Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отзывчивость и взаимопомощь. Общественное мнение





Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В коллективе каждый должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам чувствовать себя способным и готовым помочь товарищу. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания. Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и желании делиться игрушками, сладостями. В раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, а к 3 годам малыши уже способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников (правда, если оно представлено ярко). Взаимопомощь младших дошкольников имеет специфические особенности как в формах выражения, так и в побудительных причинах. Наиболее часто она проявляется в утешении обиженного, огорченного товарища. У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видом труда ребенок в этом возрасте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего (своеобразная форма самоутверждения). Формы взаимопомощи у детей пятого года жизни более разнообразны. Дошкольники уже помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Более основательными становятся мотивы оказания помощи: дети способны проникать в суть некоторых явлений, обладают большой наблюдательностью, соотносят факты поведения с усвоенными нормами. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь (не помогли товарищу потому, что он ленился, а не старался и потерпел неудачу). Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием - сверстникам. В детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости и несправедливости. В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений. Важно, чтобы складывающееся коллективное мнение с самого начала имело правильную нравственную направленность. Лишь в этом случае оно сможет стать средством формирования коллективных взаимоотношений.

31. Усвоение нравственных норм. Культура поведения и взаимоотношений. Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях. Содержание правил и норм изменчиво. Оно зависит от эпохи, от классов, от страны, наконец, от места жительства людей, от их возраста. Но, тем не менее, правила существуют всегда, так как без них невоз-можны взаимодействие и взаимопонимание. Особое значение имеют правила для младших дошкольников. Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка единственно верным ориентиром поведения. сверстников и свое поведение. Незнание правил, несоблюдение их - наиболее частая причина конфликтов между детьми младшего возраста. Жизнь в обществе сверстников стимулирует усвоение правил, особенно если педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Правила взаимоотношений, которые дети усваивают в младшем дошкольном возрасте, просты и почти всегда имеют одинаковое решение, т.е. ситуации, в которые включается ребенок, должны быть однозначны: девочка плачет - пожалей, уронил игрушку - подними, положи на место. Только такая конкретная, видимая связь между поведением и правилом обеспечивает эффективное усвоение нравственных норм. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил. Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм и в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы. В контексте формирования коллективных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуры поведения. Конечно, культура поведения не ограничивается «детским обществом». Она реализуется и во взаимоотношениях со взрослыми, но в общении ребенка со сверстниками выполняет более многогранную роль. Если ребенок вежлив и приветлив со взрослыми, готов им помогать и сотрудничать с ними, это всегда вызывает у них положительную реакцию. Аналогичное поведение в отношении сверстников может вызвать, как это ни странно, и противоположную реакцию: порой детей удивляет «слишком воспитанный» ребенок, они могут даже смеяться над его хорошими манерами. Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания. Основные направления в методической работе: с раннего возраста приучать ребенка к чистоте и порядку, обращая внимание малыша на эту сторону его жизни, Всегда, умывая или купая ребенка, делать это радостно, восторгаться результатами: «Ах, какой ты у меня чистенький, красивый!». Не допускать того, чтобы малыш долгое время находился в грязной одежде, мокрый. По мере взросления приучать пользоваться носовым платком и салфеткой во время еды. Учить в общении с людьми - взрослыми и детьми - здороваться и прощаться. Всегда поощрять за выполненные действия. Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.


 







Date: 2015-08-06; view: 1575; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию