Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовое положение юридических лиц в МЧП
1. «Национальность» и «личных закон (личный статут)» юридического лица Хозяйственная деятельность юридических лиц может выходить за границы одного государства и осуществляться в других и даже во многих иностранных государствах. Участие иностранных юридических лиц в трансграничных гражданских правоотношениях порождает ряд дополнительных специальных вопросов, которые бы не возникли если юридическое лицо осуществляла свою деятельность в границах только одного государства (своего). Признается ли юридическое лицо, созданное по законам одного определенного государства также юридическим лицом в соответствующей организационно-правовой форме и в других иностранных государствах? Правом какого государства должна определяться правоспособность иностранного юридического лица в международном имущественном обороте? Для характеристики правового положения юридических лиц в международных частных отношениях используются базовые категории: национальность юридического лица и личный закон (личный статут) юридического лица. Каждому юридическому лицу соответствует свой личный закон и у каждого юридического лица имеется национальность. Национальность – принадлежность юридического лица какому-то государству или подчиненность юридического лица правопорядку определенного государства. Национальность юридического лица аналогична категории гражданства для физического лица. Личный закон (личный статут) – не какой-либо законодательный акт, а правовая система права определенной страны. Таким образом, личный закон – право государства, в соответствии с которым определяется правовое положение или правовой статус юридического лица как субъекта права в международных частных отношениях. Во внутреннем обороте категория личного закона не используется, она используется только международном обороте. Личный закон – это коллизионный принцип, коллизионная привязка; она содержится во многих коллизионных нормах. Таким образом, если в коллизионной норме содержится отсылка к личному закону юридического лица, это означает отсылку к праву определенной страны, которая будет регулировать правосубъектность юридического лица в международном обороте. Dfdfafsaddfasdfasfqwrenmctrtuiyuiolfkj В разных государствах для определения понятия личный закон юридического лица используются разные критерии. Самыми распространенными здесь являются 4 критерия: В странах англоамериканского права под личным законом юридического лица понимается право государства, в котором учреждено юридическое лицо (критерий инкорпорации) Такой критерий характерен для США, Великобритании, всех государств британского содружества нации, а также он применяется в государствах, которые не относятся к англоамериканской системе права, в частности некоторые государства континентальной Европы (Казахстан, Киргизия, Беларусь, Узбекистан, Армения) Государственная принадлежность юридического лица будет определяться местом инкорпорации. Данный критерий отличается высокой степенью формализованности и выглядит привлекательным с точки зрения практики правоприменения. В то же время в современных условиях данный критерий встречает и вполне обоснованную критику, которая связана с главным достоинством критерия – его высокой степенью формализованности. В современных условиях нередкой является ситуация, когда компания – юридическое лицо учреждено и зарегистрировано в одном государстве, но в последующем деятельность этой компании осуществляется в другом государстве, даже нескольких государствах и там же (в другом государстве) находится головной орган управления компанией (административный центр компании). Второе государство (где действует компания) не склонно считать это юридическое лицо иностранным только потому, что когда-то это юридическое лицо было создано и зарегистрировано в другом иностранном государстве. Этот критерий не отражает реальное участие юридического лица в имущественном обороте и не отражает реальную экономическую связь юридического лица с конкретным государством. В государствах континентальной Европы наибольшее распространение получил 2 критерий – критерий места нахождения административного центра юридического лица (головного органа юридического лица). Данный критерий коротко именуется в международной практике – критерий оседлости. Личным законом юридического лица считается право государства, где находится административный центр. Соответственно, национальность юридического лица будет определяться местом нахождения административного центра компании или юридического лица. Современное право зарубежных государств учитывает ситуацию, когда место нахождения административного центра юридического лица, указанное в учредительных документах, не совпадает с фактическим местом нахождения административного центра. В связи с этим законодательство различает: 1) Формальную оседлость (в учредительных документах) 2) Эффективную или реальную оседлость (учитывает фактическое нахождение административного центра компании в конкретный период времени) Статья 8 закона Турецкой республики 1982 года «О МЧП и Международном гражданском процессе» устанавливает: гражданская правоспособность юридических лиц подчиняется праву государства, где находится указанные в их уставах центр управления. В случае, когда фактический центр управления находится в Турции, может быть применено турецкое право. Как отмечается, применение критерия формальной оседлости в большинстве случаев приводит к тем же практическим последствия, что и использование критерия места учреждения юридического лица. Поскольку государство, придерживающееся рассматриваемого критерия, обычно требует, чтобы совпадали место регистрации (инкорпорации) юридического лица и места нахождения административного центра, отражаемое в учредительных документах, т.е. требуется, чтобы это было одно и тоже государство. Критерий реальной оседлости – используется в таких государствах как ФРГ, Австрия, Португалия, Греция, Польша, Литва, Грузия. Основное достоинство данного критерия в том, что национальность и личным закон юридического лица связывается с тем государством, где фактически находится управляющий центр компании, реализующий правосубъектность данной организации. Как известно, юридическое лицо проявляет себя в обороте через деятельность (действия) своих органов и поэтому обосновано связывать национальность и личным закон юридического лица с фактическим местом нахождения его органов. 3 критерий – критерий места осуществления основной деятельности юридического лица. Этот критерий имеет короткое название – критерий центра эксплуатации. Личным законом юридического лица считается право государства, в котором компания в основном осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность. Критерий часто используется в законодательстве так называемых развивающихся государств, которые таким образом стремятся обеспечить контроль над юридическими лицами, ведущими деятельность на территории этих государств. Кроме того, в качестве альтернативного или субсидиарного критерия он используется в законодательстве Италии, Испания, Египта, Туниса. Какие недостатки у критерия? 1) Неопределенность Юридическое лицо может одновременно осуществлять свою деятельность на территории нескольких государств и представляет значительную трудность сделать выбор в пользу какого-либо одного 2) Неустойчивость Юридическое лиц в течение короткого периода может сменить несколько мест осуществления своей трудовой деятельности, поэтому кажется, что критерий применять сложно. Применяется также критерий государственной принадлежности участников юридического лица (критерий контроля). В соответствии с этим подходом личным законом юридического лица будет считаться право государства, которому принадлежит участник или участники юридического лица, фактически контролирующие данную организацию – юридическое лицо Прежде всего, фактический контроль осуществляется посредством преобладающего участия в уставном капитале компании. Но есть и иные формы контроля. Соответственно национальность компании буде т определяться государственной принадлежностью такого участника, которые фактически контролируют. Теория контроля ценна тем, что учитывает экономическую составляющую и позволяет оценить, кто реально стоит за юридической личностью и распоряжается имуществом юридического лица. Особенно часто данный критерий используется при регулировании иностранных инвестиций, при решении вопроса о том, кого считать иностранным инвестором; в Российском инвестиционном законодательстве в настоящее время данный критерий используется. Недостатки теории контроля: - Остается непонятным его использование в отношении юридических лиц с многонациональным составом участников; - Практически сложно уследить за изменениями состава участников компании, чьи акции допущены к обращению на биржу) В международно-правовой доктрине отмечается, что все приведенные критерии в значительной степени условны и их применение в той или иной стране во многом обусловлено национально-правовой традицией. Повсеместно отмечается, что идеального критерия для разрешения соответствующих вопросов нет. В законодательстве в связи с этим и практике правоприменения государств используются комбинации или сочетания критериев, когда один из критериев признается главным, доминирующим, а другие – вспомогательными, дополнительными и, таким образом, субсидиарно-применяемыми. В таких государствах критерии в чистом виде, т.е. используемые единственно-допустимые, возможные не существуют. Примером законодательного комбинирования критериев определения национальности и личного статута юридического лица может являться законодательство Итальянской республики и в частности в Законе Италии 1982 года «О реформе системы МЧП Итальянской Республики» закрепляется в качестве основного критерий инкорпорации. Выглядит это так: общество, товарищество, ассоциации, фонды, а также любые другие правовые образования как открытые, так и закрытые регулируются правом страны, на территории которой был завершен процесс их учреждения. Из этого правила имеются исключения, которые предусматривают в качестве дополнительных другие критерии, определения личного статус юридического лица. В случае, когда орган управления таких обществ находится в Италии или когда их основная деятельность осуществляется на территории Италии, применению подлежит итальянское право. Date: 2015-08-06; view: 852; Нарушение авторских прав |