Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страховка и помощь в процессе занятий





Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастиче­ских упражнений, но и избегать травм.

Страховка и помощь имеют немаловажное психологическое значение, так как снимают страх при выполнении рискованных эле­ментов и тем самым ускоряют их освоение.

Под страховкой понимают готовность тренера или гимнаста своевременно оказать помощь выполняющему упражнение в слу­чае неудачной попытки.

В отличие от страховки помощь предусматривает «проводку» спортсмена по траектории исполняемого им движения, подталки­вание и поддержку.

«Проводка» облегчает овладение движением в целом. Приме­няя «проводку», тренер должен приложить лишь такие физические усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика. Под­талкивание— кратковременная физическая помощь, которая ока­зывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.

Поддержка осуществляется тренером, когда занимающийся находится в статических положениях (например, в исходных, про­межуточных и конечных положениях), особенно в случаях, когда гимнасты еще недостаточно правильно используют свои усилия.

При поддержке телу гимнаста придают необходимые положе-


 



3 —699 65


               
   
     
     
 
 

ния относительно снаряда или позволяют своевременно выполнить перехваты руками. При разучивании поворота кругом на брусьях на махе вперед тренер удерживает гимнаста в высшей точке маха

вперед, помогая ему своевременно и правильно поставить руки;ia жерди после поворота.

В результате применения различ­ных видов физической помощи у зани­мающегося формируются правильные двигательные представления, необхо­димые для овладения навыками само­стоятельного выполнения упражнений. По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень при­ложения физических усилий тренером уменьшается, а затем прекращается вовсе. При исполнении опорных прыж­ков, соскоков со снарядов и других упражнений тренеры обычно поддер­живают занимающихся захватом за предплечье и плечо. Иногда такие под­держки осуществляют вдвоем. Чтобы оказывать помощь спортсмену, выпол­няющему упражнения на высоких сна­рядах, тренер становится на специаль­ную подставку или просто на коня, козла и т. п. (рис. 45).

В практике технической подготовки гимнастов в настоящее время широко применяют специальные пояса для страховки (рис. 46). В ряде случаев на начальных стадиях разучивания рискованных упражнений руки гимна­стов закрепляют на снаряде с помо­щью специальных петель.

Придавая большое значение стра­ховке и помощи без технических средств и с ними, следует, однако, предостеречь от злоупотребления ими, так как это нередко лишает гимнаста уверенности, а у некоторых из них

появляется излишний страх, следствием которого могут быть и травмы. Умелое использование приемов помощи и страховки со­кращает сроки обучения и помогает гимнастам преодолевать пси­хологические барьеры (страх). В. И. Чукарин, А. Б. Кривенко, Н. И. Славик отмечают, что у 60% гимнастов страх проявляется на тренировках, а у 40% —на соревнованиях.

Основными причинами появления страха являются: а) ошибки в технике исполнения, ведущие к нарушению двигательного навы-


ка; б) ошибки в методике обучения; в) изменение обстановки;

г) усталость гимнастов; д) несоответствие уровня развития физи­
ческих качеств требованиям техники выполнения разучиваемого
упражнения.

Чувство страха зависит и от других факторов: а) высоты сна­ряда; в) скорости вращения тела гимнаста в упражнении; в) ста­дии формирования навыка (создание представления, уточнение его или совершенствование); г) техники исполнения упражнения;

д) наличия безопорных фаз в упражнении.

Исследования показывают, что 70% гимнастов преодолевают страх довольно быстро, а 30%—медленней, причем некоторые гимнасты — с большим трудом. Гимнаст, отличающийся сильной нервной деятельностью, способен быстрее преодолевать трудности, связанные с появлением страха.

Бороться с появлением отрицательных эмоций следует посте­пенно, последовательно увеличивая степень рискованности упраж­нения. Достигается это путем изменения структуры изучаемого упражнения, постепенного увеличения высоты снаряда, уменьше­ния степени физической помощи (например, страховать подвес­ным, ручным поясом, а затем без них).

В случае срыва гимнаста рекомендуется повторить упражнение сразу. Чтобы побудить ученика выполнить элемент, которого он боится, тренеры поступают по-разному. В одних случаях стара­ются внушить гимнасту, что ничего страшного нет и страховка вполне надежна, в других — приказывают. Иногда целесообразно сделать перерыв в обучении, чтобы восстановить нервную систему занимающегося.


Страховка и физическая помощь взаимосвязаны. При само­стоятельном же выполнении упражнений, когда физическая по­мощь и страховка сведены к минимуму, решающее значение при­обретает самостраховка.

(

Приступая к самостоятельному выполнению упражнения, гим­наст должен владеть способами самостраховки. В случаях, когда он выполняет упражнение со страховкой, тренер обязан внимательно наблюдать за гимнастом до полного окончания им упражнения. Особенно важно следить за приземле­нием, так как в результате неудачи здесь могут быть различные падения и как следствие — травмы.

Вариативность приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и обучаемого (рост, вес, физическая сила, скорость двигательной реакции, размер ладоней и др.).

Страхующий обязан:

а) хорошо знать технику выполняемого упражнения и в зави­
симости от обстановки правильно выбирать место для оказания
страховки и помощи;

б) умело использовать разновидности страховки, не мешая
гимнасту выполнять упражнения;

в) знать индивидуальные особенности учеников.

В целях предупреждения травм целесообразно в форме опроса

3* 67


                   
 
   
     
   
   
 
 
 

выявить у занимающихся их знания о технике изучаемых движе­ний (моментов отпускания рук, разгибаний, хлестовых движений и т. п.). Важно помнить, что одна из причин травматизма — недо­статочная общая и специальная разминка, особенно перед выпол­нением движений, связанных с выкрутами (кольца, перекладина). На тренировке не следует чрезмерно увлекаться повторением од­нотипных элементов и соединений, особенно прыжками и соскока­ми с большой высоты.







Date: 2015-08-07; view: 415; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию