Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадровый потенциал таможенных органов





ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Федеральная таможенная служба

 

Региональные таможенные управления Таможни центрального подчинения

 

Таможни

 

Таможенные посты

Зарубежные представительства таможенной службы ФТС России

Рис. 1 - Структура таможни России

Структура таможни России является четырехуровневой (Рис. 1). На первом, верхнем уровне располагается Федеральная таможенная служба России (ФТС РФ), являющаяся федеральным органов исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Далее, на втором уровне находятся региональные таможенные управления (РТУ). В настоящее время наименования и места расположения основных РТУ совпадают со столицами федеральных округов.

На третьем уровне находятся непосредственно таможни. В основной своей массе они занимаются непосредственно таможенным оформлением и действуют в пределах одного субъекта федерации и подчиняются соответствующим РТУ. Кроме того существуют таможни, производящие таможенное оформление и непосредственно подчиненные ФТС России (например, Центральные энергетическая и акцизная, Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская таможни). Имеются и специализированные таможни, не занимающиеся таможенным оформлением, например - оперативная таможня (в такой организации работник таможни занимается выявлением контрабанды), или базовая таможня, выполняющая тыловые функции.

1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ

ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

Начиная с 1991 года реализовывалась программа формирования российской таможенной службы, создания, укрепления и развития сети таможенных органов на таможенной границе и таможенной территории России. И данная программа дала свои результаты. За короткий срок создана широкая, разветвленная сеть таможенных органов, охватывающая всю территорию страны, в том числе новые границы с государственными — бывшими союзными республиками СССР. В целом она отвечает потребностям осуществления таможенного дела в интересах экономики страны. Действующий состав таможенных органов имеет свою организационную структуру. Формализация ее в структуре ФТС России, типовых структурах регионального таможенного управления, таможни и таможенного поста является важнейшим фактором организационного обеспечения этих органов. Создана вертикаль организационно распорядительных отношений, обеспечивающая взаимосвязи и взаимодействие подразделений с аналогичными функциями на разных уровнях единой организационной и управленческой структуры. Такая структура создает упорядоченность и организованность системы таможенных органов при выполнении возложенных на них функций.

Рассмотрим современную организационную структуру таможенных органов.

ФТС России имеет дифференцированную и разветвленную структуру. Во главе его находится Председатель, имеющий ряд заместителей; образуется коллегия, а также консультативный совет по таможенной политике. Деятельность структурных подразделений ФТС строится по производственно-функциональному признаку. Это управления организации таможенного контроля; по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; правовое; таможенно-тарифное; федеральных таможенных доходов; таможенной статистики и анализа; финансовое; материально-технического снабжения; техническое; кадров и учебных заведений; внешних сношений; отделы по связям со средствами массовой информации и общественностью; валютного контроля; служба охраны таможенных органов РФ и др.

Одним из основных подразделений в структуре ФТС является Управление организации таможенного контроля. Его задачи и функции определяются характером и содержанием таможенного контроля, которые сформированы в ТК и в других нормативных актах.

Таможенный контроля осуществляют должностные лица таможенных органов путем проверки таможенных документов, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра. Последний является исключительной формой таможенного контроля.

Управление не только непосредственно организует проведение таможенно-контрольной деятельности на территории РФ, но и осуществляет методическое руководство его в пределах своей компетенции.

Оно планирует деятельность таможенных учреждений по осуществлению таможенного контроля, разрабатывает схемы технологического контроля, участвует в организации взаимодействия с погранслужбами, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами при осуществлении контроля за перемещением через границу товаров, личной клади и багажа физических лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.


Данное управление руководит таможенным контролем за автотранспортными средствами, воздушными, морскими и речными судами, железнодорожными перевозками и перевозимыми этими видами транспорта грузами, за перемещением через границу литературы, печатных. аудиовизуальных материалов и культурных ценностей. В этих целях управление разрабатывает рекомендации относительно сети зон таможенного контроля, перечня документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, правил выборочности такого контроля и технологии его проведения. В состав управления входят следующие отделы: создания и развития таможенной инфраструктуры; организации таможенного контроля в неторговом обороте, контроля за грузами в торговом обороте. Руководство управления — начальник и его заместители. Одним из ведущих подразделений ФТС России является управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. С расширением и усложнением правоохранительных задач таможенных органов, обусловленных в частности, принятием ГК, видоизменились и существенно дополнились конкретные направления деятельности указанного управления. Возложение на таможенные органы производства дознания по делам о контрабанде и о других преступлениях в сфере таможенного дела, а также проведение оперативно-розыскной деятельности, производство по делам о нарушениях таможенных правил и рассмотрение этих дел не только расширило диапазон деятельности таможенных органов в целом, но и потребовало серьезной перестройки работы рассматриваемого управления.

Непосредственное руководство управлением осуществляет начальник, который имеет своих заместителей. В состав управления входят отделы: организации борьбы с таможенными правонарушениями в торговом обороте; по борьбе с контрабандой наркотиков и организации кинологической службы; организации борьбы с таможенными правонарушениями в неторговом обороте; контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил; организации дознания по делам о контрабанде.

Большую роль при подготовке нормативных актов играет правовое управление. Оно является в структуре ФТС своеобразным центром, непосредственно объединяющим и в известной мере координирующим эту деятельность в рамках ФТС, а также непосредственно осуществляющим в ходе ее проведения взаимосвязи с нижестоящими таможенными органами — региональными

таможенными управлениями, региональными таможнями и таможнями. Конечно, участие в подготовке и издании нормативных актов — это не исключительная прерогатива данного управления, в этом процессе участвуют все основные подразделения ФТС. Поэтому правовое управление выступает не только в качестве объединяющего и координирующего центра, но и в качестве своеобразного консультативного подразделения по правовым вопросам.

Управление проводит значительную работу по систематизации и кодификации таможенного законодательства.

К числу сравнительно новых подразделений в структуре ФТС, образование которых было связано, как уже отмечалось, с изменением характера и развитием таможенного дела, относятся Таможенно-тарифное управление; Управление федеральных таможенных доходов; Управление таможенной статистики и анализа; Отдел валютного контроля. Аналогичные подразделения создаются и в нижестоящих таможенных органах. Названные структурные подразделения и таможенные учреждения (организации) нацелены на осуществление таможенно-тарифных задач и функции, а также на организацию деятельности в сфере таможенных доходов, валютного контроля, финансов, ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.


Таможенно-тарифное управление отвечает за разработку предложений о мерах таможенно-тарифного регулирования и введение этих мер в действие, контролирует исполнение разработанных мер, оценивает результаты их применения и вносит соответствующие предложения руководству ФТС.

Одна из главных задач управления — обеспечение введения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и внедрение ее в практику таможенного тарифа. В составе управления имеются следующие отделы: отдел таможенно-тарифного регулирования, который разрабатывает предложение по таможенному тарифу, участвует в подготовке нормативных актов по таможенному обложению; отдел номенклатуры, решающий проблемы введения Гармонизированной системы, контролирующий номенклатурный перечень товаров, подлежащих лицензированию, квотированию и другим видам государственного регулирования экспорта-импорта, а также доводящий этот перечень до сведения таможенных органов, отдел экономических таможенных режимов, который внедряет меры нетарифного регулирования, участвует в разработке нормативных актов о свободных таможенных зонах, свободных таможенных складах.

Управление федеральных таможенных доходов отвечает за организацию полной и своевременной уплаты таможенных платежей и таможенных сборов. Его компетенция значительно шире простой организации взимания экспортно-импортных пошлин и таможенных сборов и контроля за этими операциями. Управление разрабатывает концепции и технологии взимания таможенных платежей, проводит в этой области единую политику, а также осуществляет контроль за декларированием товаров и за деятельностью таможенных органов в свободных экономических зонах.

В разделе БТК определена компетенция таможенных органов РФ в области валютного контроля. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей. а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Рассматривая вопросы о функциях ФТС в области валютного контроля, следует сказать о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю в тесном взаимодействии с которой решает свои задачи ФТС.

Управление таможенной статистики и анализа организует и объединяет деятельность по ведению таможенным органами таможенной статистики. Таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу, а также предоставляют и публикуют данные таможенной статистики. Таможенные органы ведут также специальную таможенную статистику в порядке, определенном ФТС.


Рассмотрим теперь статус структурных подразделений ФТС, обосновывающих нормальную жизнедеятельность таможенных органов и таможенной службы в РФ в целом, развитие таможенной инфраструктуры, создание жизненно-бытовых условий, оплаты труда сотрудников этих органов.

Значение Финансового управления в осуществлении финансового обеспечения сложной и многообразной деятельности таможенных органов и развитии таможенной инфраструктуры трудно переоценить. Оно взаимодействует со всеми структурными подразделениями ФТС. В отношении финансовой деятельности нижестоящих таможенных органов оно выполняет также контрольные функции. Управление возглавляет начальник, имеющий заместителей. В его состав входят финансово-экономический отдел; контрольно-ревизионных отдел; отдел бухгалтерского учета и отчетности.

Управление кадров и учебных заведений. Кадровая политика в таможенной службе в целом осуществляется руководством ФТС и в определенной мере практически реализуется каждым из управлений и отделов ФТС. а также соответствующими подразделениями нижестоящих таможенных органов.

Данное управление объединяет и координирует кадровую работу, а также деятельность подчиненных учебных заведений.

Управление кадров и учебных заведений имеет следующую структуру: отдел по работе с кадрами местных таможенных органов; отдел подготовки кадров и учебных заведений; организационно-инспекторский отдел по работе с личным составом; отдел по подбору и расстановке кадров в центральном аппарате.

Участие РФ в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела, расширение зарубежных связей ФТС и других таможенных органов обусловили создание Отдела внешних связей. Отдел играет все более значительную роль в углублении международных таможенных связей.

Специализированной службой таможенных органов является служба таможенной охраны таможенных органов РФ. В ее задачи входят: обеспечение необходимых мер в интересах охраны таможенной границы РФ; выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений; обеспечение режима зоны таможенного контроля; безопасности работы таможенных органов и членов их семей; охраны объектов ФТС и материальных ценностей; таможенный надзор. Эта служба состоит из Управления таможенной охраны ФТС РФ (в РТУ — отделов таможенной охраны); в Управление таможенной охраны ФТС РФ входят: оперативно-войсковой отдел; отдел боевой подготовки; оперативно-технический отдел; отдел вооружения и техники; отдел оперативно-дежурной службы. В таможнях — отделы таможенной охраны; в таможенных постах — групп таможенной охраны.

Учитывая специфику таможенной деятельности, следует признать, что создание и функционирование такого рода правоохранительной службы в таможенной системе — это закономерный шаг в ее развитии.

Что касается структуры регионального таможенного управления, то его типовая структура, а также общая (предельная) штатная численность, типовая численность структурных подразделений и фонд оплаты труда Управления утверждается ФТС России.

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем ФТС России.

Заместители начальника. главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля) и начальник юридического отдела Управления назначается на должность и освобождается от должности приказами Управления по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС России.

Начальник Управления имеет большой объем полномочий. Он руководит на принципах единоначалия деятельностью Управления и нижестоящих таможенных органов. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций, состояние правовой деятельности Управления и нижестоящих органов, правильность и обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности; представляет Управление в государственных органах; вправе дополнять или изменять типовую структуру нижестоящих таможенных органов; утверждает структуру и штатное расписание Управления; утверждает положения о структурных подразделениях Управления и др. Начальник Управления вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам таможенных органов Российской Федерации. В Управлении образуется коллегия в составе начальника Управления (председатель коллегии), заместителей начальника Управления по должности, а также руководящих работников Управления и нижестоящих таможенных органов.

Члены коллегии Управления (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждается ФТС России.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Управления, нижестоящих органов и организаций системы ФТС России, находящихся в оперативном подчинении Управления.

Решения коллегии проводятся в жизнь при необходимости приказами начальника Управления.

В случае разногласий между начальником Управления и коллегией, начальник Управления проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях в ФТС России.

Типовая структура, типовая штатная численность, типовая численность структурных подразделений таможни и фонд оплаты труда таможни утверждаются ФТС России.

Вышестоящий таможенный орган вправе вносить дополнения и изменения в типовую структуру таможни и типовую численность структурных подразделений таможни, а также устанавливать общую (предельную) штатную численность таможни.

Таможню возглавляет начальник, назначенный на должность и освобождаемый от должности председателем ФТС России.

Начальник таможни, непосредственно подчиненной Управлению, назначается на должность и освобождается от должности по представлению либо с учетом мнения начальника Управления.

Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер и начальник юридического отдела таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ФТС России.

В отношении таможни, непосредственно подчиненной Управлению, указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению начальника Управления, которому таможня непосредственно подчинена. Заместители начальника таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по предоставлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС России. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с вышестоящим органом.

Начальник таможни имеет большой круг полномочий. Он руководит на принципах единоначалия деятельностью таможни и нижестоящих таможенных постов; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможню задач и функций. состояние правовой деятельности таможни и таможенных постов, правильность и обоснованность расходования выделенных и закрепленных денежных средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности; распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности; представляет таможню в государственных органах; утверждает структуру и штатное расписание таможни; утверждает положение о структурных подразделениях таможни, распоряжается в пределах своей компетенции денежными средствами и иным имуществом, закрепленным за таможней; заключает от имени таможни сделки, выдает доверенности; вносит в вышестоящий таможенных орган предложения о присвоении специальных званий подчиненным должностным лицам и т.д.

Типовая структура и типовая штатная численность таможенного поста утверждаются ФТС России. Управление вправе дополнять или изменять типовую структуру нижестоящих таможенных постов.

Конкретная структура, конкретная штатная численность таможенного поста утверждаются вышестоящими таможенными органами.

Таможенный пост возглавляет начальник. Назначение на должность и освобождение от должности начальника таможенного поста осуществляется:

- приказом ФТС России — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно ФТС России;

- начальником Управления — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно Управлению;

- приказом Управления по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями Управления — в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно таможне;

- начальником таможни — в отношении таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ФТС России.

Такова современная структура таможенных органов.

1.3 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ

Таможня — базовое звено таможенной системы. Функции ее сложны и многообразны. Продиктованы они тем, что на это звено возлагается центр тяжести всей работы по осуществлению таможенного дела. Реализации этих функций подчинена современная организационная структура таможни.

Санкт-Петербургская таможня контролирует международный грузооборот Ленинградской области, за исключением: Выборгского, Кингисеппского и Сланцевского районов, городов Выборга, Ивангорода, Кингисеппа, Сланцы, Кронштадтского района Санкт-Петербурга, муниципального образования г. Ломоносов, аэропорта Пулково, морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», пунктов пропуска г. Кронштадт, остров Котлин, пункт База Литке, Василеостровский, Невский, Ленинград.

Санкт-Петербургская таможня производит контроль над всеми грузами, пересекающими государственную границу с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта на контролируемой ею территории.

Санкт-Петербургская таможня входит в состав Северо-Западного Таможенного Управления, на долю которого приходится более 40% всех международных грузоперевозок в России. На этих таможенных постах ежегодно проходит проверку сотни тысяч наименований грузов, весом более миллиона тонн.

1.3.1 ИСТОРИЯ ТАМОЖНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Надзор за торговлей в Петербурге осуществляли таможни. Слово "таможня" восходит к тюркскому слову "тамга", что значило- "клеймо", "знак". В древней Руси тамгой называлась пошлина, взимавшаяся при наложении особого клейма на товар.

В Петербурге было две таможни- внутренняя и портовая.

Основание Петербургской таможни произошло в 1703 году. Первоначально она находилась на Троицкой площади. Здесь производились все сборы с товаров. Специальные внутренняя и портовая таможни оформились несколько позднее, с 1717 года. Окончательная же их организация завершилась лишь в 1720 году. Тогда же оформилась и Кронштадтская портовая таможня.

Первоначально купцы имели право после прохождения процедур в таможне выгружать товар даже в своих домах, что приводило к всевозможным злоупотреблениям. Позднее, в 1723 году на Троицкой площади были построены специальные таможенные склады.

В 1731 году внутренняя таможня была объединена с портовой. С 1733 года единая таможня находилась на Васильевском острове (район набережной у нынешнего Таможенного переулка). Здание новой таможни было выстроено по проекту архитектора И.Ф.Лукина. Возможно, что в разработке проекта участвовал архитектор В.П.Стасов. На фронтоне, завершающем портик, были установлены отлитые из меди фигуры Меркурия, Нептуна и Цереры (древнегреческие боги- покровители торговли, мореплавания и плодородия) В 1927 году это здание было передано Институту русской литературы Академии наук (Пушкинский дом).

В то же время (1733 год) на Васильевский остров были переведены с Петербургской стороны торговая пристань и биржа. На долгое время стрелка Васильевского острова сделалась центром внешней торговли Петербурга.

В конце XIX века в связи со строительством порта на Гутуевском острове туда же перевели и таможню. Здание таможни и таможенные склады были размещены на берегу Межевого канала.

Петербург стал крупнейшим центром внешней торговли России. В 1724 году к Петербургу уже пришло 240 иностранных кораблей. К концу петровской эпохи отсюда вывозилась половина объеме русского экспорта в Западную Европу. Вывоз товара из России вдвое превышал ввоз. При этом привозные товары, особенно виды продукции, производившиеся и в России, облагались высокой пошлиной- до 50-70%. С товаров, не производившихся в стране, взималась пошлина лишь в 10%. На русские товары устанавливалась пошлина в 3%.

В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки престижа русских купцов правительство вводило при таможне строгую маркировку товаров: пеньки, льна и прочих. Однако, эти меры не всегда достигали цели; обман имел место нередко как со стороны русских, так и иностранных купцов.

В первые годы деятельности таможни всеми делами в ней ведали выборные представители петербургского купечества. В 1716 году была учреждена Коммерц-коллегия, ведавшая всеми торговыми делами. с 1720 года был учрежден постоянный штат должностных лиц: оберцольнеров и цольнеров, различных досмотрщиков; впрочем представители петербургского купечества привлекались к таможенным делам и после этого. Штат служащих Петербургской таможни уже в конце 20-х годов состоял из 153 человек. Таким он оставался и в середине XVIII века. Неоднократная сдача в первой половине XVIII века казной таможенных сборов на откуп частным лицам отрицательно сказывалась на деятельности таможни: открывалась возможность нарушать государственные интересы в целях частной наживы.

Однако, несмотря на ряд причин, тормозящих развитие внутренней и внешней торговли столицы, торговая жизнь города и его порта уже в середине XVIII века достигли такого уровня, что Петербург занял по сумме торговых оборотов первое место в стране.

1.3.2 ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВ

Санкт-Петербургская таможня осуществляет таможенное оформление импортных грузов, прибывающих автотранспортом в зону ее ответственности. Товары, перевозимые автотранспортом, направляются в места доставки грузов, которыми являются СВХ, находящиеся под контролем Санкт-Петербургской таможни.

Условием, определяющим возможность таможенного оформления на Санкт-Петербургской таможне, является:

- наличие у перевозчика книжки МДП;

-реквизиты автоперевозчика в СМР должны совпадать с реквизитами автоперевозчика, осуществляющего международную перевозку груза в графе 3 обложки и графе 4 грузового манифеста и отрывных листков книжки МДП;

На первом этапе таможенного оформления грузов, прибывших на Санкт-Петербургскую таможню автотранспортом, сотрудник досмотровой группы таможенного поста или ОТО после оформления грузов на СВХ осуществляет следующие операции:

-проверку технического состояния контейнера или состояния грузового отсека транспортного средства;

- наличие свидетельства о допущении транспортного средства к международной перевозке и табличек о допущении к перевозке на контейнерах;

- проверку целостности таможенных печатей, пломб и запорных устройств на контейнерах или грузовых отсеках;

-проверку наличия в СМР наименования СВХ таможни назначения

На втором этапе таможенного оформления таможенным инспектором, ответственным за прием и обработку таможенной декларации, производится регистрация доставки товаров в журнале регистрации с проставлением на таможенной декларации штампа «товар поступил», заверенного личной печатью. При этом второй экземпляр таможенной декларации направляется по реестру таможенному инспектору, ответственному за прием и обработку таможенной декларации вместе с ее электронной копией.

Третий экземпляр таможенной декларации возвращается автоперевозчику.

К основным процедурам, определяющим порядок оформления импортных грузов, прибывающих на посты Санкт –Петербургской таможни автотранспортом следует отнести:

- Документальный контроль, во время которого таможенным инспектором Санкт-Петербургской таможни производится проверка наличия у перевозчика книжки МДП с отметками таможни вывоза груза, а также проверка соответствия ее заполнения установленным российскими таможенными органами правилам и наличие штампов таможни ввоза, проставленных при пересечении транспортным средством российской границы.

Во время проведения документального контроля грузов, поступивших автотранспортом на Санкт-Петербургскую таможню, проводится также контроль наличия товаросопроводительных и коммерческих документов необходимых для таможенного оформления груза.

- Фактический контроль, в процессе проведения которого таможенным инспектором досмотровой группы Санкт-петербургской таможни проводится контроль технического состояния грузового отделения или контейнера, в котором был доставлен груз, а также проверка состояния таможенных печатей и пломб на грузовом отделении.

1.3.3 ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОВ

Международные железнодорожные перевозки грузов занимают большой объем в общем грузопотоке импортных товаров, поступающих в адрес получателей, находящихся в Санкт-Петербурге.

Преимуществами доставки грузов железнодорожным транспортом являются высокая скорость перевозки, гарантия сохранности груза во время перевозки. Кроме того перевозки по железной дороге являются предпочтительными с точки зрения стоимости доставки товара в тех случаях, когда участником внешнеэкономической деятельности заключен контракт на достаточно большой объем и вес поставляемого товара.

В этих случаях закупленный и подлежащий перевозке груз выгоднее доставлять по железной дороге, подвижной состав которой позволяет отгрузить большие объемы груза и доставить весь закупленный товар одной отправкой. Таможенное оформление импортных грузов, прибывших в Санкт-Петербург по железной дороге осуществляется на постах Санкт-Петербургской таможни.

Иностранные грузы, прибывшие в Санкт-Петербург по железной дороге, принимаются к оформлению на Санкт-Петербургской таможне в тех случаях, когда на прибывший груз заявлены сведения об отправителе и получателе груза, включая их полные адреса и банковские реквизиты, наименовании станции отправления и станции назначения, количестве грузовых мест, его маркировке и упаковке. В транспортной и коммерческой документации на груз, прибывший для оформления на Санкт-Петербургскую таможню, должна также содержаться информация о кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД, весе брутто и нетто товаров, его стоимости и условиях перевозки в соответствии с ИНКОТЕРМС.

Прибывшие на железнодорожную станцию грузы размещаются на подъездных путях или на складах временного хранения и их таможенное оформление на Санкт-Петербургской таможне должно быть завершено в течение трех восьмичасовых рабочих смен с момента поступления груза на железнодорожную станцию.

Работники станции обязаны уведомить о факте прибытия груза таможенный орган, в котором будет проводиться таможенное оформление груза и грузополучателя не менее чем за 15 минут с момента прибытия груза. Должностное лицо Санкт- Петербургской таможни обязано зарегистрировать такое уведомление, проставить на железнодорожных накладных штамп «товар поступил» после чего грузовладельцем или таможенным декларантом, действующим по его поручению, может быть начата процедура таможенного оформления груза.

1.3.4 РУКОВОДСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ И ОТДЕЛЫ

Должность Фамилия Имя Отчество
Начальник таможни полковник таможенной службы Березин Сергей Владимирович
Первый заместить начальника таможни по таможенному контролю полковник таможенной службы Некрасов Юрий Николаевич
Зам. начальника таможни по экономической деятельности полковник таможенной службы Фокин Валерий Александрович
Зам. начальника таможни по правоохранительной деятельности полковник таможенной службы Николаев Дмитрий Юрьевич
Зам. начальника таможни по работе с кадрами майор таможенной службы Васильев Артем Александрович
Зам. начальника таможни по тыловому обеспечению полковник таможенной службы Гришыло Александр Григорьевич
Начальник информационно-технической службы полковник таможенной службы Красавцева Наталия Борисовна
Помощник нач. таможни Болдинов Виктор Алексеевич
Помощник нач. таможни по мобилизационной работе Очкур Владимир Иванович
Пресс-секретарь Ефимова Ольга Юрьевна

 

Табл. 1 – Руководство Санкт-Петербургской таможни

Отделы:

- ОТДЕЛ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ПРАВОВОЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ КАДРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТАМОЖЕННЫХ ПАТЕЖЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТАМОЖЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ И ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ И ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИК;

- ОТДЕЛ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ДОЗНАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ПО БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОХРАНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ СВЯЗИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛЕНИЕ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ДЕЛЯЩИМИСЯ И РАДИОАКТИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТАМОЖЕННОЙ ОХРАНЫ И ОПЕРАТИВНО-ДЕЖУРНОЙ СЛУЖБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- КИНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ;

- АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ.

1.3.5 ПРАВА СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

1. Сотрудник таможенного органа имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;

6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

9) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;

10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные союзы;

12) участие в собраниях сотрудников таможенных органов;

13) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

2. Сотрудник таможенного органа также имеет иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.3.6 ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

1. Сотрудник таможенного органа обязан:

1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

2. Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций устанавливается руководителем Федеральной таможенной службы.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Исполнением сотрудником таможенного органа своих должностных обязанностей также являются:

1) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа;

2) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей;

3) нахождение в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей;

4) следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке;

5) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно. Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные или квалификационные разряды. Над должностью в таможенных органах понимается юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа.

1.4 ДОЛЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

Каждая должность содержит точно отграниченную от других основную функцию, выполняемую сотрудником, занимающим данную должность.

Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций таможенных органов.

Правовой статус должности в таможенном органе содержит перечень всех видов функций сотрудника по данной должности с указанием на конечные результаты, которые должны быть им достигнуты всякий раз при выполнении каждой из них. Соответствующие вопросы и являются предметом регламентации положений и должностных инструкций.

Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов:

1. Прапорщик таможенной службы.

2. Старший прапорщик таможенной службы.

3. Младший лейтенант таможенной службы.

4. Лейтенант таможенной службы.

5. Старший лейтенант таможенной службы.

6. Капитан таможенной службы.

7. Майор таможенной службы.

8. Подполковник таможенной службы.

9. Полковник таможенной службы.

10. Генерал-майор таможенной службы.

11. Генерал-лейтенант таможенной службы.

12. Генерал-полковник таможенной службы.

13. Действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1. Младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы.

2. Средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы.

3. Старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы.

4. Высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов, работающим в таможенных органах на день вступления в силу настоящего Федерального закона, устанавливается Президентом Российской Федерации.

При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии к специальному званию добавляются слова "в отставке".

Специальные звания, присваиваемые сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми должностями, подразделяются на первое и очередные.

Присвоение специальных персональных званий сотрудникам таможенных органов осуществляется в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании. При этом очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, присваивается сотруднику в день истечения срока его службы в предыдущем звании.

1.5 ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1. Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между Федеральной таможенной службой и соответствующим образовательным учреждением.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

2. Граждане имеют право поступать в образовательные учреждения Федеральной таможенной службы с того года, в котором им исполняется 17 лет.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Слушателям, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, предоставляются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4. Выпускнику образовательного учреждения Федеральной таможенной службы, обучавшемуся по очной форме обучения, предоставляется отпуск продолжительностью 30 календарных дней, который засчитывается в счет очередного ежегодного отпуска за текущий год.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Порядок и условия предоставления указанного отпуска определяются руководителем Федеральной таможенной службы.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

5. Выпускнику образовательного учреждения Федеральной таможенной службы или выпускнику другого образовательного учреждения, обучающемуся за счет средств Федеральной таможенной службы, после окончания данных образовательных учреждений Федеральной таможенной службой гарантируется предоставление должности в таможенных органах в соответствии с полученной специальностью и квалификацией.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

1.6 КАДРОВАЯ СЛУЖБА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1. Кадровая служба таможенных органов комплектуется специалистами - сотрудниками таможенных органов, имеющими соответствующее профессиональное образование.

2. Кадровая служба таможенных органов:

1) обеспечивает реализацию кадровой политики в таможенных органах;

2) осуществляет подбор и расстановку кадров таможенных органов, организует проведение аттестации сотрудников таможенных органов;

3) оформляет решения начальников таможенных органов, связанные с прохождением службы в таможенных органах, ведет личные дела сотрудников таможенных органов, учет численности сотрудников таможенных органов и формирует штатное расписание;

4) организует проведение воспитательных и профилактических мероприятий в таможенных органах, а также деятельность службы психологов таможенных органов;

5) консультирует сотрудников таможенных органов по вопросам прохождения службы, обеспечивает их правовую защиту, взаимодействует по этим вопросам с профессиональными союзами сотрудников таможенных органов;

6) организует и осуществляет инспектирование таможенных органов, а также непосредственный контроль за прохождением службы в таможенных органах;

7) организует и контролирует профессиональную подготовку сотрудников таможенных органов.

1.7 ОПТИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ШТАТНОГО СОСТАВА ТАМОЖЕН

Основная задача - обеспечить укомплектованность не ниже 90 процентов. Это позволит качественно решать основные задачи по организации таможенного оформления и таможенного контроля, как того и требует таможенное законодательство, а некомплект в 10 процентов позволит иметь определенный фонд для премирования наиболее активных, работающих с полной отдачей таможенников. Сегодня никто не заставляет начальников таможен держать укомплектованность на уровне 100 процентов, тем более что текучесть кадров еще никто не "отменял". Но и допускать уровень ниже 90 процентов тоже нецелесообразно. Если в больших таможнях это еще не очень заметно, то в таможне численностью 100-150 человек это означает, что в отделе вместо пяти оказывается два-три человека, и отдел в лучшем случае функционирует наполовину. В результате разлаживается вся структурная цепочка принятия решений. Поэтому кадровики постоянно держат ситуацию с укомплектованностью под контролем.

1.8 ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

ПЕРСОНАЛА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Кадровый потенциал таможенных органов во многом определяется эффективной работой по отбору и приему на работу в таможенные органы соискателей имеющих определенный профессиональный опыт и отвечающих специальным требованиям.

Поиск кандидатов осуществляется отделом кадров и руководителями структурных подразделений, имеющих вакансии. Основная нагрузка в процессе подбора кадров лежит на начальнике комплектуемого подразделения. Основная задача кадровых структур таможни как штатных менеджеров заключается в планировании человеческих ресурсов организации. На основе штатного расписания, определяются потребности таможни в кадрах (с количественной и качественной сторон), разрабатываются определенные методы отбора и система требований, предъявляемых к принимаемым на работу.

В отличие от традиционных способов изучения личности (наблюдений, бесед, изучения личных дел и так далее), являющихся ценными в плане получения сведений об изучаемых, но трудоемкими и продолжительными по времени, специальные психодиагностические методы обладают очевидными преимуществами.

Для вновь принятых сотрудников Таможенным кодексом определена возможность установления испытательного срока - до одного года. Организация, управление и оптимизация процесса прохождения испытательного срока новыми сотрудниками (работниками) - важные задачи кадровой политики в таможне.

Целенаправленным и более структурированным способом профессионального развития персонала следует рассматривать систему формирования кадрового резерва. Ее важнейшая функция - относительно быстрое приращение профессионального опыта персонала. Формирование резерва представляет собой комплексный процесс целенаправленного профессионального развития специально отобранного персонала, способного в перспективе замещать вышестоящие вакантные должности в структурных подразделениях органов государственной власти.

Наиболее сложной технологией является управление карьерой персонала. Это комплексная форма индивидуального профессионального развития. Она выполняет функции формирования, воспроизводства, приращения и рационального использования профессионального опыта персонала. Главный смысл управления карьерой персонала состоит в том, чтобы все то ценное, чем обладает или может обладать человек в организации, а именно - его способность к профессиональной деятельности, было эффективно использовано для достижения целей таможенной службы и удовлетворения интересов личности. По сути эта технология выступает реальным комплексным инструментом кадровой политики, в основе которой лежит деятельностный подход.

Среди причин, влияющих на эффективность работы кадровых служб таможенных органов числа их работников, можно отметить две основные. Первая - перевод работы с кадрами на современную информационно-техническую базу. Вторая - развитие управленческой инфраструктуры, помогающей извне реализовать наиболее сложные направления кадровой работы. В эту инфраструктуру входят высшее учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов кадровых служб, консультативные фирмы по вопросам кадровой работы, внешние центры по деловой оценке и.т.д.

Эффективность деятельности кадровых служб во многом определяется состоянием информационного и технического обеспечения системы управления персоналом.

Информационно-аналитическое обеспечение управления персоналом осуществляется путём:

-- внедрения новых информационных технологий, совершенствования сбора, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки прогнозов развития кадровых процессов и предложений по вопросам, совершенствования работы с кадрами;

-- своевременного обеспечения полной и достоверной информацией результатами аналитических исследований руководства ФТС России структурных подразделений центрального аппарата ФТС России, таможенных органов и организаций ФТС России для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию работы с кадрами;

-- использования результатов научных разработок в области кадровой политики, проведенных российскими н зарубежными исследовательскими учреждениями с учетом возможностей их адаптации к деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Правовое обеспечение кадровой политики возложено на Управление кадров и Правовое управление ФТС России и осуществляется на основе:

- активного участия таможенных органов и организаций ФТС России в разработке федеральных законопроектов, регламентирующих вопросы правовой и социальной защищенности сотрудников правоохранительной системы Российской Федерации, и других нормативно-правовых актов;

- своевременного внесения корректив в ведомственную нормативную базу, регламентирующую работу с кадрами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- организации действенного контроля за соблюдением требований федеральных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих работу с кадрами.

Составной частью управления персоналом является управление социальным развитием таможенных органов, которое ориентировано на создание для должностных лиц надлежащих условий работы и быта, постоянное улучшение этих условий. Соответственно его основными целями являются: совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, повышение их образовательного уровня; улучшение психофизиологических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и безопасности работников; соблюдение их прав и социальных гарантий; стимулирование средствами как материально вознаграждения, так и поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу; создание и поддержание в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности.

Важнейшей задачей таможенных органов является организация повседневной воспитательной работы с личным составом.

Воспитание у сотрудников таможенных органов высоких профессиональных и нравственных качеств, необходимых для эффективного решения возложенных на таможенные органы задач, осуществляется на основе:

- разработки и реализации комплекса правовых, воспитательно профилактических и оперативных мер, направленных на обеспечение законности в деятельности таможенных органов, дисциплины и высокой ответственности кадров;

- обеспечения единства и преемственности воспитательного процесса;

- организации индивидуальной работы с сотрудниками, укрепление атмосферы доверия в сочетании с высокой требовательностью в отношении между начальниками и подчиненными, внедрения в практику воспитательной работы методов общей и социальной психологии;

- повышения персональной ответственности руководителей за эффективность воспитательной работы с подчиненными, необходимость создания в коллективах творческой обстановки, ответственности за конечные результаты, атмосферы непримиримой борьбы с коррупцией взяточничеством и иными проявлениями должностных правонарушений, осуществления дисциплинарной практики и усиления контроля за состояние служебной дисциплины.

В новых условиях сущность управления персоналом состоит в обеспечении эффективной деятельности персонала, оптимизации функционирования таможенного органа, в возрастании роли востребованности личности сотрудника, знании его мотивационных установок, умении их организовывать, и направлять в соответствии с целями и задачами, стоящими перед таможенными органами, а также в целенаправленном взаимодействии и взаимовлияниями руководителя и подчиненных.

Современная парадигма управления персоналом предполагает направленность всех действий на повышение эффективности работы таможенных органов, и на всестороннее развитие личности работающего; системность и комплексность административного, экономического и социально-психологического воздействий в процессе управления персоналом; изучение, распространение и использование моделей передового отечественного и зарубежного опыта; повышение уровня профессионального и социального развития; учет внешней среды.

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Одним из стратегических направлений реализации таможенной политики является повышение результативности кадровой политики в таможенных органах. Эффективное использование кадрового потенциала таможенных органов как одного из ключевых ресурсов таможенной системы является одним из важных направлений развития таможенной службы. Это связано с тем, что уровень эффективности решения задач, стоящих перед таможенной службой, в значительной степени зависит от кадрового состава таможенных органов, а также от эффективности управления его деятельностью.

Переход к современным требованиям и передовым технологиям невозможен без эффективного использования потенциальных возможностей, заложенных в каждом человеке. До настоящего времени кадровый потенциал таможенных органов использовался не в полной мере, так как кадровые подразделения были ориентированы в основном на выполнение привычных процедурных функций.

К сожалению, до сих пор кадровые службы таможенных подразделений еще не превратились в службы управления персоналом, в них крайне мало внимания уделяют анализу кадровой ситуации и они по-прежнему остаются малочисленными.

В процессе реформирования кадровых служб особая роль должна отводиться руководителю службы по управлению персоналом, который должен обладать опытом кадровой и руководящей работы, иметь развитые организаторские, коммуникационные и познавательные способности. Руководителю службы по управлению персоналом необходимо владеть техникой управления кадрами, методами оценки личностных, деловых качеств работников и результатов коллективной работы. Кроме того ему необходимо владеть вопросами практического применения законодательства в работе с кадрами, способами воздействия на коллектив, методами и техникой публичных выступлений, ведения переговоров при возникновении трудовых споров.

Одним из решающих факторов эффективного развития таможенных органов является обеспечение высокого уровня качества кадрового потенциала, достижение которого возможно только при наличии соответствующей кадровой политики. Для эффективного функционирования таможенной службы в условиях рыночной экономики необходима рациональная (активная) кадровая политика, когда руководство таможни располагает качественным диагнозом и обоснованным прогнозом развития ситуации, а также имеет средства для влияния на нее. При такой политике кадровая служба таможни проводит диагностику персонала и прогнозирование кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также формирует программу кадровой работы с вариантами ее реализации (см. рис. 2).

Кадровая политика центра в области таможни, специфика программ управления персоналом   специфика программ управления персоналом
Факторы внешнего воздействия (среды):
Особенности законодательного регулирования трудовых отношений
Ситуация на рынке труда
Профессиональные и общественные объединения, в которые вовлечены работники таможенных органов
Факторы внутренней среды таможни:
Цели таможенной службы, временные перспективы
Стиль управления, закрепленный в структуре таможни
Условия труда в таможенных органах
Качественные характеристики коллектива таможни
Стиль руководства по управлению человеческими ресурсами

 


Рисунок 2 – Формирование кадровой политики, ориентированной







Date: 2015-08-07; view: 4661; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.112 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию