Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утопия(Сен симон, Фурье, Оуэн). Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации зародились много веков назад





Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации зародились много веков назад. Первые идеи утопического социализма появились в позднее средневековье, а рассвета они достигли в эпоху становления капитализма в Западной Европы. Ведущие представители социалистов-утопистов Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Выражал мечты работников наемного труда, они выступали с критикой капитализма, вскрывали его недостатки, противоречия, упирая на бедность и нищету трудящихся, и заявляли, что должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества.

 

Идеальный общественный строй они называли по-разному: Сен-Симон - индустриализм, Фурье • гармонией, Оуэн - коммунизмом. В основе такого строя - отсутствие эксплуатации, ликвидация противоположности между умственным и физическим трудом, частной собственности на средства производства. Реальных путей перехода к такому обществу они не видели. Своими задачами считали - просвещение, пропаганду идей, воплощение их в жизнь путем создания коммун, «фаланстера», «базаров справедливого обмена». Выдвигая фантастические проекты будущего общества, себя они ставили над классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, апеллировали к господствующим классам, пропагандируя идеи социальной справедливости. Они отвергали политическую борьбу и революции. Марксисты именно в последнем и видят их утопизм.

 

Анри Клод де Ребруа Сен-Симон (1760- 1825гг.) - потомственный аристократ. Движущей силой развития общества объявил просвещение людей. Будущее справедливое общество - индустриальная система на базе крупного промышленного производства, которое развивается определенному плану, а управление осуществляется из единого центра индустриалами. План развития составляют ученые, промышленностью непосредственно управляют капиталисты, имеющие богатый опыт организации работ, а рабочие - непосредственно трудятся над выполнением разработанных планов. Этим устраняется анархия производства, устанавливается ее плановость и централизм в управлении экономикой. За капиталистом сохраняется право получать доход как вознаграждение за капитал и организацию работ. Сен-Симон отмечал принцип обязательности труда для всех «на пользу человечеству». Цель будущего общества - создание необходимых и полезных вещей, а общее благополучие будет способствовать умственному развитию всех членов общества. Функции государства - развитие науки, искусства, промышленности, а охрана общественного порядка - дело общественное Ф. Энгельс отметил в его идеях «зародыши почти всех позднейших социалистических идей».

 

Шарль Фурье (1772-1832гг.) - выходец из купеческой семьи, торговый агент, самоучка.

 

В основу его социальной утопии положена теория страстей, которые он делит на три группы: материальные страсти - вкус, зрение, осязание, слух и обоняние; «влечение души» - дружба, любовь, честолюбие, «верховные страсти» - энтузиазм, новаторство, соревнование.

 

Человек наделен богом только положительными наклонностями, плохие (корысть, зависть, жадность, паразитизм, лень) - формируются обществом. Определяющий фактор каждого периода - не уровень производства, а характер проявления страстей и природы человека. Ш. Фурье протестует против несправедливости капитализма и делает вывод о необходимости его изменения. Указывая на экономические кризисы, он увязывал их с анархией производства и называл - бедствие от изобилия. Предсказывал смену свободной конкуренции монополиями, он дал им свою классификацию - колониальная, простая морская, кооперативная или монополия объединений, казенная или государственное управление. Но он был сторонником реформ, а не революций. Справедливое общество должно быть бесклассовым, гармоничным, состоит из ассоциаций производителей (фаланг), которые занимают определенные земельные участки, где производят продукцию и сами ее распределяют. Основа строя - земледелие, промышленность играет подчиненную роль. В фаланге существует частная собственность и капитал, распределение частично - и по капиталу. Но это не принципиально, т.к. все капиталисты станут рабочими, а рабочие - капиталистами. Труд превратится в жизненную потребность и удовольствие, последствия разделения труда, уродующие человека, исчезнут, противоположность между умственным и физическим трудом, городом и деревней тоже. Производительность свободного труда будет расти, а стимулом этого станет - соревно­вание. «Гармоничном общество» берет на себя задачи воспитания детей и «освободит женщину». Именно эти идеи изложил в работе «Новый промышленный и общественный мир» экономист, философ, мечтатель Ш. Фурье.

 

Роберт Оуэн (1771-1858гг.) - представитель утопического социализма в Англии. Его социальная утопия отрицала всякую частную собственность В 20 лет Оуэн директор прядильни в Манчестере, в 1800г. - владелец фабрики в Нью-Ленарке. Пишет ряд работ - социалистических проектов «с целью спасти человечество»: «Об образовании человеческого характера» (1814), «Доклад графству Нью-Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом нравственном мире» (1840). Резко критиковал капитализм, его противоречивость и хаотичность, отмечая «троицу зол»: частная собственность, религия и брак на основе собственности Он считал, что человечество не разрешит своих проблем, пока имущество не станет общественной собственностью. Но - мирным путем, без классовой борьбы В отличие от французских единомышленников его программа отличалась скрупулезностью и практицизмом Характерная особенность - опора на трудовую теорию стоимости Д. Рикардо. Он предложил уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат - «рабочие деньги» Организовал «Базар справедливого обмена», который быстро обанкротился (ходовой товар быстро разобрали с целью перепродажи, а базар затоварился неходовым товаром) Предложил капиталистам продать средства производства профсоюзам. Критиковал теорию народонаселения Т. Мальтуса и искренне верил в приход социализма путем принятия разумных законов и просвещения населения. Ячейка будущего общества - кооперативная община, основа богатства - обязательный труд для всех - от каждого по способностям - каждому по труду Для уничтожения противоположности между городом и деревней - труд в общине необходимо чередовать Он создал кооперации в США «Новая гармония», в Англии «Арбистон» и «Мизеруэлл», которые или распались или стали коллективными капиталистическими предприятиями. Ф. Энгельс подчеркивал, что «теоретический социализм никогда не забудет, что стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна».

 

 

Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

1 Утопический социализм в древности

2 Предсоциализм в средневековье

3 Утопический социализм в новое время

4 Утопический социализм в ХIX веке

5 Утопический социализм в России

6 Примечания

7 Литература

 

Утопический социализм в древности

 

Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства. Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора, так имифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.

 

В Древних Греции и Риме зачатки идей утопического социализма проявились в идущем ещё от Гесиода мечтании о возвращении минувшего «золотого века», когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации. Тема достижения справедливого политического устройства была одной из наиболее обсуждаемых греческими философами, искавшими решение проблемы имущественного неравенства и «естественного состояния» общества, в котором оно пребывало в доклассовые времена. Нужно также отметить и роль уравнительных реформ в Спарте, а также платоновскую модель рабовладельческого «коммунизма», осуждавшую частную собственность («Государство»).

 

Значительный вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства, несущая в общество проповедь братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма. Воздействие этих идей сохранило свою силу вплоть до ХIX века, когда легло в основу теории христианского социализма.

 

Предсоциализм в средневековье

 

Во время господства феодальных хозяйственных отношений взгляды, близкие к утопистско-социалистическим, формировались прежде всего на религиозной почве и выливались в виде многочисленных ересей — вальденсов, бегардов, таборитов, катаров, лоллардов, апостольских братьев, анабаптистов и других, объяснявших возникновение социального и имущественного неравенства в первую очередь отступничеством церкви и правящих классов от истинных идеалов раннего христианства. Несмотря на религиозную форму ересей, они имели конкретное экономическое содержание, выраженное в ожидании всеобщего блага и счастья людей, наступлении «тысячелетнего царства»[1], пропагандировали отношения, характерные для первых христианских общин. В некоторых из этих сект воскрешались идеалы евангельского учения и создавались самоуправляемые общины с аскетической уравнительностью в потреблении и совместным ведением хозяйства[2]. В редких случаях этот крестьянский религиозный коммунизм перерастал в вооружённое общественное движение, как это случилось в позднее средневековье в Чехии, во время Гуситских войн (табориты) и в Германии, во время Крестьянской войны XVI века (Т. Мюнцер).

 

В XVI—XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма считается английский писатель-гуманист Томас Мор. Его главное сочинение — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В книге автор показывал несовершенство существовавшего строя, бедства крестьян, причину которых видел в частной собственности. Он создал идеальное государство Утопия, в котором господствует общественная собственность, общественное производство, справедливое распределение. Все жители Утопии обязаны работать, а в свободное время изучать науки и искусства. Все произведённое является общественным достоянием, а изобилие материальных благ позволяет распределять их по потребностям. Политический строй основан на демократии[2].

 

В Италии известным сторонников утопического социализма был Томмазо Кампанелла. В своей книге «Город Солнца» (1623) Кампанелла, также как и Мор, создал идеальное государство, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями[2].

 

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Они воспевли крупные города, а главную роль в создании нового строя отводили государству в лице великого политика, завоевателя, мыслителя, действующих с помощью пропаганды и примера[2][3].

 

Утопический социализм в новое время

 

Одними из первых социалистов-утопистов нового времени были англичане Дж. Уинстэнли и Джон Беллерс. Во Франции социальные утопии XVII—XVIII веков выливались как правило в форму художественных романов-путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу (Г. де Фуаньи, д´Алле, Гедевиль и другие). В XVIII веке с проповедью революционного ниспроведения гнёта и эксплуатации выступал Ж. Мелье, стоявший на позициях общинного патриархального коммунизма. Для многих коммунистических сочинений того же столетия основополагающим мотивом была просветительская теория «одинаковости естественной природы» человечества и вытекающего из этого положения «равенства прав» всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права.

 

Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение земли в общедоступную собственность. В годы Великой французской революции происходила политизация этих идей морального социализма. Сторонники эгалитарных (уравнительных) утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества («Бешеные»). С дальнейшим углублением революции происходила радикализация взглядов утопистов-революционеров: от наивных первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции — до планов коммунистических преобразований с помощью санкюлотской революционной диктатуры (Ф. Буассель). Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных, впервые выдвинувших требование коммунистической революции с введением после её победы коммунистической диктатуры и обосновавших необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму. Выражая взгляды людей домашинной эпохи, бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую уравниловку, всеобщий аскетизм, выказывал негативное отношение к людям умственного труда.

 

Утопический социализм в ХIX веке

 

В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права». В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.

 

В то же время печальный исход Великой Французской революции свидетельствовал о несостоятельности действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей. Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идеи- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.

 

В это время в среде последователей социализма возникают движения — сен-симонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и другие), фурьеризм (В. Консидеран), оуэнизм. Предпринятые в 20 — 40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом. Та же судьба постигла и «икарийские» колонии Э. Кабе. Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг. Наиболее известная — Брукфарм, близ Бостона, просуществовала с 1841 по 1846 год.

 

В 1830 — 40-х года в среде социалистов выкристаллизовывается несколько течений. Одно разрабатывало проекты производительных ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, К. Пеккёр, П. Леру и другие) или ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон) и рассматривало их как основное средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путём на основе сотрудничества классов. Другое течение, английских социалистов-рикардианцев (У.Томпсон, Д. Ф. Брей и другие) объявили прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, и для устранения этой несправедливости выдвинули экономически необоснованную теорию получения рабочими «полного продукта их труда». Тем не менее в Англии это течение косвенно способствовало развитию чартистского движения.

 

В среде тайных революционных обществ Европы 30 −40-х годов XIX века создавались учения необабувистского коммунизма, с его требованием немедленного коммунистического переустройства путём революционного переворота и введения революционной диктатуры, вводящей общность имущества. Во Франции эти воззрения разделяли Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и другие. Использование теоретиками социализма и коммунизма этого времени некоторых идей утопического социализма позволило им сделать важный шаг от уравнительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности». В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория утопического коммунизма достигла своей вершины.

 

Близкую форму к утопическому социализму представляли взгляды китайского революционного демократа Сун Ят-сена. Таким образом, можно констатировать, что учение утопического социализма было не региональным, чисто европейским явлением — его идеи, соединяясь с идеологией национально-освободительных движений, выдвигались также в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

 

Утопический социализм в России

 

Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.

 

В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма (В. С. Печерин и др.). Такой «религиозный» социализм продолжал существовать и позже- среди некоторых петрашевцев и народников, а также членов Кирилло-Мефодиевского общества.

 

В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.

 

В 60 — 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма — «русский», или крестьянский социализм, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Впрочем, иногда рассматривались и иные возможности строительства социалистического общества — например, через создание крупной промышленности (Д. И. Писарев и др.).

 

Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским, которого В. И. Ленин считал «величайшим представителем утопического социализма в России». В 70 — 80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи (П. Л. Лавров и др.).

 

 

Утопический социализм был симптомом, выразителем мечтаний народа, пролетариата, ставшего массовым классом при капитализме. Содержание идей утопического социализма отражало стремление зарождающегося проле-тариата к переустройству общества в интересах народа. Основой этому была критика капитализма.

Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации сущест-вовали всегда. Первоначально они приняли форма религиозных движений. Скажем, с этой точки зрения Христос был социалистом и даже коммунистом. Это первая ступенька к социализму.

Вторая ступень - социалистические идеи ХV века. К числу его первых представителей относится английский гуманист и писатель Томас Мор, на-писавший книгу "Утопия". Это была фантастика об идеальном строе, где нет частной собственности, производство и сбыт обобществлены, труд является всеобщей обязанностью, а распределение осуществляется по потребностям.

Другим представителем утопизма был Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавший книгу "Город Солнца". Это был монах-доминиканец, проведший 27 лет в тюрьмах, в которых он и написал эту книгу. В этой фантастике также были идеальная община людей, которые жили без семей и частной собствен-ности, детей воспитывало государство, труд был обязательным и длился 4 часа в день, процветали наука и просвещение.

Были и другие представители этого социализма, в том числе француз Мабли (1709-1785), Жан-Жак Руссо (1712-1778) и другие.

Расцвета, наибольшего значения социалистические взгляды приобрели к концу ХVIII и началу ХIX века. Причиной была пауперизация основного класса общества - наемных работников или пролетариев. В этот период в полной мере проявились неблаговидные черты капитализма - накопление капитала в руках немногих субъектов, поляризация общества, пауперизация трудящихся. Все это и породило критику капитализма представителями раз-ных слоев общества. Антикапиталистические идеи широко пропагандирова-лись в художественной литературе, в том числе и в фантастике, в публици-стике, в научных трудах. Многие выдающиеся умы человечества выступили поборниками новых экономических порядков, основанных на принципах свободы, равенства, братства, коллективизма, справедливости и т.п. Все это и получило название утопического социализма.

 

 

Сен-Симон, Анри (Генрих)

 

(1760 - 1825) - французский социалист-утопист, родился в старинной аристократической семье. Разочаровавшись в окружающей среде, Сен-Симон становится решительным врагом паразитических сословий. В своих многочисленных сочинениях Сен-Симон развивает мысль о прогрессивном движении человеческой истории и предсказывает замену современного ему эксплоататорского строя социалистическим обществом, основанным на началах взаимной солидарности и общего сотрудничества. В этом будущем обществе стремлениям человеческой личности будет обеспечен самый широкий простор; вместо власти человека над человеком будет существовать только власть коллективного человека над вещами. Учение Сен-Симона опиралось на молодую буржуазную радикальную интеллигенцию. - В России идеи Сен-Симона были довольно сильно распространены среди передовой русской интеллигенции 30-х и 40-х годов XIX века.

 

ФУРЬЕ, ФРАНСУА МАРИ ШАРЛЬ

 

ФУРЬЕ, ФРАНСУА МАРИ ШАРЛЬ (Fourier, François Mari Charles) (1772–1837), французский социалист-утопист. Родился 7 апреля 1772 в Безансоне в семье торговца одеждой. В годы Великой французской революции участвовал в Лионском антиправительственном восстании. Его семейная собственность была конфискована, а самого Фурье посадили в тюрьму. Спустя некоторое время он был призван на военную службу. В 1799 стал коммивояжером. Во время одной из деловых поездок Фурье обратил внимание на то, что яблоко в парижском ресторане стоит в сто раз дороже, чем в Безансоне. Это стало моментом озарения – постижения сути «нового социетарного порядка». Фурье предпринимал неоднократные попытки заинтересовать своими концепциями официальных лиц, но поддержки так и не нашел.

 

В 1808 он опубликовал свой главный труд – Теорию четырех движений и всеобщих судеб (Théorie des quatre mouvements et des destinées générales). Согласно Фурье, стержнем идеальной системы социальной организации является фаланга. Она заключает в себе идею всеобщего братства и основывается на соответствии частных и общих интересов. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством. В ней объединяются от 1700 до 2000 человек. При свободном проявлении способностей одна личность дополняется другой, что составляет основу счастья всех вместе и каждого в отдельности. Работа в фалангах привлекательна, поскольку труд соответствует способностям и наклонностям каждого индивидуума. Рабочие бригады создаются на основе взаимной любви. Каждая бригада в психологическом отношении представляет «серию». К другим «сериям» она относится как к конкурентам, но без враждебности, свойственной классовому обществу. Предполагалось, что члены фаланги могут менять занятия, удовлетворяя «инстинкты приятной изменчивости». В процессе разнообразных занятий человек может испытывать чувство любви, соперничества или причастности к «каббалистическому». Под последним понятием Фурье подразумевал «притяжение» к загадочному, таинственному. Все эти инстинкты, считал он, следует воспринимать как дар Божий и высвобождать, а не подавлять их, как это происходит в современном обществе, где они превращаются в разрушительные страсти.

 

На протяжении всей жизни Фурье пересматривал и уточнял свои идеи, вводя в «систему» новые термины и теории. Самые важные из его последних работ – Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации (Traité de l'association domestique agricole, 1822), Новый хозяйственный социетарный мир (Le nouveau monde industriel et societaire, 1829) и Ложная промышленность (La fausse industrie, 1835–1836).

 

Умер Фурье в Париже 10 октября 1837. На основе его идей сложилась «социетарная школа», приверженцем которой стал В.Консидеран. В середине 19 в. система Фурье, переработанная и уточненная, оказывала заметное влияние на мыслителей, устремленных к поиску нового социального идеала. Последователи Фурье провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери (шт. Массачусетс).

 

 

Р.Оуэн — прагматик и утопист

Особо надо сказать о деятельности Роберта Оуэна (1771 —1858). Нам он известен скорее как представитель утопического социализма — один в ряду многих. Но с точки зрения истории менеджмента он был выдающейся фигурой, причем самыми значительными являются не его теоретические взгляды на общество, а практические эксперименты. Этот факт отмечают все крупнейшие историки менеджмента, в том числе Питер Друкер и Ричард Ходжеттс.

 

Долгая жизнь Р.Оуэна почти совпала с хронологическими рамками великой промышленной революции. Он родился в семье лавочника, а в школе учился всего четыре года. Уже в двадцатилетнем возрасте Оуэн начинает заниматься предпринимательской деятельностью. В 1800 г., в то самое время, когда Болтон и Уатт проводят свои знаменитые эксперименты, тридцатилетний Роберт Оуэн становится владельцем крупной текстильной фабрики в Нью-Ленарке (Шотландия). Кроме того, одно время он являлся также менеджером в «Чарлтон Твист Компания в Манчестере. Оуэн, благодаря более своим современным и эффективным принципам управления, вывел эту компанию в число национальных лидеров.

 


 

 

 

Date: 2015-08-07; view: 1323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию