Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политика либерализма (Начало 19 века и до октябрьской революции). В 1801 году по Тельзитскому миру Россия восстанавливает с Францией торговые отношения
В 1801 году по Тельзитскому миру Россия восстанавливает с Францией торговые отношения. В 1810 году (Наполеон) вновь был введен запрет на торговлю с Францией (абсолютный). В 1810 году в дополнение к пограничной таможенной страже на Западной сухопутной границе была введена воинская охрана границ Донскими казачьими полками. Каждый казачий полк обеспечивал охрану 150-верстного участка границы. После победы над Наполеоном восстановились отношения с Францией и в 1816 году был отменен запрет на ввоз французских товаров. Одним из ярких свидетельств политики либерализма в начале 19 века был введение в Одессе и на прилегающей к ней территории режима «порто-франко» (первая в России свободная экономическая зона). Одесса и прилежащая к ней территория были выведены из таможенной черты России, в этой области разрешалось не только разгружать и хранить товары, но и перерабатывать и оптом торговать этими товарами без уплаты пошлин до тех пор, пока товары не уходили с территории вглубь России. Такой режим просуществовал на территории Одессы 40 лет. В 1819 году был принят один из самых умеренных и либеральных за всю историю таможенного дела в нашей стране таможенных тарифов. Но тариф оказался губительным и для промышленности и для купечества (они не могли конкурировать с иностранными). В 1822 году ошибка была исправлена и был принят достаточно жесткий протекционистский тариф. В 1819 году помимо таможенного тарифа был принят и Таможенный устав. В соответствии с которым охрана границ возлагалась на Таможенную (в дальнейшем Пограничную) стражу Министерства Финансов. Этот Устав уточнял понятия контрабанды. Согласно устава под контрабандой понимался не только провоз и пронос товара в обход заставы, но и неуказание привозимых на заставу товаров в грузовых и иных товаросопроводительных документах и таможенных объявлениях (прообраз декларации). В 1822 году казачьи части были выведены во 2 линию (за линию таможенных объезчиков), а в дополнение к 1 линии были введены таможенные объходчики. В 1827 году было принято положение «Об устройстве пограничной таможенной страже», в соответствии с которым эта стража сводилась в особые части, бригады, полубригады и роты, делившиеся на подвижные колонные и заставы (посты). В соответствии с положением управляющие таможней и помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе. С принятия этого положения отличительным цветом таможни стал зеленый цвет. В соответствии с жестким тарифом иностранные товары облагались настолько высокими пошлинами, чтобы их ввоз не отразился на развитии в стране машинного производства. А те товары, которые вообще не производились в России, облагались высокими пошлинами исходя из экономических соображений. Такая политика существовала 27 лет. Таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 годов отличались либеральным характером и способствовали свободе международной торговли. Систему таможенных органов середины 19 века можно рассмотреть на примере Устава 1857 года. В соответствии с этим Уставом таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной границе империи и царства польского, а на Северо-Западе по границе между Россией и Финляндией (что свидетельствовало об автономности Финляндии). В зависимости от объема осуществляемых таможенных операций таможни подразделялись на Крупнейшие (таможни 1 класса) – всего в России было 10 (Питер, Москва, Рига); Средние (таможни 2 класса) – на Черном море – Евпаторийская таможня; Малые (таможни 3 класса) – Онежская или Херсонская таможни. При таможнях могли создавать передовые филиалы или передовые посты (заставы). В местах наземного пропуска через таможенную границу были созданы переходные таможенные пункты. Таможни одного района объединялись в таможенный округ. Устав предъявлял особые требования к таможенным служащим: управляющими и членами таможен могут назначаться только те, кто ранее работал в таможне. Впервые Устав подчеркнул самостоятельность таможенных органов. Статья 226 этого устава устанавливала, что никакое начальство не входит ни в какие непосредственные распоряжение таможенной части. Таможенный тариф 1891 года носил протекционистский характер. Этот тариф не облагал пошлиной товары, которые вообще не импортировались в Россию (хлеб, масло). Все остальные товары облагались пошлинами, при этом размер пошлины был кратно увеличен по сравнению с тарифом 1868 года. Такое резкое увеличение пошлин привело к резкому увеличению контрабанды. Вслед за тарифом 1891 года потребовалось принять Таможенный устав 1892 года, который практически полностью был посвящен вопросам борьбы с контрабандой. Контрабандными, по прежнему, считались товары, провозимые или проносимые мимо таможни, а также хотя и привозившиеся на таможню, но не указанные в таможенных объявлениях. Но впервые было введено понятие квалифицированной контрабанды. Квалифицированной считалась контрабанда, совершаемая путем открытого вооруженного прорыва границы; совершаемая организованной группой лиц с подкупом таможенного лица; совершаемая систематически в крупных размерах; контрабанда оружия и контрабанда подрывной социалистической литературы. Устав устанавливал дифференцированные санкции за контрабанду. Они различались в зависимости от того, был это ввоз или вывоз; облагаемый пошлиной или необлагаемый, разрешенный к провозу или запрещенный. Контрабанда запрещенной к провозу товара наказывалась его конфискацией и денежным штрафом в размере 2-х кратной стоимости этого товара. Если товар был разрешен к провозу – его конфискация и денежный штраф в размере 5-кратной стоимости товара при ввозе и только 5-кратный штрафов без конфискации при вывозе. Если контрабандой провозился беспошлинный товар, то товар наказывался в размере 10% от стоимости без конфискации. Новым в Уставе было то, что размер санкции стал единым для Европейской части России и Сибири. В наиболее опасных по части районах (пограничные губернии и царство польское) в дополнение к пограничной и таможенной страже была создана корчевная стража. Эта стража состояла из вооруженных стражников и объезчиков, которые на расстоянии в 20-50 верст от границы устраивали засады на дорогах и досматривали обозы, транспорт и имущество проезжающих лиц с целью предотвращения контрабанды зарубежных спиртных напитков. В 1893 году между Россией и Германией происходит так называемая «таможенная война». Все началось с того, что Россия в одностороннем порядке увеличила размер пошлина на Германские товары на 15-30%. Германия в долгу не осталась и увеличила размер пошлины на 50% на товары. Россия подняла пошлины на их товары еще на 10%. Она продолжалась полгода и завершилась в 1894 году заключением двустороннего конвенционного тарифного договора. Вместо нескольких тарифов на товары российские и германские был введен единый тариф. Срок действия договора – 10 лет. Начало 20 века – Таможенный устав 1904 года сыграл значительную роль. В соответствии с ним таможенная система состояла из департамента таможенных сборов при министерстве финансов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, таможенных застав, таможенных постов и таможенных пунктов. Устав 1904 года предоставлял право пограничной страже и таможенному надзору в наиболее опасном по части контрабанды районе проводить обыски и выемки контрабандных товаров в домах и других жилых помещениях, в пограничной полосе шириной 875 саженей (около 2 км) на тех же правах, которые были предоставлены полицейским чинам, замещающим судебных следователей при производстве следственных действий. Этот устав содержал принципиально новый раздел (новеллу) – О привозе товаров по железной дороге. Таможенный устав 1910 года принципиальных изменений в организацию системы таможенного управления не внес, он детализировал некоторые вопросы борьбы с контрабандой, уточнив меры поощрения «открывателям» и «задержателям» контрабанды, а также предоставив право органу таможенного надзора проводить обыски и выемки контрабандных товаров в пограничной полосе шириной 100 верст от границы и от линии берега вглубь страны с участием полиции, а за пределами этой 100-верстной полосы с участием полиции, судебных следователей и мировых судей. Нужно отметить, что процесс таможенного досмотра (контроля в целом тех лет) был подчинен не столько цели установления законности перемещения товара через таможенную границу, сколько цели поиска контрабандных товаров. Несмотря на это, а также на то, что в этот период времени в России существовали самые высокие в мире ставки таможенных пошлин, объем экспорта российских товаров в 1910-1913 годах увеличился на 21%. Годы Правительство большевиков весьма скептически отнеслось к существовавшей системе таможенного дела и таможенного регулирования. Практическая реализация ленинской идеи о монополии и внешней торговле не оставила места для широкого применения тарифов товара. В начальный период (до 20 годов) тарифному регулированию не уделялось внимание. В период военного коммунизма высказывались идеи о ликвидации границ и таможен. Государству, победившему социализм, не нужно границ и таможен. Но здравый смысл возоблодал. 29 декабря 1917 года Совет народный комиссаров подписал декрет о разрешении на ввоз и вывоз товаров. Устанавливалась разрешительно-запретительная система на провоз товаров за границу. Разрешение на ввоз и вывоз товаров могли выдаваться только отделом торговли и промышленности СНК, ввоз и вывоз товаров без их разрешения признавался контрабандой. 28 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров издал декрет «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». Этот декрет имел принципиально важное значения для организации таможенного дела. По сути дела именно этот декрет заложил основы Советской таможенной политики. Этот декрет устанавливал, что обложение таможенной пошлиной и иными сборами товаров, перемещаемых через границу, является исключительной прерогативой центральной советской власти. Местные таможенные учреждения признавались органами центральной государственной власти и подчинялись непосредственно народному комиссариату финансов. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные и иные общественные организации не имели права вмешиваться в деятельность таможенных органов. Местные советы могли осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен, не входя при этом в административную часть их работы. В соответствии с декретом СНК от 29.06.1918 года департамент таможенных сборов, который действовал при НарКомФине был преобразован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение народного комиссариата торговли и промышленности. 11.07.1920 года народный комиссариат торговли и промышленности был преобразован в народный комиссариат внешней торговли и к нему перешли все функции управления таможенным делом. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешней экономической деятельности. Большое значение для упорядочивания мер ответственности за таможенные правонарушения имел декрет СНК от 3 января 1921 года «О реквизициях и конфискациях». Этот декрет предусматривал, что подлежат конфискации товары, деньги, всякого рода предметы, скрытые от таможенного контроля путем какого-либо ухищрения, а также хотя бы и не скрытые оружия, боеприпасы, предметы воинского снаряжения, драгоценности и значительные денежные суммы. Этот декрет предусматривал 2-ступенчатый порядок – судебный и административный. Лица, задержавшие контрабанду, премировались 20% от суммы задержанного контрабандного имущества. 1/3 – непосредственным задержателям, 1/3 – косвенным, 1/3 – на нужды того округа, в котором была задержана. Декрет СНК от 31.03.1922 года утвердил временное положение «О местных таможенных учреждениях». В соответствии с положением народный комиссариат внешней торговли и народный комиссариат финансов совместно согласовывали перечень таможенных округов, начальники которых подчинялись непосредственно НКВТ. Руководство таможенными органами на местах осуществляло Главное таможенное управление при НКВТ; местные таможенные органы подразделялись на таможни 1,2 и 3 разрядов и таможенные посты. Местные таможенные органы при этом были объединены в 8 таможенных округов. В первые месяцы советской власти таможенным пошлинам уделялось очень незначительное внимание. Все дело в том, что товары не продавались, а распределялись. Но с переходом к НЭПу, расширением внешней торговли, предоставлением права выхода на международный рынок иным хозяйствующим субъектам, кроме государства, возникла необходимость в таможенном регулировании. Первый советский таможенный тариф по европейской привозной торговле был утвержден СНК 14.02.1922 года. А 15.07.1922 года был утвержден первый тариф по экспортной (вывозной) торговле. Для подготовки таможенно-пошлинных вопросов при СНК декретом от 23 февраля 1922 года был учрежден Таможенно-тарифный комитет. Этот комитет разрабатывал, утверждал разрешенных и запрещенных к провозу через границу товаров, а также разрешал вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования (применения тарифов к товарам), вносимые местными таможенными учреждениями. А также таможенно-тарифный комитет давал заключения по всем проектам декретов, торговых договоров и конвенций, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу. 14 декабря 1924 года президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный Устав СССР – первый кодифицированный советский акт в области таможенного дела. Устав закреплял, что управление таможенным делом на всей территории СССР является исключительной прерогативой Народного Комитета Торговли, который осуществляет свои функции в этой сфере через главное таможенное управление, иные таможенные учреждения и таможенно-тарифный комитет. Устав устанавливал сложную 4-звенную систему таможенных органов. Центральным органом управления был СНТ (выше есть расшифровка). Непосредственное управление таможенными органами на местах осуществляли районные таможенные инспекторские управления, которые подчинялись ГТУ (Главному Таможенному Управлению). Всего было создано 11 таких управлений. Непосредственно таможенное дело на местах осуществляли таможни и таможенные посты. Таможни подразделялись на 3 группы: 1, 2 и 3 разряда. Таможни 1 разряда создавались при крупных ж\д станциях и в портах с большим грузооборотом. Таможни 2 разряда создавались в небольших портах на реках и озерах; таможни 3 разряда – на грунтовых дорогах. По общему правилу, осуществлять таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров могли осуществлять таможни 1 и 2 разрядов. Таможни 3-его разряда имели на это право лишь в том случае, если проведение таможенного оформления не требовало специальной таможенной экспертизы. Таможенные посты занимались только лишь пропуском (оформлением) пассажирской ручной клади, багажа (пассажирского) и пересылкой международно-почтовых отправлений. 19 декабря 1928 года был принят Таможенный кодекс СССР. Особых изменений в систему управления таможенным делом этот кодекс не внес, он уточнил статус ГТУ, более детально определил его компетенцию. В соответствии с этим кодексом районные таможенные инспекторские управления были преобразованы в отделения главного таможенного управления. В период с 1929 по 1932 года тенденции отката от экономических мер, централизации проявляются все более отчетливо, процесс затронул внешнеэкономическую деятельность. В 1930 году был принят свод таможенных тарифов СССР, который по сути дела без изменений просуществовал более 30 лет. В 1934 году был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов «обобществленного сектора» и был установлен централизованный порядок расчета по операциям с такими грузами. Это привело к существенному сокращению таможенных служащих. Во время ВОВ деятельность большинства таможен была прекращена или прервана (продолжали Мурманска, Архангельская, на юге и востоке СССР). В 1942 году ГТУ утвердило инструкцию о порядке ведения дел о контрабанде. В соответствии с ней упразднялся судебный порядок рассмотрения дел, оставался только административный, но был теперь упрощенный и ускоренный порядки рассмотрения дел. Должно быть рассмотрено в течение 7 дней. В 1943 году таможни стали беспошлинно пропускать благотворительные грузы, поступающие из-за границы в адрес красной армии и ВМФ. 14 августа 1951 года для лиц, начальствующего состава таможенных органов были введены персональные звания. Нужно отметить, что система таких званий просуществовала до 1996 года с незначительными изменениями. В 1953 году Совет Министров СССР утвердил новые правила таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа лиц, следующих через таможенную границу СССР. Этими правилами вводилась таможенная декларация; специальный документ, который должны были заполнять все лица. В 1955 году был введен упрощенный порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых в СССР лицами, прибывшими в СССР на учебу из развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. В 1964 году был принят очередной таможенный кодекс СССР, который установил 2-звенную систему управления таможенным делом. Непосредственное руководство таможенным делом осуществляло главное таможенное управление при Министерстве внешней экономической связи СССР; таможенное дело на местах осуществляли таможни и таможенные посты. Таможенный пост представлял собой структурное подразделение таможни, территориально удаленное от администрации. Вторая половина 60, 70 и 80 годы – годы застоя, поэтому не было реформ. Дальнейший толчок – перестройка. Отказ от командно-административных методов управления экономикой, децентрализация экономического управления, предоставление права выхода иным учреждениям кроме государства требовало изменений. В 1989 году ГТУ при Министерстве Внешнеэкономических связей СССР было преобразовано в Главное Управление Государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. Впервые за существование таможенного дела этот орган приобрел статус центрального органа государственной власти. По статусу Управление было приравнено к Союзному Министерству. 5) Таможенное дело в постсоветской России (1992 – 2007 год) В 1991 году был принят последний советский Таможенный кодекс. Несмотря на то, что кодекс для того времени был очень и очень хорошим (с точки зрения соответствия нормативного регулирования экономических отношений и юридической техники) судьба кодекса была печальной. Но он не успел вступить в действие. Отдельные положения кодекса продолжали действовать до 1993 года (до 17 июля 1993 года – до 1 таможенного кодекса РФ). В 2002 году был принят еще 1 кодекс РФ. В 2007 утвердили, в 2010 вступил в действие таможенный кодекс Таможенного Союза. Date: 2015-08-06; view: 364; Нарушение авторских прав |