили в нем жреческое сословие, которое утверждало свое господство, пользуясь монополией знаний.

Много тысячелетий, из поколения в поколение, избранные передавали древние знания, хранимые в глубокой тайне. В одном из святилищ египетские жрецы показали Геродоту 341 статую верховных жрецов, последовательно сменявших друг друга. Нетрудно рассчитать, что для того, чтобы число статуй достигло этой цифры, жречество должно было бы существовать здесь не менее 10000 лет, иными словами — появиться где-то сразу после катастрофы.

Можно предположить, что подобные группы хранителей прошлых знаний пытались ускорить медленный процэсс эволюции человечества, сообщая людям те практические сведения, которые они могли воспринять. Память об этом мы находим у разных народов в форме воспоминаний о неких просветителях, появившихся неведомо откуда и принесших им знания.

Прежде всего, конечно, приходит на ум легендарный Прометей, научивший людей пользоваться огнем. Но Прометей был не одинок.

В Южной Америке первый инка, легендарный Манко Капак, прибывший из-за моря, научил окрестные племена земледелию и ремеслам. Бог Бочикэ, явившийся с Востока в образе бородатого старца, принес людям календарь. Ицамна (Юкатан) или Саме (Южная Америка), прибывший также с востока, из-за океана, научил их заниматься сельским хозяйством и скотоводством, делать мосты и рубить деревья. Он же, согласно преданиям, принес письменность.

Но над всеми этими фигурами просветителей возвышается герой мексиканского эпоса Кецалькоатль, пришелец с востока, принесший знания металлургии и сельского хозяйства.

Сообщения о подобных героях-просветителях, принесших людям различные практические знания, находим мы и у народов Южной и Средней Азии. Вавилонский историк Бероз, наделяя фантастическими чертами некое существо по имени Оаннес, писал, что оно периодически являлось к людям и сообщало им много полезных сведений, Оаннес научил людей, по словам Бероза, «понимать письменность и обучил их различным искусствам. Он научил их строить города и сооружать хромы, составлять законы и объяснил им законы геометрических знаний».

Несколько любопытных деталей. Оаннес прибыл откуда-то из-за моря, он не мог есть ту пищу, которой питались остальные жители Шумера, и говорил на языке, которого никто не знал.

Раннехристианский апокриф «Книга Еноха» также содержит сведения о каких-то существах, принесших людям знания. Автор этих записей называет их ангелами. «Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири и научил их видеть, что было позади их, Баракеал — наблюдению над звездами, Кокабел — знамениям, и Темлел научил наблюдению над звездами, и Асрадел научил движению Луны».

Жители острова Пасхи рассказывают о своем великом боге-просветителе Маке-Маке, обучившем их пользоваться рыболовными сетями. Маке-Маке был королем островов Моту-Марио-Хива, погрузившихся на дно океана.

То, что эти, возможно, реально существовавшие люди были возведены в ранг богов, не должно удивлять нас. Истории известны факты подобного обожествления героев-просветителей. Мореплаватель Кадм, например, привезший в Грецию письменность, был официально возведен в ранг полубога.

Во всяком случае, сведения о неких просветителях-пришельцах — носителях знания — повсеместны.

 

Date: 2015-08-07; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию