Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль РЧП в истории права
Основное значение римского частного права состоит в его рецепции. Падение Западной Римской империи завершило первую эпоху истории римского права. Последующая историческая жизнь римского права свелась, во-первых, к прямому продолжению традиций римского права в Восточной Римской империи; во-вторых, к его рецепции; в-третьих, к научному освоению философии и догмы римского права. Достижения римского правового развития были отражены в Восточной Римской империи в VI в. в кодификации императора Юстиниана, которая дала новую жизнь римскому праву и дошла до нас как знаменитый Свод гражданского права. С падением Западной Римской империи многие варварские вожди, установившие свою власть на ее территории, продолжали применять римское право. Смешиваясь с национальным правом во второй половине I тысячелетия, оно сохранилось в праве Бургундского и Вестготского королевств, Франкского государства, в Испании. Здесь на основе кодекса Феодосия были созданы обновленные систематизации: римский закон, собрание новелл Феодосия, эдикт Теодориха. Самым известным стал Римско-Вестготский закон, или сокращение Аллариха, VI в. С утверждением королевского законодательства у варваров применение римского права сократилось, а к VIII в. кое-где его было запрещено применять. Юстиниановская кодификация VI в. несколько оживила правоведение, было сделано несколько переработок юстиниановского Свода - Эклога при Льве Исавре; Прохирон Василия Македонянина, Базилика Льва Мудрого, когда весь Свод был слит в один кодекс из 60 книг на греческом языке. Последняя переработка Свода Юстиниана - Шестикнижие Арменопула, официально введенное в Греции 15 августа 1830 г. В Молдавии и Бессарабии в 1401 г. были введены Базилики, наряду с которыми применялось и Шестикнижие Арменопула. Впервые всеобщее применение римского права в Европе было официально осуществлено в XII в. по Закону Лотаря II. Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, активно способствовали рецепции римского права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по объему занимало первое место. Будучи приспособлено к новым условиям, оно образовало "современное римское право", действовавшее в Германии до 1 января 1900 г. Кодекс Наполеона стал приспособлением старого римского права к капиталистическим отношениям. Он был воспринят в Бельгии, Голландии, на Пиренейском и Апеннинском полуостровах, в Польше, Румынии, в Центральной и Южной Америке, Луизиане, Квебеке. Менее последовательно римское право нашло отражение в Германском гражданском уложении, 1896 г. В Англии не было прямой рецепции римского права. Тем не менее принципы римского права и отдельные нормы в соответствующем изменении вошли в английское право. Римское право изучалось во всех средневековых университетах, в том числе английских. В России прямой рецепции римского права также не было, однако оно оказало на Россию заметное влияние. Своеобразие этого влияния заключалось в том, что Кодекс и Дигесты Юстиниана проникли в Россию в X-XII вв. из Византии вместе с христианством. Но, как справедливо указывает В.А.Тархов, тема эта пока недостаточно исследована в современной литературе. Русский дореволюционный цивилист и романист И.А.Покровский писал, что рецепция римского права была и исторической необходимостью, и фактором прогресса, ибо удовлетворяла общеевропейскую потребность в универсальном общем праве, основанном на индивидуалистических началах и позволяющем оформить имущественные взаимосвязи различных лиц независимо от их национальной и государственной принадлежности. Не утратило римское право значение и в наши дни. Общепринятым считается мнение о том, что в силу универсального значения категорий римского права оно является фундаментом юридического мышления вообще. По общеизвестному образному выражению, латынь - материнский язык юриспруденции. Изучение латинской терминологии расширяет кругозор и правовую культуру юриста. И хотя наше законодательство редко использует латинские термины, подбирая им адекватные русские выражения, зарубежное законодательство, наука частного права широко используют именно латинские термины. Римское частное право сегодня изучается во всем мире. В странах Западной Европы оно рассматривается как возможная нормативная основа для унификации гражданского и торгового законодательства. Эти тенденции отражают традиционное единство профессиональной подготовки и юридического языка участников европейского интеграционного процесса. Современная Россия восстанавливает и развивает частно-правовые традиции, основанные на положениях римского права, с учетом современного опыта. Новый Гражданский кодекс закрепил и развил наиболее прогрессивные положения цивилистики. Здесь уместно вспомнить отношение к римскому праву в советскую эпоху развития российской государственности и права. После октябрьских событий 1917 г. В.И.Ленин заявлял, что мы ничего частного не признаем, и требовал применять не Свод римского права, а революционное правосознание. Таким образом, значение римского права в истории права состоит в его рецепци - восприятии основных норм и институтов римского права в последующие века другими народами и государствами. ______________________________________________________________________________________________________________ Date: 2015-08-06; view: 650; Нарушение авторских прав |