Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мировой рынок рыбыМировой рынок рыбных товаров характеризуется сложностью взаимосвязей, большой динамичностью и высокой чувствительностью по отношению к целому ряду факторов: - численность населения и уровень доходов; - качество и степень обработки рыбной продукции; - традиции и обычаи в потреблении рыбы и морепродуктов; - состояние запасов морских биологических ресурсов; - изменения в правовом режиме мирового рыболовства и рыборесурсной политике государств — основных участников рынка. Конъюнктура мирового рынка рыбных товаров зависит от состояния и тенденций развития мирового рыболовства. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на конъюнктуру рынка в перспективе будут продолжать оказывать влияние следующие тенденции в развитии мирового рыболовства: - нарастание процесса национально-государственного (в 200-мильных экономических зонах и на континентальном шельфе) и международного (в открытом море) управления, сохранения и оптимального использования живых ресурсов Мирового океана; - усиление конкуренции за сырьевые ресурсы, особенно за наиболее высокоценные виды рыб и ракообразных, а также за рынки сбыта рыбной продукции, при относительной стабильности ассортимента поставляемой на мировой рынок продукции и ограниченного круга стран-импортеров; - интенсивное развитие аквакультурного производства в пресных водоемах и в морской прибрежной зоне и превращение продукции аквакультуры в наиболее реальный источник дополнительных поставок рыбы и морепродуктов; - установление единых принципов и норм по управлению, сохранению и оптимальному использованию морских живых ресурсов, а также единых стандартов контроля качества рыбных товаров, и как следствие расширение производства и увеличение мировых цен на рыбную продукцию высокой степени переработки и качества. Россия на мировом рынке рыбных товаров занимает небольшую долю, выступая лишь в качестве поставщика сырьевых рыбных ресурсов. Доля страны в общем объеме мирового экспорта составляет лишь 3%, а в общем объеме мирового импорта - менее 1%. Причинами низкой конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке являются, прежде всего, внутренние социально-экономические проблемы развития отечественной рыбной промышленности: - сложное финансовое состояние и нерентабельность большинства рыбохозяйственных предприятий отрасли; - значительное ухудшение материально-технической базы, чрезвычайно низкая степень обновления и модернизации основных производственных фондов; - отказ государства от проводимой в дореформенное время финансовой поддержки отрасли; - усиление дисбаланса между объемами допустимого улова биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ и производственными мощностями для их изъятия; - нерациональное использование ресурсного потенциала прилегающих морских акваторий; - резкий спад производства конечной продукции, предназначенной для удовлетворения спроса населения, а также резкое сокращение поставок на внутренний рынок страны при интенсивном росте экспорта; - неорганизованность внутреннего рынка с наличием широкой сети посредников между производителем и потребителем рыбной продукции, и одновременно неконтролируемый рост числа экспортеров; - несовершенство систем ВЭД и квотирования объемов промысла, которые в ряде случаев прямо ориентированы на привлечение иностранных судовладельцев в ущерб отечественным, способствующее росту нелегального промысла и экспорта рыбных товаров; - фактически легальный уход предприятий отрасли от таможенных пошлин на экспортируемую продукцию и как следствие потеря федеральным и региональными бюджетами значительной части валютных поступлений от экспорта. Зарубежные рынки активно усиливают сырьевую специализацию страны, обеспечивая, с одной стороны техническое перевооружение и переоснащение рыбохозяйственного комплекса, но с другой стороны обеспечивая нерациональное использование морских биологических ресурсов, в том числе особенно уникальных (таких как лососевые, крабы, морской еж). Широкомасштабное развитие торговли за пределами таможенной границы способствует снижению экспортных цен на рыбные товары в среднем на 2 раза, постепенной утрате Россией в условиях усиления международной конкуренции и общем снижении цен на мировом рынке рыбных товаров конкурентоспособных позиций. В современных условиях российские рыбохозяйственные предприятия, играя на мировых рынках лишь роль поставщика сырьевых ресурсов, испытывают острую необходимость постоянного обновления производства с целью улучшения качественных характеристик впускаемой продукции и достижения ее соответствия мировым стандартам. Уменьшение государственного финансирования, недостаточность собственных оборотных средств, продолжающееся старение основных производственных фондов препятствуют эффективному развитию предприятий рыбной промышленности и выходу на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией. [9] Спрос на рыбные товары на отечественном рынке определялся в последние годы такими факторами, как общее состояние экономики страны (уровень инфляции, спад производства, безработица и т.п.); состояние сельского хозяйства и отраслей пищевого комплекса промышленности; экспорт и импорт продовольствия; организация сбыта,, включая вопросы рекламы; тарифы на доставку рыбной продукции; конкурентоспособность рыбных товаров с заменяющими их продуктами питания; объёмы, ассортимент и качество вырабатываемой рыбной продукции. Рыба и рыбопродукты занимают удельный вес в рационе россиян, это связано с тем, что это более дешёвые продукты по сравнению с мясом. Но в последнее время наблюдалось снижение объёмов производства рыбной продукции. Так как вылов рыбы носит сезонный характер, то и её потребление колеблется в зависимости от времени года. Так называемые «рыбные» регионы потребляют в основном продукцию местного производства и много экспортируют в другие регионы страны и за границу. Появилось много предприятий по вылову и переработке рыбы, это в основном частные коммерческие фирмы. Объемы и структура потребления населения находятся в прямой зависимости, прежде всего, от уровня доходов семей. Группа населения с низкими доходами приобретает дешевые виды рыб (хек, минтай, пикша); со средними доходами - продукцию среднеценового сегмента (треска, сельдь, горбуша, скумбрия). С ростом доходов происходит переход на потребление продуктов высокоценового сегмента (лосось, форель, осетровые породы, филе, копченая рыбопродукция, моллюски, икра и т.д.), расширяется ассортимент потребляемой рыбы и морепродуктов, в том числе живых и охлажденных.[9] Наиболее популярной среди населения России является мороженая рыба. В последние 3 года наметилась тенденция роста спроса на живую рыбу, обозначились четкие тенденции увеличения производства товарной рыбы и расширения ассортимента ценных видов рыб и продукции из них. Покупательная способность населения, культурные традиции, особенности и предпочтения отдельных групп потребителей определяют емкость рынка и динамику производства рыбной продукции.[4] По экспертной оценке ОАО «ВНИЭРХ», общая емкость внутреннего рынка пищевых рыбных товаров в 2012 г., включая консервы, составила около 2,8 млн. т, что превысило уровень 2011 г. (2,5 млн. т) на 12%. Анализируя динамику баланса обеспечения населения России пищевыми рыбными товарами, включая консервы, за 2003-2012 гг., можно отметить стабилизацию производства данной продукции (в 2012 г. объемы их составили 97,5 % производства 2003 г.). Наблюдаемый в последние годы рост объемов производства рыбной продукции обусловлен увеличением объемов приема рыбной продукции для дальнейшей переработки от сторонних отечественных и зарубежных предприятий. Основные производители рыбной продукции сосредоточены в Дальневосточном (60-65% общего объема), Северном (19-24%) и Западном (10-15%) бассейнах. Доли Южного и Каспийского бассейнов существенно ниже. За период 2003-2012 гг. уменьшение экспорта составило 3,8 %, импорт увеличился в 1,5 раза. Состояния рынка рыбных товаров в целом по России в период 2003-2012 гг. характеризуется ростом оптовых и розничных цен: оптовые цены на мороженую рыбу увеличились на 54 %, соленую и копченую – на 43 %, рыбные консервы – в 2 раза. Розничные цены на мороженую рыбу возросли на 62%, на соленую и копченую – на 43 %, на рыбные консервы – на 46%. Внешняя торговля рыбными товарами все еще имеет существенное экономическое значение для рыбохозяйственного комплекса России и, в определенной степени, определяет его техническое и технологическое развитие. Следует подчеркнуть важность трех основных региональных рынков рыбных товаров - Евросоюза, АТР (особенно Республика Корея и Япония) и США, на долю которых в 2012 г. приходилось 2/3 мирового импорта. Основной вывоз рыбы осуществляется через Республику Корею, которая импортированную рыбу реэкспортирует преимущественно в Японию и другие страны. Китай закупает большие объемы российской рыбы и перерабатывает ее в филе и сурими с целью экспорта в Россию и третьи страны. Постоянно растущий спрос на рыбу и развитая рыбная промышленность в этих странах вынуждает национальных поставщиков импортировать продукцию с тем, чтобы непрерывно обеспечивать растущий спрос. По этой причине импортные тарифы в этих странах низки и не являются серьезным барьером в торговле, за некоторым исключением товаров, подвергающихся дополнительной, более глубокой переработке. Российские экспортеры поставляют более питательные и ценные в пищевом отношении рыбные товары (треска, окунь, нерка, минтай, ракообразные и др.), а российские импортеры – менее ценные товары массового спроса (сардины, сельдь, путассу и др.), а также филе и деликатесную продукцию. Рост цен на импортируемые аквакультурные форель и лосось из Норвегии и других стран определяют динамику роста по группе «живая, свежая и охлажденная рыба». В 2008 – 2012 гг. произошло сближение экспортных и импортных цен на мороженую рыбу, что открывает возможность переориентации поставок рыбы с внешнего на внутренний рынок.[10] Сложившаяся практика существенных внешнеторговых поставок рыболовными компаниями непосредственно из районов промысла снижает прибыльность хозяйственной деятельности в силу имеющейся несогласованности в уровнях экспортных цен на реализуемую продукцию и неритмичности товарных поставок, что выражается в демпинговом заниженном характере экспортных цен на рыбу и морепродукты.
|