Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деятельность общественных организаций⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57
Среди различных общественных организаций, занимающихся проблемами социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха, большую роль играют Всероссийское и региональные общества глухих. Основными задачами этой общественной организации являются защита прав и интересов неслышащих людей, расширение возможностей их интеграции в общество. В отделениях ВОГ про водятся консультации по вопросам образования детей и взрослых с нарушениями слуха; оказывается поддержка школьникам и студентам различных учебных заведений; оказывается помощь в трудоустройстве; организуется совместный отдых неслышащих детей и родителей; оказывается материальная помощь остронуждающимся членам ВОГ. Общество глухих организует культурные, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Имеющиеся в разных регионах дома культуры и клубы Общества глухих проводят значительную культурно-просветительную работу: организуют лекции по различной тематике, в том числе и по правовым вопросам, организуют педагогический всеобуч. Региональные отделения Общества глухих поддерживают деятельность различных кружков, организуют конкурсы и смотры художественной самодеятельности воспитанников детских садов и школ. Всероссийское общество глухих издает журнал «В едином строю», содержащий различную информацию о жизни людей с нарушениями слуха, проблемах медицинской и социальной реабилитации, в том числе значительное внимание в нем уделяется вопросам обучения детей дошкольного и школьного возраста. В журнале «В едином строю» имеется рубрика «Университет для родителей», в которой содержатся материалы по воспитанию и обучению детей раннего и доi возраста, конкретные советы и рекомендации по воспитанию плохослышащих детей в семье. В социальной реабилитации детей с нарушениями слуха принимают участие различные региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам. Количество этих организаций возросло в последние годы, они активизировали свою деятельность. Среди них необходимо подчеркнуть значение деятельности таких организаций, как ассоциации родителей глухих детей (или детей с нарушениями слуха), которые существуют в отдельных регионах. Основными задачами таких организаций являются защита прав детей с нарушениями слуха, организация помощи родителям, распространение среди родителей информации о лечении нарушений слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др. Важное значение для приобщения к спорту, проведения оздоро вительнмх и спортивных мероприятий имеют спортивные союзы и ассоциации, например Московский спортивный союз глухих, Московская федерация футбола глухих и др. Для развития художественных способностей глухих и слабослышащих детей разного возраста важны контакты детских садов и школ с Домами детского творчества, студиями, кружками. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Объясните значение понятий “социальная защита», «социальная поддержка». 2. Что понимается под системой социальной реабилитации детей-инвалидов? 3. Какие льготы имеют дети-инвалиды по слуху? 4. Как законодательство защищает права матерей детей-инвалидов? 5. Какие общественные организации осуществляют социальную поддержку детей с нарушениями слуха? Литература Алов В.В., Алова М.И. Малыш не слышит! – Спб., 1992. Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов/ Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 1996. Права глухих / Сост. В. З. Базоев. — М., 1996. Конвенция о правах ребенка и законодательстио Российской Федерации: Справочник. — М., 1998. Основные документы, в которых отражена система социальной защиты детей-инвалидов (1993—1997) 1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (от 30.11.94, М 51-ФЗ), ч, 2 (от 26.01.96, М 14-Ф3). 3. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95, М 223-ФЗ). 4. Федеральный Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95, М 181-Ф3. 5. Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина «О дополнительных мерах госуда ственной поддержки инвалидов» от 02.10.92, М 1157. 6. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96, М 12-ФЗ. 7. Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, М 117. 8. Статья 49 КЗОТ РСФСР. 9. Статья 54 КЗОТ РСФСР. 10. Статья 163.1 КЗОТ РСФСР. 11. Статья 170 КЗОТ РСФСР. 12. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.92, М 3543-1. 13. Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР «от 20.11.90. Статьи 11,32,49,92, 114. 14. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР 0 государственных пенсиях в РСФСР» от 04.08.94, М 12-ФЗ. 15. Постановление Правительства РФ «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечения мер по социальной защите населения» от 11.12.92, М 970.
СЛОВАРЬ Адаптация— приспособление организма к окружающим усло виям. Социальная адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе путем усвоения ценностей, норм поведения, принятых в данном обществе. В процессе стано ления личности социальная адаптация происходит под влиянием целенаправленного воспитания, частично осуществляется и стихийно (в процессе наблюдений, подражания и т. п.). Анамнез— совокупность сведений об условиях развития ре бенка, возникновении и протекании болезни, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и его близких, с целью постановки и уточнения диагноза, определения коррекционных мероприятий. Артикуляция— деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и их сочетаний, составляющих слоги, слова. Аудиология— наука о слухе и его нарушениях. Аудиометрия — исследование состояния слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты. Аудиометрия проводится с помощью специальных электроакустических приборов. Аудиограмма— графическое изображение на специальном бланке данных исследования слуха с помощью аудиометра. Билингвизм (двуязычие)— одинаково совершенное владение двумя языками. У глухих детей и взрослых в процессе использования словесной речи, разговорной жестовой речи и калькирующей жестовой речи складывается словесно-жестовое двуязычие, или билингвизм, глухих. Бинауральньий слух - восприятие звука с помощью обоих ушей и симметричных частей слуховой системы. Бинауральный слух позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет ощущения различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши.
Вербальный - словесный, выраженный речевыми средствами.
Вибрационная чувствительность — чувствительность к действующим на кожу вибрационным раздражениям.
Глобальное чтение—начальный этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с соответствующими предметами и явлениями.
Глухие дети (неслышащие) - дети с глубокими стойкими двусторонними на рушениями слуха, приобретенными в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия.
Глухота — наиболее тяжелая степень понижения слуха, при которой речевое общение и самостоятельное овладение речью с помощью слуха у детей становится невозможным.
Дактилология — способ общения глухих людей между собой и со слышащими, владеющими дактилологией, при помощи ручной азбуки.
Жестовая речь — система общения на кинетической основе, основной смысловой единицей которой является жест, представляющий собой движения рук. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих. В общении глухих людей используется две разновидности жестовой речи — разговорная и калькирующая.
Кинестезии речевые — ощущение положения и движения органов, участвующих в речеобразовании.
Кинестезические ощущения — ощущения движения, положения частей тела в пространстве.
Коммуникация — общение, обмен информацией и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Компенсация— возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Комплексные (сочетанные) нарушения— сочетание двух и более первичных нарушений (слуха, интеллекта, зрения, опорно-двигательно го аппарата и др.), обуславливающих значительное своеобразие психического развития ребен ка и требующих специального педагогического воздействия. Развитие детей с комплексными нарушениями характеризуется качественным своеобразием и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.
Коррекция— исправление каких-либо нарушений в развитии.
Мимика— совокупность движений мускулатуры лица, отражающих различные эмоции и чувства и являющихся их внешним выражением.
Общение— взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционального характера, обычно связанной с их совместной практической деятельностью.
Онтогенез — развитие индивцда от рождения до конца жизни.
Отраженная речь — повторное произнесение слов, фраз вслед за кем- либо.
Отоларингология— отрасль медицины, изучающая этиологию, патогенез, методы диагностики, лечения и профилак тики болезней уха, горла, носа.
Подражание — непроизвольное или произвольное повторение чьих-либо действий, движений.
Позднооглохшие дети— дети, потерявшие слух в 3—4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Сохранность речи зависит от времени наступления глухоты и условий развития ребенка. Важное значение для сохранности речи имеет систематическое спец альное обучение.
Ранооглохшие дети—дети, родившиеся неслышащими или потерявшие слух в доречевой период, на 1—2-м годах жизни. Без специального обучения речь у этих детей не развивается.
Реабилитация —восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности боль ных и инвалидов, обеспечиваемое применениемкомплекса медицинских, психологических, пе дагогических и социальных мероприятий. Реабилитация предполагает включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом его психофизических возможностей.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Сензитивные периоды— периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особо чувстви телен к определенного рода влияниям окружающей действительности.
Сенсорная депривация — недостаток информации, возникающий у человека в условиях изоляции или при нарушениях функций основных органов чувств.
Сенсорные эталоны— выделенные человечеством в процессе обще ственно-исторической практики системы чув ственных качеств предметов, которые усваива ются ребенком в ходе онтогенеза и применяют ся в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.
Слабослышащие дети (дети с тугоухостью)— дети с нарушениями слуха, вызывающими затруднения в овладении речью и речевом общении. Степень потери слуха у слабослышащих детей может быть различной — от затруднений в восприятии шепота до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Состояние речи слабослышащего ребенка зависит от степени снижения слуха, времени его наступления, условий воспитания с учетом нарушения слуха, индивидуальных особенностей ребенка.
Слепоглухо немота— врожденная или возникшая в раннем возрасте потеря зрения и слуха, а также связанная с от сутствием слуха немота. Слепоглухонемота может наступить не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения, возникшем в раннем возрасте. Без специального обучения речь у слепоглухонемых детей не формируется. В современной литературе используется термин 4слепоглухота», так как в процессе обучения у детей данной категории происходит формирование разных форм словесной речи (дактильной, письменной, устной).
Слуховой анализатор— анализатор, обеспечивающий восприятие и переработку звуковых сигналов, на основе которо го формируются слуховые ощущения и образы.
Слуховые аппараты— сложные электронные звукоусиливающие при боры индивидуального пользования. Индивидуальные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, в том числе и речь, а также изменяют их динамические и частотные характеристики в‚ соответствии со степенью и характером нарушения слуха.
Слухопроте зирование— подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациентов с нарушенным слухом.
Слухо-эри тельное восприятие — восприятие устной речи посредством взаимосвязанной деятельности слухового и зрительного анализаторов.
Сопряженная речь — одновременное произнесение слов или фраз двумя или несколькими лицами.
Сурдопсихология— раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с нару шениями слуха, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения.
Сурдологи ческий кабинет— специализированные кабинеты для детей и взрослых с нарушениями слуха при крупных больницах и поликлиниках, в которых прово дится работа по диагностике, лечению, профи лактике нарушений слуха; осуществляется дис пансерный учет глухих и слабослышащих, орга низуются коррекционные занятия с детьми, консультативная помощь родителям.
Тугоухость— стойкое понижение слуха, вызывающее затруд нения в восприятии речи. Тугоухость может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от затруднений в восприятии шепотной речи до ограничения восприятия речи разговорной громкости. Степень и характер речевой недостаточности при тугоухости зависит от сочетания ряда факторов: степени нарушения слуха, времени возникновения поражения слуха, педагогических условий, в которых находился ребенок после снижения слуха.
Устная речь —внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь может быть диалогической и монологической.
Фонематический слух — слух, обеспечивающий восприятие и анализ фонем данного языка.
Фонетическая ритмика— прием работы по формированию и коррекции произношения, в основе которого лежит сочетание различных движений с произнесением определенного речевого материала.
Чтение с губ —зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; частично возмещает ограниченную возможность слухового восприятия речи.
Date: 2015-08-06; view: 433; Нарушение авторских прав |