Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие права
Литература: Groppali, Filosofia del diritto, 1906, стр. 284-313; Vanni, Lezioni di filosofia del diritto, 3 изд. 1908, стр. 213-242; d'Aguano, La genesie, l'evoluzione del diritto privato, 1890, cтр. 118-140; Morasso, L'evoluzione del diritto, 1892; Танон, Эволюция права и общественное сознание, рус. пер. 1904; Tarde, Les transformations du droit; 1893. Многообразие и разнообразие норм права, встречающиеся в исторической действительности, не в состоянии подорвать твердо установленной закономерности в развити права. Трудно утверждать, что всюду, у всех народов, процесс правообразования протекает в одних и тех же формах. Но не подлежит сомнению, что наблюдаемое различие в процессе развтития есть также действие законов. Развитие права не представляет собой чего-либо отличного от общего социального развития. Рассмотрение процесса правообразования есть не что иное, как научное отвлечение от цельного процесса. В действительности право, государство, "нравы, религия, искусство, наука, материальная культура развиваются рука об руку, в постоянном взаимодействии и связи, как элементы развития общественности. Первоначальный характер права соответствовал психологии малоразвитого общества. Его отличительные черты, встречающиеся всюду, где история сохранила следы, заключаются в следующем. Прежде всего консерватизм права. Авторитет норм права основывается не на их целесообразности, а на их старине. Поэтому создавшееся право трудно поддается преобразованию. Причины консерватизма права следует искать, с одной стороны в устойчивости внешних условий жизни, а с другой - в психологической неспособности человека к восприятию нововведений. Право находится всецело под действием традиции, которая сама поддерживается косностью мысли человека. Сколько-нибудь быстрое преобразование права встречает затруднение и в том, что право выражается в форме обычая, изменение которого связано с изменением общественного мнения. Вторая характерная черта - формализм. Юридические акты облекаются в определенную форму, которая должна быть соблюдаема строго и неукоснительно. Малейшее нарушение формальной стороны уничтожает все значение акта. Эта форма состоит в произнесении слов по точно выработанной формуле, в привлечении свидетелей определенного рода и в определенном числе. Требование формы основывается не на сознательном расчете, какой выдвигается иногда законодателем, который, устанавливая для сделки форму, желает заставить человека вдуматься в значение совершаемого акта, а на психологии малоразвитого человека, который не способен отличить сущность действия от внешней его стороны, которого внимание останавливается не на, воле, выражаемой в действии, а на внешнем ее проявлении. Третья черта - символизм. Юридические акты должны сопровождаться символами, выражающими в конкретной форме абстрактную идею. Если в начале спор о земельном участке происходил на нем самом, то с перенесением процесса в суд необходимо было доставить глыбу спорной земли. Если собственность приобреталась в набеге оружием, то спор о праве собственности между членами одной и той же общественной группы должен был выразиться в прикосновении копьем к спорному предмету. Символизм права соответствовал конкретности мышления малоразвитого человека, который не в состоянии отвлечься от тех случаев, во всей их обстановке, когда правило поведения проявлялось в жизни. Наконец, следует иметь ввиду, для характеристики исходных моментов в развитии права, что право мало обособилось от нравов, морали, религии. Процесс правообразования заключается именно в постепенной все большей дифференциации права в среде правил общежития, в дифференциации, происходящей внутри права, и в интеграции норм права, которая выражается в том, что, не смотря на постоянное возрастание числа норм права, происходит соединение и координирование их в институты. Этот процесс происходит под воздействием ряда фактов, все более изменяющих характерные черты первоначального права. Процесс правообразования испытывает на себе действие материального фактора, под которым следует понимать те внешние условия, в которых развивается право. Сюда прежде всего относится природа того места, где живет общество, в среде которого происходит цроцесс правообразования. Для направления, какое может принять правообразование, далеко не безразлично, находится ли общежитие у берега моря или оно расположилось вдали от него, сплочено ли население окружающими горами или рассыпалось по равнине. Политический строй и право народа, живущего земледелием, отличаются большей консервативностью, чем строй и право торгового народа, живущего у моря и легко поддающегося переменам, потому что сама торговля вырабатывает подвижность, совершенно несвойственную однообразному земледелию. Сплоченное население, при большей остроте столкновения интересов, строже держится правовых форм, нежели население, рассеянное на значительном пространстве, менее нуждающееся в точном урегулировани отношений. Материальный фактор следует видеть и в расовой особенности, насколько в одной и той же местности разные расы могут дать далеко различные культуру и право, как, напр., древние греки и современные турки. Материальный фактор в настоящее время выражается главным образом в экономическом строе. Если бы мы не знали степень экономической культуры какого-нибудь народа, но имели бы данным его право, - мы могли бы воспроизвести высоту его экономического развития по правовым данным. Рядом с материальным фактором на развитие права оказывает решающее влияние идейный фактор, под которым следует главным образом понимать рост сознательности человека. Подчиняясь первоначально силам природы, человек начинает познавать эти силы и приспосабливать внешний мир к своим потребностям. To же самое наблюдается и в отношении социальной среды. Сначала человек чувствует себя данным в обществе, как и в природе, среда - это факт, не допускающий критики. Но постепенно, на почве сравнения различного положения, занимаемого людьми в этой среде, на почве противопоставления интересов, пробуждается критическая мысль, оценивающая условия общественного существования. Являясь сначала достоянием незначительного меньшинства, сознательная критика общественности распространяется по все большим кругам. Критическая мысль пробуждается и работает все более усиленным темпом по мере того, как все быстрее изменяются внешние условия существования. Сознание направляется на приспособление общественной среды к делам достойного существования человека, к обеспечению интересов материальных и духовных каждой личности. Оружием такого сознательного воздействия служит закон, в котором полнее всего выразилась дифференциация права и которое лучше всего отвечает задаче сознательного нормирования взаимных отношений между людьми в обществе. Чем сильнее вытесняет сознательность традицию, тем более острый характер принимает борьба за право, как важный фактор в процессе правообразования. Путем права господствующие классы укрепляют свою позицию, хотя бы ценой частичных уступок, путем права низшие классы завоевывают новые позиции на пути улучшения личного и материального благосостояния, хотя бы ценой временного примирения с неравенством положения. Эта борьба сводится таким образом к отстаиванию старого права со стороны заинтересованных в сохранении существующего порядка, и к проведению нового права со стороны заинтересованных в изменении этого порядка. Борьба принимает вид столкновений то на почве физической силы, то на почве идейной. В жизни общества наступают иногда острые моменты, когда борьба за право разрешается путем революций, восстаний, бунтов. И этот способ борьбы обуславливается недостатком иных способов. Но сознательное отношение к общественному строю приводит к убеждению, что для предотвращения кровавых столкновений необходимо открыть широкий правовой простор для идейной борьбы, которая бы сводилась к убеждению общественной массы в необходимости преобразования права в том или ином направлении с целью примирения недовольных с существующим порядком. Процесс правообразования испытывает на себе еще действие весьма крупного фактора - заимствования. Право не развивается исключительно в недрах одного народа теми силами, какие заложены в данном общественном союзе. Национальный характер права носит только в самом начале культурной жизни, когда общественный союз держится изолированно, как это было с jus civile римлян. Чем больше втягивается народ в жизнь других народов, тем более испытывает он воздействие чужого права. Это влияние первоначально выражается в двоякой форме: путем военного столкновения и путем коммерческого соприкосновения. Военный успех, нередко сопровождался навязыванием права победителей побежденным, которые постепенно примиряются с ним. С таким фактом мы встречаемся, напр., в истории Англии, когда нормандское право последовательно вытесняло право побежденных саксов, то же явление наблюдается в новейшей истории, когда Code civil поневоле принимался рядом народов, из которых некоторые сохранили его и после падения французского господства. Коммерчекие отношения были первыми проводниками чужого права, как это произошло в том же Риме на почве jus gentium, и потом неоднократно повторялось в истории Западной Европы. Степень экономических связей, соединяющих одну страну с другой определяет и правовую близость их не только потому, что сходство экономических условий порождает сходство права, а также и потому, что совершение сделок на почве международного обмена должно неминуемо привести к стиранию особенностей права каждой страны, нормирующего эти сделки. Наконец, - на высшей ступени заимствование производится путем сознательного перенесения к себе учреждений и правовых институтов, соответствующих целям общежития и обеспечивающих государство в его борьбе за существование с другими государствами. В процессе свсего развития право все более стремится обособиться, отстоять свои специфичекие черты. Тесно связанное религией вначале, право в дальнейшем сбрасывает с себя религиозный покров и обнаруживает тенденцию стать чисто государственным. В области гражданского права,раньше всех отделов, обязательственное право, под влиянием торгового оборота, освобождается от религиозного влияния. Ярче всего это сказалось в борьбе за свободу договора, против каноническнх запрещений взимать процент. Дольше всего и упорнее всего держится религиозное влияние в области брачного права, где религиозная форма юридического акта продолжает до сих пор сохраняться в некоторых странах, как, напр., в России. Напротив, другие страны, с более развитым государственным строем и правовым порядком, поставили брачное право на чисто юридическую почву. В области уголовного права разрыв между правом и религией обнаруживается в уничтожении карательных норм, направленных против отступничества от государственной религии, в устранении уголовных наказаний за публичное проявление своих сектантских взглядов, за пропаганду своего вероисповедания, наконец, в провозглашении свободы религиозной свободы совести. С отделением государства от церкви торжествует принцип секуляризации права. В расхождени права и религии обнаруживается истинный, непримиримый характер каждой из этих сфер. Так же сильно обнаруживается стремление права обособиться от морали. Эта цель достигается тем легче, чем совершеннее становится законодательный аппарат,который приобретает способность работать без морального двигателя. Общество и государство воздействуют каждое своим средством. И это отличие права от морали не стирается оттого, что государственная власть, становясь все более под контроль общественного мнения, вынуждена в свсем правовом творчестве придерживаться моральных требований общества. Мораль все более влияет на то, какое право образуется, но созданное право действует независимо от морали. Такова дифференциация права в процессе развития права среди других правил общежития. В то же время внутри права, по мере его развития, происходит новый процесс дифференциации. Вначале единое, право в дальнейшем распадается на части, довольно далеко расходящиеся в своих главных характерных чертах. Прежде всего право распадается на две больших области, на публичное и частное право, с резко выраженными чертами отличия. В пределах каждой области идет дальнеший процесс дифференциации. Увеличиваясь в количественном отношении и отличаясь качественно как извне, так и внутри, нормы права в то же время обнаруживают стремление к интеграции. Выдвигаясь вначале по мере того, как жизнь создает случай, требующий нормирования, и приобретая поэтому казуистнческй характер, право в дальнейшем, при сознательном творчестве, захватывает случаи не только бывшие, но и возможные, и приобретает абстрактный характер. Нормы права не становятся рядом друг с другом, на равном положении, но преобразуются в стройную систему, где нормы располагаются иерархически. Чем развитее право, тем сильнее абстрактность берет верх над казуистичностью, тем меньшее число положений необходимо для того, чтобы охватить с правовой стороны наибольшую область жизненных отношений.
Труды того же автора: издания Бр. Башмаковых. Курс торгового права. т. I. Введение, Торговые деятели, 1908. Цена в переплете 3 р. т. II. Товар. Торговые сделки, 1908. Цена в переплете 4 р. т. III. Вексельное право. Морское право, 1909. Цена в переплете 3 р. т. IV. Торговый и конкурсный процесс (выйдет осенью 1911 года). Учебник торгового права. Издание 5-ое, 1910. Цена в переплете 2 р. 25 к. Учебник русского гражданского права. Издание 9-ое, 1911. Цена в переплете 5р. История философии права. Издание 2-е, 1907. Цена в переплете 3 р. 50 к. Общая теория права, в. I, 1911. Цена 2 р. 50 к. Курс гражданского права. в. I, 1901. Цена 2 p.; в. II, 1902. Цена 2 р. Авторское право на литературные произведения. 1891. Цена 2 р. 50 к, Система торговых действий. 1888. Цена 2 р. (распродано). Наука гражданского права в России. 1893. Цена 2 р. (распродано). Конкурсное право. Издание 2-ое, 1898. Цена 3 р. (распродано). Общее учение о праве и государстве. Издание 2-ое, 1911. Цена 40 к. Социология, 1911. Цена 40 к. Москва, Мясницкая, N 24. Казань, Городской пассаж. В С.-Петербурге можно получать у Я.Башмакова и К°.
_____________________________ *(1) Философия буквально обозначает любовь к мудрости, философ - это любитель (***) мудрости (***). По словам Геродота, Крез называл Солона философом за его путешествия без всякой корыстной цели, из одной лишь любви к познанию. Сам Геродот называет семь греческих мудрецов не философами, а софистами (История в девяти книгах, пер. Мищенко, I, 29, IV, 95). По преданию, передаваемому Цицероном, Пифагор первый присвоил себе имя философа (Тускулакские беседы, V, 3). Платон философией называл и отдельные науки, напр., геометрию. Аристотель, с одной стороны, отождествляет философию с научным знанием, а с другой - обособляет ее под именем первой философии (***), как учение об основных началах бытия (Метафизика, кн. IV, гл. 1-3). *(2) По мнению основателя средневековой философии Иоанна Скотта Эригены (IX век), истинная философия в то же время и истинная религия, и, обратно, истинная религия не может не быть философией. "Человеческая мудрость, - говорил Петр Дамианский (XI век), - должна смириться и никогда не выходить из роли покорной служанки". Также и Фома Аквинский (XIII век) признает философию за. ancilla theologiae. *(3) Системы Фихте, Шеллинга и Гегеля исходят из убеждения, что чистое мышление, не выходя из круга понятий, способно открыть абсолютное познание действительности, независимо от опыта, а следовательно и от опытных наук. Фихте применяет спекулятивный метод к истории, Шеллниг - к природе, Гегель - ко всей вообще действительности. В лице Гегеля это философское самомнение достигает кульминационного пункта, и в его же лице терпит поражение от противоречия данным науки. *(4) "Психология, как это уже общепризнано, не представляет собой в настоящее время философской науки в собственном смысле, а лишь такую же самостоятельную область, как физика, или химия, или история" (Wundt, Einleitung die Philosopie, 1906, стр. 14). *(5) Риль, Теория науки и метафизики с точки зрения философского критицизма, 1887; более осторожно в статье, помещенной в "Философии в систематическом изложении", 1909, стр. 89; см. еще "Введение в современную философию", 1903, стр. 23. *(6) Напр. Паульсен, Введение в философию, стр. 17, говорит: "Наукой о познании должна будто бы быть философия. Но ведь такая наука издавна носит другое имя - логика или теория познания". *(7) Таково в сущности определение Лопатина, Положительные задачи философии, если сопоставить указания на стр. 80 и 289-290. Несмотря на то, что метафизика одно время почти совершенно потеряла доверие, в посдеднее время она снова подняла голову. Многие и сейчас понимают философию только как метафизику. По мнению Лопатина, Положительные задачи философии, ч. I, 1886, метафизическое знание и философия однозначащи (стр. 18), а "метафизическое знание есть нечто прямо противоположное знанию положительному" (стр. 32), религия и философия "начинают именно там, где положительное знание останавливается "(стр. 7). Того же взгляда кн. С.Трубецкой, Метафизика древней Греции, 1910, который говорит: "отнимите метафизику, философия распадется", "метафизика есть то, что делает философию философией" (стр. 30). Точно так же и для Челпанова, О положительных философских направлениях, 1902, "термин метафизика тождественен с термином философия" (стр. 5). *(8) Ланге, История материализма, изд. 1883, т. II, стр. 56. *(9) Из метафизического влечения человека Вундт выводит положение, что "если метафизика необходима, то она должна быть и возможной" (Systematische Philosophie, 1907, стр. 132), - положение, напоминающее кантовское: "ты можешь, потому что ты должен". Сам Вундт дает определение метафизики, под которым едва ли подпишется настоящй метафизик: "метафизика - это попытка (Versuch), предпринятая на почве всего научного сознания какой-нибудь эпохи или особенно выдающегося его содержания, построить мировоззрение, объединяющее составные части специального знания" (стр. 110). *(10) "Поскребите метафизику, - заметил Шопенгауэр, - из под нее выступит теология". В защиту метафизики нередко выдвигают ее облогораживающее влияние, ее способность поднимать идеалистическое настроение. Только метафизике свойственна бескорыстная любовь к вечной истине. "Если отрицать не только познаваемость истины, но и самое существование ее, во что обратится наука?" (Лопатин, Положителные задачи философии, стр. 79). Философия, стремящаяся обойтись без метафизики, - "бездушна", по мнению кн. С.Трубецкого, Метафизика древней Греции, стр. 29, "плоска", по мнению Виндельбанда, Прелюдии, 1904, стр. 29. Против такого довода в пользу метафизики правильно возражает Лaac, Идеализм и позитивизм, стр. 12: "гениальный полет мысли и благородство настроения еще не достаточно надежные признаки истины; напротив, они чаще ослепляли, нежели освещали, чаще "опьяняли, нежели укрепляли". *(11) Существование особого философского метода, вслед за Гегелем, отстаивали у нас Чичерин и Дебольский. Первый стоял на почве диалектического метода, раскрывающего действительность из понятий, с некоторыми уступками в пользу лишь опыта (Наука и религия 1872, Основания логики и метафизики, 1894, стр. 163-216). Дебольский считает предрассудком признание философии опытной наукой (Философия будущего). *(12) Признавая, что "главные вопросы философии имеют дело с теми фактами, которые выходят за пределы опыта", проф. Челпанов в тоже время утверждает, что "возможен только один способ познания, именно, при помощи опыта, наблюдения, руководимого рассуждением" (О современных философских направлениях, стр. 7 и 11). *(13) Так Паульсен, Введение в философию 1894, стр. 18 говорит: "философию нельзя отделить от других наук, она есть ничто иное, как совокупность всего научного познания" (см. еще стр. 32). Риль, Теория науки и метафизики, 1887, стр. 10, присоединяется к мнению тех, которые полагают, что философия и наука одно и то же. Сюда же следует отнести, повидимому и Лесевича, Что такое научная философия, 1891, стр. 241-250. *(14) Виндельбанд, Прелюдии, 1904, стр. 2, 9, оспаривает положение, будто высшим понятием по отношению к философии сдужит понятие науки. По его мнению "приходится отказаться от надежды найти для философии ближайшее понятие". *(15) Филocoфия, как высшее объединение достигнутого знания, есть дело совместного труда многих, время великих философов уходит в прошлое. Философия, как наука, демократизируется. В наше время странно читать такие слова: "будущее философии, как духовной руководительницы, есть великий философ, - и его пришествия мы должны дожидаться". (Риль, Введение в современную философию, 1903, стр. 182). *(16) Таков взгляд на задачи философии, выражаемый мыслителями, которые принадлежат к разным школам. Так О. Конт, Курс положительной философии, рус. пер. т. I. 1900, стр. 2, понимает под философией "только изучение общих идей различных наук, признавая науки подчиненными одному методу и составляющими различные части одного общего плана исследования". Спенсер, представитель агностицизма, формулирует задачу философии так,: "знание низшего класса - необъединенное знание; наука - отчасти объединенное знание; философия - вполне объединенное знание". (Основные начала, рус. пер. 1897, стр. 110). Вундт, характеризующий свою философию, как индуктивную метафизику, определяет философию следующим образом: "философия есть такая общая наука, которая имеет целью объединение знаний, добытых частными науками, в одну, свободную от противоречий, систему, и сведение всех использованных наукой общих методов и предпосылок познания к их общим принципам" (Введение в философию, рус. пер. 1902, стр. 18, Система философии, рус. пер. 1902, стр. 14). Над таким пониманием задач философии иронизирует Виндедьбанд (Прелюдии, рус. пер. 1904, стр. 16): "Сшивать в одно целое лоскутья последних выводов специальных наук далеко не значит познавать вселенную; это есть трудолюбивое накопление знаний или художественное их комбинирование, но не наука. Философия подобна королю Лиру, который роздал все свое имущество и которого, вслед затем, как нищего, выбросили на улицу". Однако; не сам ли Лир виноват в происшедшем? Зачем он выпустил из своих рук общее руководительство в управлении частями царства, зачем он прекрасное единое царство разбил на части, совершенно отдедьные? Зачем было так слепо верить старшим дочерям, теологии и метафизики, и так жестко относиться к младшей, к науке, которая одна дает поддержку. *(17) Представителями этого течения фидософской мысли в новейшее время являются особенно Внндельбанд и Риккерт. Виндельбанд утверждает: "то, чего в настоящее время ожидаем от философии - это исследование о вечных ценностях, которые царят над меняющимися интересами в высшей духовной действительности" (Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия, 1910, стр. 148). Признав, что "метафизика в старом смысле знания о последних основах действительности есть нелепость" (Прелюдии, стр. 32), Виндельбанд приходит к выводу, что "единственный, остающийся философии объект - это оценки" (стр. 28), а потому философия является "критической наукой об общеобязательных ценностях" (стр. 23). В противоположность суждению, на котором строится наука, в оценке "лишь выражается чувство одобрения или неодобрения". "Все предикаты суть выражения симпатии или антипатии представляющего сознания: вещь приятна или неприятна, понятие истинно или ложно" (стр. 24). Поскольку наше мышление направлено на познание, т.е. на истину, все наши суждения с самого же начала подчинены оценке, которая объявляет о правомерности или неправомерности совершенного в суждении соединения представлений" (стр. 25). Что это за правомерность? He опасно ли давать оценку истинного и ложного с точки зрения симпатии или антипатии? Виндельбанд смело толкает мысль на тот путь, от которого ее издавна предостерегала наука. С точки зрения Виндельбанда опасности нет, потому что абсолютный принцип оценки строится на нормальном сознании, до которого мы все должны возвыситься. Оно есть, - в это твердо верит Виндельбанд вопреки всем историческим и этнографическим данным. "Мы (?) верим в закон более высокий, нежели закон естественно-необходимого возникновения наших представлений - мы верим в право, определяющее их ценность" (стр. 35). И опять ссылка на какое то "право"! Виндельбанд, подобно многим другим, думает, что он знает, что должен делать человек вообще, без отношения ко времени и пространству, не замечая, что его собственное знание есть продукт условий времени и места. Впрочем Виндельбанд сознается, что "убеждение в реальности абсолютного нормального сознания есть уже дело личной веры, а не научного познания" (стр. 44). С этим вместе философия выпроваживается из научной области и приглашается в область веры. На той же точке зрения стоит Риккерт, Понятие философии (Логос., 1910, N 1). "С течением времени специальные науки постепенно отобрали у философии все проблемы, касающиеся действительного бытия, а потому и предмет философии должен был измениться" (стр. 34). "В мире действительных объектов уже совсем нет места для специфически-философской постановки и обработки проблем. Поэтому в отношении к действительности у философии остается еще только одна задача: в противоположность к частным наукам, ограничивающимся всегда частями действительности, она должна быть наукой о целом ее" (стр. 35). Но "целое действительности" недоступно нашему опыту. "А отсюда следует, что понятие целого действительности уже не представляет из себя чистого понятия действительности, но что в нем сочетается действительность с ценностью" (стр. 36). "Философия начинается там, где начинается проблема ценности" (стр. 37), "философские проблемы суть проблемы ценности" (стр. 38). Сам Риккерт сознает опасность субъективизма в такой философии, но слабо отстраняет ее. Конечная цель философии ценностей - это построение системы ценностей, но, к удивлению, мы слышим от самого Риккерта сомнение в выполнимости вообще такой задачи (стр. 41). *(18) Таково воззрение Паульсена, Вундта, Ланге, Спенсера. Странно только, что Паульсен, определив философию, как совокупность всего научного знания, в то же время утверждает, что всякая философия содержит в себе также и элемент веры, которого наука, как таковая, не содержит (Введение в философию, 1894, стр. 32 и 322). Впрочем, некоторые и сейчас не прочь отвести знанию служебное место; так напр., Челпанов полагает, что "задача знания состоит в том, - чтобы раскрывать, разъяснять то, что является предметом веры" (Введение в философию стр. 511-612). *(19) Hegel, Grundlinien der Philosophie des Rechts, § 215, Zusalz. *(20) Kant, Methaphysische Anfangsgrunde der Rechtslehre, в изд. Гартенштейна, т. VII, стр. 26. *(21) Такое положение вещей заставило юриста Веrgbohm'a в отчаянии воскликнуть: Что же нам остается, как не философствовать собственными силами - auf eigene Hand - пo вопросу o том, что такое право" (Jurisprudenz und Rechtsphilosophie, т. I, 1892, стр. 7 и 33). Заметим, что философия права большей частью читается не на юридических факультетах, а на филологических, словесных или философских (см. отвосительно Франции Boistel, Cours de philosophie du droit, т. I, стр. V-VI). *(22) Так наприм., понимают задачи философии права Вальденберг, О задачах философии права (Вопр. Фил. и Псих. 1897, N 40, стр. 924-928); Wallaschek, Studien zur Rechtsphilosophie, 1889, стр. 106-107. *(23) Именно Harms, Begriff, Formen, und Grundlegung der Rechtsphilosophie, 1889, разделяя все человеческое знание на опытное и умопостигаемое, отводит правоведению место по сю сторону опыта, философии же права - по ту сторону (стр. 1-24). *(24) Stammler, в Die Kultur der Gegenwart, стр. 505 и 506, Kohler, в Archiv fur Recht und Wirthschaftsphilosophie, 1908, T. I. *(25) Ratto, Sociologia e filosofia del diritto, 1894, стр. 6, не допускает возможности строить философию права отдельно от общей философии, так как философия предполагает синтез всего знания. Но почему невозможен частичный синтез в известной отрасли знания? CM. Lasson, System der Rechtsphilosophie., 1882 cтp. 11. *(26) Lasson, System der Rechtsphilosophie, стр. 10-12, который делает этот вывод из того, что сама философия имеет своей задачей проникновение в сущее, а не в должное; Fragapane, Obbietto е limiti della filosofia del diritto, II, стр. 122-132 называет практическую философию права эклектизмом, пытающимся примирить позитивизм с идеализмом; Vассаrо, Sul rinnovamento della, filosofia del dirtto (Riv. ital. di sociol 1802, сент.-дек., стр. 521-526); такова же точка зрения Wundt, Einletung in die Philosophie, изд. 4, 1906, стр. 29, который полагает, что философия религии так же мало призвана создавать новые религии, как философия права новые правовые порядки. *(27) В пользу практической задачи философии права см. Vanni, La funzione pratica della filosofia del diritto considerata in se ed in rapporto al socialismo contemporaneo, 1894, и Carle, La filosofia del diritto nel stato moderno, стр. 420-430 Совершенно неправильно утверждает Гамбаров, Задачи современного правоведения (Ж. М. Ю. 1907, N 1, стр. 18), будто в настоящее время "огромное большинство" юристов утверждают, что социально-законодательные вопросы "не должны существовать для юристов". Наоборот, на этой точке зрения стоит незначительное меньшинство. *(28) Такой постановкой устраняется спорный вопрос, следует ли философию права признать юридической наукой или философской. Напр., Berolzheimer, System der Rechts-und Wirthschaftsphilosophie, т. II, стр. 2, полагает, что философия права должна быть причислена к правоведению, но в то же время является философской наукой. Wundt, Einleitung in die Philosopie, стр. 14, думает, что настала пора отойти философии права к правоведению. *(29) Вeudant, Le droit individuel et l'etat, стр. 59. *(30) Mit wechselndem Inhalt (Stammler), a contenu variable (Saleilles). *(31) Коркунов, Лекции пo общей теории права, стр. 97-98. *(32) Виндедьбанд, История новой философии, т. I, изд. 1902, стр. 32. *(33) Так и сейчас определяет естественное право Воistel, Cours de philosophie du droit, т. I, стр. 1: "совокупность правил, которые, с точки зрения разума, должны быть снабжены принудительной санкцией"; также Oudot, Premiers essais de philosophie de droit, стр. 67. *(34) Штаммлер, Хозяйство и право, рус. пер., т. I, стр. 185 и сдед.; Saleilles, Ecole historigue et droit nalurel (R. trim, de dr. civil, 1902, т. I, стр. 80-112); Новгородцев, Проблемы идеализма, стр. 253; кн. С. Трубецкой, Лекции пo энцклопедии права, изд. 1909, стр. 61; Ehrhardt, La crise actuelle de la philosophie de droit, 1903, стр. 165-174. *(35) Покровcкий, Естественно-правовые течения в истории гражданского права, стр. 40. *(36) Так кн. Е. Трубецкой, Лекции пo общей теории права, изд. 1906, стр. 48: "право позитивное не есть единственная форма права, над ним есть иное, высшее право, которое служит первоначальным источником всякого авторитета, всякой власти и, следовательно, является первоначальной основой всякого правового порядка". "Существование естественного права неопровержимо доказывается тем, что без него никакое вообще право не было бы возможно". *(37) Совершенно прав Bergbom, Jurispudenz und Rechtsphilosophie, I, стр. 109, когда он утверждает, что допускаемый естественным правом дуализм, есть "смертный грех против науки". *(38) Напр., Cathrein, Recht, Naturrecht und juristisches Recht, 2 изд. 1909, стр. 61. "Так как закон есть обязательное правило, то явно неразумный закон не может быть действительным законом. Повиновение граждан должно быть разумным; оно не будет таким, если требует подчинения закону, который очевидно противоречит разуму". Точно также кн. Е. Трубецкой, Энциклопедия права, изд. 1906, стр. 48: "по отношению к власти, которая господствует одной только голой силой, подданные не связаны ни правовыми, ни вообще какими бы то ни было обязательствами". *(39) Кн. Е. Трубецкой, Лекции пo энциклопедии права, изд. 1909, стр. 61. 12) Новгородцев, Нравственный идеализм в философии права (Проблемы идеализма), стр. 254-265. *(40) Новгородцев, Проблемы идеализма, стр. 295: "естественное право, если оно должно возродиться, как живая идея, а не как антикварный продукт времен давно минувших, должно не только опираться на углубленный философский анализ, но еще и войти в союз с наукой". *(41) Новгородцев, Проблемы идеализма, стр. 256. *(42) Виндельбанд, Прелюдии стр. 30: "Все мы верим, что на стороне необходимого в высшем смысле лежит право, которому должны подчиняться все. Мы верим в закон более высокий, нежели закон естественно-необходимого возникновения наших представлений - мы верим в право, определяющее их ценность" (стр. 35). Какую злую шутку играет здесь слово "право" над теми, кто в философии Виндедьбанда ищет опоры для учения о праве! To, что нравственное сознание данного автора же пользуется признанием, нисколько не подрывает доверия его к абсолютности. "Мы не можем сомневаться в том, что лучше: свобода или братство, правда или неправда, равенство или неравенство, право или произвол". На все это у нравственного сознания есть один ясный и твердый ответ" (Новгородцев, О задачах современной философии права, "Право", 1902, N 40, стр. 1750). Сомнительно, чтобы при соврсменной сдожности отношений нравственное сознание способно было всегда дать легкий ответ на вопросы, что есть правда? Относительно равенства еще приходится спросить, какое равенство: не то ли, которое отстаивало манчестерство? Что касается права и произвола, то, как увидим, со стороны естественного права главная опасность та, что произвол способен вытеснить право. *(43) De jure belli et pacis, кн. II, гл. V, § 27. *(44) Тем, кто склонен опираться в философии права на Виндельбанда и Риккерта, следует иметь ввиду, что именно понимает последний под природой. "Природным, в противоположность искусству и культуре, мы называем то, что возникает само собою и не создано другими" (Границы, естественно-научного образования понятий, 1904, стр. 187). *(45) Fouillee, L'idee moderne du droit, 6 изд. 1909, стр. 57-70. *(46) Blackstone, Commentaries, введение, стр. 43. *(47) Spencer, Principles, of Ethics, ч. IV., Justice. *(48) По словам Salmond, Jurisprudence or the Theory of the Law, 2 изд. 1907, стр. 2, естественное право было еще известно дедам (our forefathers) "в последние годы в Англии как имя, так и содержание его совершенно вышли из обихода". *(49) Бентам, Избранные сочинения, рус. пер. 1867, стр. 301. *(50) Austin, The Province of Jurisprudence determined, 1832. Сочинения Остина изданы его женой. Austin, Lectures on Jurisprudence, or the Philosophy of positive Law, 5 изд. 1885, в двух томах. *(51) О неослабевающем влиянии Остина можно судить по книге Brown, The Austinian Theory of Law, 1906, в которой автор воспроизводит в точности учение Остина и отражает нападки на него. К представителям аналитической школы, которые пользуются успехом в Англии, относятся: Holland, The Elements of Jurisprudence 10 изд. 1908, Markby, Elements of Law, 6 изд. 1905; Hearn, The Theory of legal duties and rights, 1883, Lightwood, The nature of positive Law, 1883. Имеются многочисленные студенческие издания философии права Остина в сжатом изложении, напр. Campbell, An analysis of Austin'a Lectures on Jurisprudence of the Philosophy of positive Law, 6 изд. 1905. О влиянии Остина в Америке до сих пор дает представдение Carter, Law, its Origin, Groth and Function, 1907. Ha континенте Европы не имеют почти никакого понятия об аналитической школе, несмотря на сделанное указание - Bergbohm, Jurisprudenz und Rechtsphilosophie, т. I, 1892, стр. 14, прим. *(52) Austin, Lectures on Jurisprudence, т. I, стр. 83. *(53) Wenig, Ueber den Geist des Studiums der Jurisprudenz, 1814; Falck, Juristische Encyclopadie, 5 изд. 1851. *(54) Меrkеl, Ueber das Verhaltniss der Rechtsphilosophie zur positiven Rechtstwissenschaft und zum allgemeinen Theil derselben (Z. f. Pr. u. Off. Recht, т. I, 1874). Впрочем, от выраженного в этой статье взгляда Меркель несколько отступил в своей Encyclopadie. *(55) В разработке общей теории права особая заслуга принадлежит: Binding, Die Normen und ihre Uebertretung, т. I, 1872, т. II, 1877, Bierling, Juristische Principienlehre, т. I, 1894, т. II, 1898, т. III, 1905; Jellineck, System der subjektiven Rechte, 1892; Jellineck, Die socialethische Bedeutung von Recht, Unrecht und Strafe, 1878, *(56) Bergbohm, Jurisprudenz und Rechtsphilosophie, т. I, 1892, стр. 90-102, 538562. Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 12. Сюда же принадлежит Wundt, Logih, т. II, ч. 2, изд. 1895, стр. 642. *(57) Roguin, La regle de droit, 1889, стр. 3-38. *(58) Рiсаrd, Le droit pur, 2 изд. 1908, стр. 8-9; мысли автора сильно затемняются обильной фразеологией. *(59) Salmond, Jurisprudence or the Theory of the Law, 1907, стр. 6. *(60) Berolzheimer, System der Rechts-und Wirthschaftsphilosophie, T. II стр. 20. *(61) Sternberg, Allgemeine Rechtslehre, 1904, ч. I,стр. 171-172. Berolzheimer, System der Rechts-und Wirtschaftsphilosophie, т. II, стр. 20. *(62) Bierling, Juristische Principienlehre, т, I, cтp. 2 и 13, *(63) Ad. Merkеl, Ueber das Verhaltniss der Rechtsphilosophie zur positiven Rechtswissenschaft (Z. f. Pr. u. Off. Recht, 1874, т. I, стр. 418). *(64) Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 10-14; Fragapane Obbietto e limiti della filosofia del diritto, в. 2, 1899, стр. 122-129. *(65) Недоброжелательное отношение германских профессоров к социологии зло высмеивают Гумплович, по поводу "Политики" австрийца Ратценгофера. "Ведь вместе с политикой профессорам надлежало бы признать и ту социологию, на которой она построена, ту же самую социологию, на которую они глядят так косо и все еще считают ее ненаучной. Да к тому же и упомянутая политика и социология - обе не германского происхождения" Гумплович, Общее учение о государстве, рус. пер. 1910, пред., стр. XXIII. *(66) Alex, Du droit et positivisme, 1876, стр. 13. *(67) Alex, там же, стр. 14. Правоведение может получить научный облик только a titre de branche de la sociologie (R. Worms, Revue intern, de sociologie, 1895, стр. 43). *(68) Гамбаров, Задачи современного правоведения, 1907, стр. 31. *(69) Гамбаров, там же, стр. 30. *(70) Ивановский, Учебник государственного права, 1908, стр. 67. *(71) Э.Ферри, Уголовная социология, рус. пер. 1908, стр. 35. *(72) Э.Ферри, там же, стр. 24. в том же направлении и даже еще решительнее высказывается Дорадо. *(73) Муромцев, Определение и основное разделение права, 1879, стр. 14-15. Менее решительно Sinzheimer, Die sociologische Methods in der Privatrechtswissenschaft, 1909. *(74) Это возражение Grasserie, Les principes sociologiques du troit civil, 1906, т. I, стр. 5, пытается отразить тем, что делит социологию на общую (la sociologie globale) и частные (les sociologies partiaires). Ho откуда следует такое деление - неизвестно. Грассери предлагает даже назвать гражданско-правовую социологию цивилилогией (civililologie) в соответствие с криминологией. *(75) R. Ardigo, Opere filosofiche, т. IV цитировано по Carle. *(76) Гамбаров, Задачи современного правоведения, 1907, стр. 33. *(77) Только криминалисты, в роде Ферри или Дорадо, смешивают социологию с политикой. *(78) Такому пониманию социологии противоречит взгляд Rene Worms, (Revuе inter, de sociologie), 1895, стр. 41, что социология, есть только синтез всех общественных наук. *(79) Своим происхождением слово "энцикдопедия" - обязано грекам. Выражение (***) означало круг сведений из области наук и искусств, необходимый для образования свободного гражданина. Римляне называли это orbis doctrinarum. В средние века обозрения необходимых сведений носили названия specula, summae. *(80) I. Рutter, Entwurf einer juristischen Encyclopadie, 1754, и Neuer Versuch einer juristischen Encyclopadie und Methodologie, 1767. *(81) К. Th. Putter, Juristische, Encyclopadie und Methodologie, 1846; Friedlander, Juristisehe Encyclopadie, 1847; Walter, Juristische Encyclopadie, 1856; Warnkonig, Juristische Encyclopadie, 1853; Ahrens, Juristishe Encyclopadie, 1855-1857; Falck, Juristische Encyclopadie, 1821. *(82) Kohler, Einfuhrung in die Rechtswissenschaft, 1905, (имеется русский перевод) и Grueber, Enfuhrung in die Rechtswissenschaft, eine Juristische Encyclopadie und Methodologie, 1908. *(83) Заслуживают внимания: Filоmusi-Guеlfi, Enciclopedia giuridica, и Del Gudice, Encyclopedia giuridica. *(84) Исключение представлял Рождественский, Энциклопедия законоведения 1863. Труды Коркунова, Петражицкого, Хвостова окончательно утвердили название общей теории права. *(85) Friedlander, Juristische Encyclopadie, стр. 3; Walter,Juristishche Encyclopadie, 1856 cтр.5 *(86) Anszug пo Меркелю, Uebersicht пo Арнсу, Resume пo Русселю, Rundgemalde пo Варнкенигу, vaste depot du savoir humain пo Эшбаху и т. д. *(87) В одной из новейших попыток построения энцнклопедии права задача ее обрисовывается следуюшим образом: "Юридическая энциклопедия составляет учение о классификации правоведения. Она имеет своим предметом: а) кдассификацию отдельных юридическнх наук; b) определение места правоведения, как целого, в системе всего современного знания, место на globus intellectualis; c) отношение отдельных юридических наук к отдельным неюридическим наукам" - (Sternberg, Allgemeine Rechtslehre 1904, т. I, стр. 197). Наивность взгляда не требует опровержения его. *(88) 3верев, Энциклопедия права в ряду юридических наук (Юрд. В. 1880, N 1, стр. 40). Суворов, Лекции пo энциклопедии права, 1907, стр. 4: "просто будем смотреть на нее (энцикдопедию права), как на учебный предмет, совершенно основательно внесенный в круг университетского преподавания". *(89) Соmte, Cours de philosophie positive, изд. 1864, т. VI, стр. 590. *(90) Виндельбанд. *(91) Natorp, Socialpadagogik, 1904, § 10. *(92) Гумплович, Основы социологии. 1899, стр. 270. *(93) Heffding, Ethik, 1888, стр. 30. *(94) Штамлер, Хозяйство и право, т. I, стр. 91. *(95) Lioy, Die Philosophic des Rechts, 1906, стр. 274. *(96) Гумплович, Основы социолоигии, стр. 329. *(97) Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 888. *(98) De-Roberty, Frederic Nietsche 1902, стр. 146. *(99) Heffding, Ethik, 1888 стр. 118. *(100) Kistiakowski, Gesellschaft und Einzelwesen, стр. 148. *(101) Спиноза, Этика, ч. I прил. (в пер. Модестова, 1886, стр. 55). *(102) Определение Германа, принятое, A. Wagner, Grundegung der politischen Oekonоmiе, т. I, стр. 73. *(103) Джемс. Психология, 1905, стр. 147. *(104) Бэн, Психологя, т. II, 1906, стр. 147. *(105) Цит. у Джемса, Психология, стр. 155. *(106) Гр. Л.Толстой, Чем люди живы. *(107) Letourneau, Evolution de la famille, стр. 147, Спeнcep, Основания социологии т. I, стр. 76, *(108) Джемс, Психология,5 изд. 1905, стр. 379. *(109) Гефдинг, Очерки психологии, 5 изд., 1908, стр. 81. *(110) Определение понятия о поведении дает Спенсер, Научные основания нравственности, русск. изд. 1896, ч. I, гл. I. *(111) Гвфдинг, Очерки психологии, 5 изд, 1908, стр. 268; Бэн, Психология, т, I, 1902, стp. 223-224. *(112) Джемс, Психология, 1905, стр. 144. *(113) Бэн, Психолгоия, т. II, стр. 324. *(114) Между тем Спенсер, Основания социологии, т. II, стр. 510, не прочь включить в состав общественного организма также животных и растения, населяющие занимаемую обществом поверхность. В том же паправлении Schaffle, Ваu und Leben des socialen Korpers, т. I, изд. 2, стр. 13. *(115) Wundt, Logik;, т. II, ч. 2, стр. 594; Штаммлер, Хозяйство и право, ч. 1, стр. 89; Posada, Тhеоriеs modernes sur les origines de la famille, 1896, стр. 18. *(116) С этим не согласуется ничем не мотивированное утверждение Еллинека, Общее учение о государстве, русск. пер. 1908, стр. 69,будто "никакая общественная группа не может быть мыслима вне государства". *(117) Гиддинс, Основания социологии, 1898. *(118) Rene Worms, Оrganisme et societe, 1896, стр. 31, присваивает имя общества только национальным соединениям людей, - точка зрения, подсказанная французским происхождением автора., *(119) Tarde, Les lois de l'imitation, 5 изд. 1906, стр. 73 и 95 (в русск. пер. стр. 68 и 89). *(120) Simmel, Sociologie, 1908, стр. 10. *(121) Simmel, Sociologie, стр. 5. *(122) Зиммель, Социальная дифференциация, 1909, стр. 21. *(123) Еллинек, Общее учение о государстве стр. 62-63, оспаривает мнение Р. фон-Моля, будто Руссо понятие об обществе осталось совершенно чуждым и старается доказать, что именно Руссо первый противопоставил государство и общество. Но доказательства, приводимые Еллинеком, крайне натянуты. *(124) Ward, Sociologie pure, франц. пер. 1906, т. I, стр. 17. *(125) Штаммлер, Хозяйство и право, рус. пер. 1907, т. I, ст. 95-103. *(126) О социальной жизни животных см. Espinas, Societes animales, руск. пер. Рerriеr; Colonies animales. *(127) Ланге, История материализма, т. I, рус. пер. 1881, стр. 238-239. *(128) Fouillee, La science sociale comtemporaine, 3 изд.; рус. пер. Современная наука об обществе, 1895. *(129) Тайлор, Антропология, стр. 427. *(130) Готейн, Handworterbuch der Staatswissenschaften, т. 4, 1909, стр. 689, обвиняет Спенсера за то, что тот, со свойственным англичанам невежеством, вообразил, будто открыл органический метод. Между тем сам Спенсер указывает, что аналогия между обществом и организмом не однократно выдвигалась философами (Основания социологии, рус. пер. 1877, т. II стр. 647). Невежество оказалось на немецкой стороне. *(131) Schaffle, Ban und Leben des socialen Korpers, 1875, 4 т., 2 изд. 1896, I и II т. *(132) Lilienfeld, Gedanken uber die Socialwissenschaft der Zukunft, 6 т. 1872, *(133) Rene Worms, Organisme et societe, 1896; Fouillee, La science sociale comtemporaine, 3 изд. рус. пep. 1895; Isoulet, La cite moderne, 5 изд. 1898. *(134) Спенсер, Основания социологии, т. II, стр. 649 (§ 269). *(135) Spencer, Essays, т. I, стр. 393. *(136) Nоvikow, который в своем сочинении Conscience et volonte socialles, 1897, утверждал, что "если общества являются организмами, то a priori следует признать к ним применимость всех биологических законов" (стр. 3), что "если закон Дарвина верен, то его действие должно быть всеобщим, а следовательно распространяться на социальные явления, как и на биологические" (Les luttes entre societes humaines, 1893, стр. 482), теперь, в La critique du darwinisme social, 1910, зaявляет, что "быть социологом и дарвинистом, - это явное противоречие" (стр. 101), и что "социальным дарвинизм может быть определен, как учение, которое признает коллективное убийство условием человеческого прогресса" (стр. 3). *(137) Вольтман, Исторический материализм, 1901, стр. 161. *(138) Бельтов, К вопросу о развитии монистического взгляда, 1906, изд. 4, стр. 200, прим. *(139) Mорган, Первобытное общество, рус. пер. 1900. *(140) Конечно, каждый из представителей экономического материализма имеет свои индивидуальные оттенки. *(141) К такому ограничению материалистического представления, теряющему поэтому монистический характер, пришел под конец (1894 г.) сам Энгельс. "Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное развитие основываются на экономическом. Но все они воздействуют друг на друга и на экономический базис. Вовсе не то, чтобы только экономическое положение было причиной и одно только активно, а все остальное было бы лишь пассивным действием. Происходит взаимодействие на основании экономической необходимости, всегда проявляющейся в конечном счете". *(142) Хвостов, Социалный организм (Вопр. фил. и псих. 1909, кн. 100, стр. 376). *(143) Baldwin, Social and ethical interpretation in mental developement, 1906, 4 изд., стр. 41. *(144) Тarde, Les lois de l'imitatiоn, 5 изд. 1906, La logique sociale, 2 изд. Etudes de psychologie sociale. *(145) Giddins, Principles of psychology, 1896. *(146) Lester Ward, Pure, sociology, 1902, 2 т. *(147) Baldwin, Social and ethical interpretations in mental devolopement, 1906. *(148) Novikow, La critique du darwinisme social, 1910, стр. 71. *(149) Wundt, System der Philosophie, 3 изд. 1907, стр. 188. *(150) Wundt, System der Philosophie, crp. 189. *(151) Напрасно думает Фулье (Современная наука об обществе, рус. пер. 1895, стр. 167), что тезис коллективного сознания, популярный в Германии, парадоксален для француза. *(152) Izoulet, La cite moderne, 5 изд. 1898, стр. 351-З55. *(153) Espinas, Revue philosophique, 1901, т. I. стр. 478. *(154) Wundt, Sistem der Philosophie, стр. 189. *(155) Мнение Сигелэ, О преступной толпе, рус. пер. стр. 42-43, считающего толпу, способную скорее к злу, совершенно не доказывается его соображениями. *(156) Фулье, Современная наука об обществе, стр. 182. *(157) Сопоставляя сказанное здесь с точкой зрения, выраженной во второй главе, мы должны помнить, что общественный покров идей и чувств налагается на инстинкт самосохранения, который способен, при известных условиях, и сбросить с себя одеяния. Но это будет отрицательный акт, а не замена одних идей другими, социальных индивидуальными. *(158) Миль, О свободе, русск. пер. 1900, cтp. 336-337. *(159) G.Tarde, Les lois de l'imitation, 5 изд. 1906, стр. 17. *(160) Дюркгейм, О разделении общественного труда, русск. пер 1900 стр. 105-109. *(161) Зиммель, Социальная дифференциация, русск. пер. 1909, стр. 66. См. еще Шурц, История культуры, стр. 70; Паульсен, Основы этики, русск. пер 1906, т. I, стр. 367. *(162) Гумплович, Основы социологии, стр. 264 и др. *(163) Гр. Толстой, Война и мир, ч. IX в начале, и Эпилог. В том же духе Bourdeau, L'histoire, et les historiens, 1888. *(164) Гумплович, Основы социологии, стр. 264. *(165) Carlyle, On Heroes, Hero-Worship and the heroic in History, 5 изд. 1852, стр. 1. *(166) M. Lehman, цитированный у Бapтa, Философия истории стр. 215. *(167) Спенсер, Социология как предмет изучения, 1896, стр. 30. *(168) Ковалевский, Социология, т. II, стр. 39. *(169) Книга Бытия, гл. XIII. *(170) Отрицают обязанности в отношении самого себя. Милль, О свободе, изд. 1900, стр. 348, Зиммель, Социальная дифференциация, изд. 1909. стр. 87. *(171) Бентам, желая распространить область нравственных отношений за пределы человеческого общества, говорил, что вопрос не в том, обладают ли животные разумом и могут ли они говорить, а в том, могут ли они страдать (Deontologie, I, 22). Ho Бентам упустил из виду, что вопрос именно в том, способны ли животные усваивать нормы поведения, устанавливаемые людьми в интересах общежития. По мнению Sidgwick, The Methods of Ethics. 1893, стр. 441, все придерживающиеся в этике утилитарного направления, должны принять взгдяд Бентама. Наоборот. Утилитарианизм признает нормы нравственности полезным средством охраны человеческого общежития, человеческих интересов. Противоположного можно было бы ждать от абсолютной этики. Однако великий моралист Кант утверждает, что человек не может иметь нравственных обязанностей в отношении низших существ (Methaph. Anfangsgrunde d. Tudendlehre, §§ 16 и 17), взгляд, возмутивший Шопенгауэра, Основы морали, стр. 192. *(172) Виндельбанд, Прелюдии, стр. 206. *(173) Леббок, Начало цивилизации, 1896, стр. 308-309. *(174) Тайлор, Антропология, 1898, стр. 403-404. *(175) Летурно, Социология, 1905, стр. 83. *(176) Липперт, История культуры, 1904, стр. 250. *(177) Спенсер, Основания социологии, 1876, т. I, стр. 73. *(178) Шурц, История первобытной культуры, 1907, стр. 174. *(179) Штаммлер, Хозяйство и право, т. I, стр. 131-140, т. II, стр. 159. *(180) Jhering, Zweck im Recht, т. II, стр. 262-266. *(181) Tonnies, Die Sitte, 1910, стр. 42. *(182) Heffding, Ethik, 1888, cтp. 406; Кавелин, Задачи этики, 1887, стр. 13. *(183) Коркунов, Лекции пo общей теории права, изд. 1890, стр. 40; Паульсен, Этика, т. I, стр. 246. *(184) Паульсен, Этика, I, стр. 383, утверждает, что "нет долга по отношению к собственной жизни, который нельзя было бы конструировать в виде долга и по отношению к другим, как нет долга к другим, которого нельзя было бы истолковать и как долг по отношению к самому себе". Первое несомненно, доказать второе Паульсену не удалось. *(185) Локк, Опыт о человеческом разуме, русск. пер. 1898, стр, 40. *(186) Кант, Критика практического разума, русск. пер. 1897, стр. 130: "так как это закон только формальный, то он, как основа определения, отрешается от всякой материи, значит, от всякого объекта хотения". *(187) Утилитарианизм, в духе которого ведется изложение, был впервые представлен в Англии Бентамом, Введение в основание нравственности и законодательства, рус. пер. 1867, стр. 1150. Название направлению дал Д. С. Милль, Утилитарианизм, изд. 1900, стр. 98-99, прим. Сторонниками утилитарианизма являются Дарвин, Происхождение человека (собр. сочин. 1908, стр. 103); Бэн, Emotions and Will, стр. 265, Leslie Stephen, The, Science of Ethiks, 1882, стр. 82-92; Sidgwick, The Methods of Ethik. изд. 1893, стр. 113-115. К утилитарианистам должен, быть отнесен и Герберт Спенсер, Данные науки о нравственности, § 14, в конце, хотя его направление и сам он, и другие пытались выделить, как эволюционную этику. Обозрение английской утилитарной школы дает Guyo, La morale anglaise contemporaine 1895, с весьма слабой критикой. В последнее время утилитарное направление проникло в Германию, где ему приходится выдерживать упорную борьбу с метафизической этикой, крепко утвердившейся в этой стране. Влияние утилитарианизма сказалось на Jhering, Zweck im Recht. т. II, изд. 1886, который указывает на неблагоприятный прием, оказанный утилитарианизму в Германии, стр. 208; Паульсен, Основы этики, который под влиянием недоброжелательства вынужден был заменить термин "утилитарные" выражением "телеологический ", чтобы его не смешивали с Бентамом (см. стр. 221), хотя его энергестическая этика строится на тех же началах, что и утилитарианизм; Циглер, Что такое нравственность, рус. пер. 1894 и 1896. Кроме того Gizycki, Moralphilosophie. gemeinverstandlich dargestellt, 1888, его же Основы морали рус. пер. 1895 г. Во Францию представителем этого направления является Letourneau L'evolution de la morale, 2-е изд. 1894, особенно 20-я лекция. *(188) Б.Кистяковский, Категория необходимости, и справедливости (Жизнь, 1900, июнь стр. 144-145). *(189) Heffding, Ethik, стр. 56. *(190) По этому вопросу Дарвин выражается со свойственной ему осторожностью: "привычки, существовавшие в течение нескольких поколений, вероятно, склонны передаваться по наследству" (Происхождение человека, в Собрании сочинений, 1908, т. V, стр. 103.) Более решительно Heffding, Ethik, стр. 3 и Очерки психологии, стр. 85. *(191) О преимуществах бессознательного поведения перед сознательным см. Simmel, Einleitung in die Maralphilosophie T. I, 1892, стр. 21-23. *(192) Шопенгауер, Основы морали, стр. 233-235. *(193) Паульсен, Основы этики I. стр. 362. *(194) Гельвальд, Естественная история племен и народов, т, I, стр. 305306; Шурц, История первобытной культуры, стр. 179-180. Иное объяснение дает Геффдинг, Очерки психологии, стр. 196. *(195) Кант, Критика практического разума, стр. 104, поет гимн долгу: "Долг, Ты, возвышенное, великое слово, так как в тебе нет ничего угодливого, что льстило бы людям, но ты требуешь подчинения, хотя, чтобы привести в движение волю, и не угрожаешь тем, что возбуждало бы естественное отвращение в душе и пугало бы, ибо ты только ставишь закон, который проникает в душу и против воли возбуждает уважение к себе (хотя и не всегда его исполнение) и перед которым замолкают все склонности". Наоборот, Спенсер, Научные основания нравственности, стр. 143: "Чувство долга или нравственной обязанности имеет переходный характер и будет уменьшаться вместе с возрастанием нравственности". "Настойчивое выполнение долга превращает его под конец в удовольствие". *(196) Летурно, Нравственность, стр. 410. *(197) Gizyzky, Moralphilosophie, стр. 182. *(198) "А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы, на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: бросьтесь вниз, то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением". Так описывает Достоевский, Игрок, гл. I, состояние влюбленности героя. Но можно ли сомневаться в эгоистичности любви мужчины к женщине и обратно? *(199) Letourneau, L'evolution de la morale. 1894, стр. 214-215. *(200) R. von Mohl, Encyclopadie der Staatawissenschaften, 1872, цитировано по переводу Гумпловича. *(201) Гумплович, Общее учение о государстве, 1910, стр. 36 и 114. *(202) Kohler, Lehrbuch der Rechtsphilosophie, 1909, стр. 142. *(203) Kirchmann, Die Grundbegriffe, des Rechts und der Moral, 1869, cтp. 144. *(204) Значение личного признака старается, хотя и тщетно, ослабить Berolzheimеr, System der Rechts und Wirthschaftsphilosophie т. III, стр. 20. *(205) Кокошкин, Русское государственное право, 1908, в. 1, стр. 4. *(206) Это оправдывается как исторически, так и с современной точки зрения, насколько колониальные подданные европейских государств не причисляются к гражданам, не потому, чтобы они не имели никаких прав, а потому что они не имеют никакого соучастия во власти. *(207) В классической древности личному моменту придавали решающее значение в представлении о государстве. Там, где мы сейчас сказали бы "Персия", греки говорили "Персы", несмотря на деспотическую форму правления. *(208) Еллинек, Общее учение о государстве, 2 изд. рус. 1908, стр. 287. *(209) Кн. Е.Трубецкой, Лекции пo энциклопедии права, 1910, стр. 224. *(210) Щтаммер, Хозяйство и право, I, стр. 23 отрицает в этом случае наличность государства, но неизвестно почему. Salmond, The Theory of the Law, стр. 99, не считает территориальность существенным признаком. *(211) Наuriоu, Principes de droit public, 1910, стр. 7, склонен рассматривать современное государство, как une troupe en ordre de marche. *(212) Шурц, История первобытной культуры, 1896, стр. 161. Сам Шурц полагает, что Ратцелю удалось разрешить проблему государства, над которой бесплодно бились многие из величайших умов, начиная с Аристотеля. "Это, замечает он, - служит прекрасным доказательством того, каким освежающим образом народоведение, рассматриваемое с чисто географической точки зрения, со своими многочисленными, основанными на наблюдениях материалами, может действовать на стареющие науки". *(213) Laband, Das Staatsrecht des Deutschen Reiches, 4 изд. 1901, т. I, стр. 173. *(214) Коркунов, Русское государственное право, 1908, т. I, стр. 23-24, старается доказать, что власть не связана необходимо с волей. "Властвование одного человека над другим возможно даже против воли властвующего". Примерами должны служить обаяние святости, красоты, ума. Но Коркунов не замечает, что в приведенных им примерах есть только возможность власти, сила, но не властвование. Пользуясь своей красотой, женщина может властвовать над плененным ею мужчиной, но может и не пожелать. Говорят и о "власти земли", но вероятно, сам Коркунов не признал бы здесь властвования, потому что нет воли властвующего. *(215) В "Селе Степанчикове" Достоевского дан интересный пример власти приживальщика над помещиком. Откуда власть Фомы Фомича? Автор изображает помещика, как бескорыстного чоловека, но тут же указывает, что тот больше всего ценил домашний мир, "чтобы все было хорошо". Страх, что его неуступчивость может подать повод к нарушению порядка и тишины, заставляет его подчиняться воле приживальщика, который смело и постоянно ставит на карту свое положение в доме. Выигрывает только тот, кто не страшится потерять. *(216) Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 117 и 118. *(217) Коркунов, Русское государственное право, §2; Loening слово Staat в Handworterbuch der Staatswissenschaften, T. VI, 1902, cтp. 917. *(218) Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 122. *(219) М.Seуdel, Grundzuge einer allegemeiner Staatslehre, 2 изд., 1889, стр. 10. *(220) Bornhak, Allegemeine Staatslehre, 2 изд. 1909, стр. 13. Впрочем, точка зрения его не вполне ясна. *(221) Это началось, повидимому, с Gеrbеr, Grundzuge, des Staatsrechts, 1865 г. Теперь этот взгляд защищают: Michoud, La theorie de la personnalite morale, т. I, 1907, cтp. 265, т. II, 1909, стр. 48; Эcмeн, Общие основания конституционного права, стр. 33; Rehm, Allgemeine Staatslehre, т. II, 1899, стр. 38, 149, 156; Laband, Das Staatsrecht des deutschen Reiches, 4 изд., 1901, т. I, стр. 86; Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 122 и 132; Vanni, Lezioni di filosofia del diritto, 3 изд., 1908, стр. 159; Орландо, Принципы конституционного права, рус. пер., 1907, стр. 4; Holland, Elements of Jurisprudence, 10 изд., 1908, стр. 376; Кокошкин, Русское государственное право, 1908, в. 2, стр. 60. *(222) Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 123. *(223) Salmond, Jurisprudence or the Theory of the Law, 2 изд., 1907, стр. 297: "The community of the realm is an organised society, but it is no person or body corporate". "Whatever is said to the contrary is figure of speech, and not the litteral language of our law". *(224) Эсмэн, Общие основания конституционного права, стр. 33: "Но фикции дают иногда выражение реальностям самым возвышенным, реальностям, которые, хотя и не поддаются восприятию чувств, тем не менее существуют в действительности". Странное понятие о реальности. Эсмэн полагает, что нация - такая же фикция. Но чувство коллективного сродства, лежащее в основе национальности, есть именно реальный факт, а не фикция. *(225) Еллинек, Общее, учение о государстве, стр. 99. *(226) Это возражение выставляют: Bierling, Juristische Principienlehre, т. I, 1894, стр. 226-230, примечание; Loening, в Handworterbuch der Staatswissenschaften, стр. 909. *(227) Rehm, Allgemeine Staatslehre, 1899, стр. 11. *(228) В последнее время среди французских юристов стало пробиваться течение признавать государство юридическим лицом только в его имущественных отношениях: Наuriоu, Principes de droit public, 1910, стр. 100; Berthelemy, Traite elementaire de droit administratif', 6 изд,, 1910, стр. 39-41. *(229) Рrеuss, Gemeind Date: 2015-08-06; view: 310; Нарушение авторских прав |