Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Речь индивидуума подвергается влиянию множества факторов





 

Речь индивидуума подвергается влиянию множества факторов. В данном исследовании мы коснемся следующих: гендерного, психологического и классового, так как они наиболее ярко отражены в тексте, являющемся материалом для анализа. Речевой портрет личности, или языковая личность, является объектом исследования многих наук, в том числе социальной, психологической и гендерной лингвистики. Понятие языковой личности впервые было сформулировано в книге В.В. Виноградова “О поэтическом языке” (Цит. по: Попова, Стернин, 2004, с. 33). При исследовании языковой личности Виноградов считал необходимым изучение parole (индивидуального речевого опыта) как сферы творческого раскрытия языковой личности. Современная теоретическая разработка понятия языковой личности принадлежит Ю. Н. Караулову (2006). Исследователь рассматривает языковую личность как вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломленные через язык личности, ее дискурс. Речь не только выступает в роли средства коммуникации, но и характеризует того или иного индивидуума, позволяя получить помимо непосредственного смысла передаваемого сообщения еще и косвенные смыслы, по которым мы можем судить, например, об образованности или классовой принадлежности собеседника. В данном исследовании нас интересуют косвенные смыслы, передающиеся вербально, то есть при помощи средств языка. Речевая деятельность человека – манера его речи, используемая лексика, интонация, излюбленные выражения, риторические приемы, жестикуляция и многое другое – создает определенный образ этого человека в глазах окружающих. Этот образ З. Л. Попова и И. А. Стернин (2004) обозначают термином языковой паспорт человека. Он несет информацию о половой принадлежности человека, возрасте, профессии, национальности, физическом и психическом состоянии, эмоциональности, общем уровне культуры и воспитанности. Проблема речевого портрета личности, а в нашем случае – персонажа художественного произведения, актуализируется благодаря тому, что возникает перспектива строить суждения о речевых характеристиках не одного, двух, а целой группы людей, социального слоя. Принимая во внимание вышесказанное, мы выбрали тему и материал исследования: роман, повествование в котором ведется от лица двух персонажей – представителей разных классов, полов, выросших в семьях с непохожим психологическим климатом.

Материалом исследования послужил оригинал романа «Коллекционер» (‘The Collector’, 1963) английского писателя-постмодерниста Джона Фаулза (John Fowles).

Следует сказать несколько слов о творчестве Джона Роберта Фаулза и о самом романе «Коллекционер». Джон Фаулз — один из выдающихся английских писателей-постмодернистов. Произведения Фаулза отличает неизменная острота критического видения писателем болезней и неустройств «общества потребления», широта затрагиваемой социальной, этической, эстетической проблематики, подлинно философская обобщенность и многозначность воссозданных в них идейно-нравственных конфликтов, что сообщает его книгам характер притч, парабол, символических иносказаний. Творчество Джона Фаулза, располагающееся на границе мифологизма, экзистенциализма и постмодернизма, представляет для европейской культуры явление вполне органичное. Для писателя всегда был важен сам процесс написания романов, а не конечный результат. Основную тематику своего творчества Джон Фаулз определяет так: “How you achieve freedom—that obsesses me—all my books are about that”. (B. Goosman, 2004)

Идея романа «Коллекционер» возникла в 1962 году, после того как Фаулз посмотрел оперу «Замок Синей Бороды» (о женщине, которую держали в неволе) и прочитал газетную заметку о молодом человеке, похитившем девушку и продержавшем ее как пленницу более трех месяцев в бомбоубежище в окрестностях Лондона. Черновик романа был написан Фаулзом всего за 4 недели. Писатель дебютировал коротким романом "Коллекционер" в 1963 году. За обыденными, на первый взгляд, событиями ощущается присутствие некой зловещей силы. Фаулз не случайно сделал Клегга коллекционером бабочек: у древних греков одно и то же слово обозначало бабочку и душу. Коллекционеры не любят живых бабочек. Поэтому Клегг никак не может привести созданный им идеал в соответствие с реальностью: Миранда - живая, ее мир - мир движения, поиска, творчества. Она тип "анимы" - "души" - одухотворенной красоты. Мир Клегга - мир подполья, замкнутого пространства, в котором творческая личность жить не в состоянии. Автор дает глубокий социально-психологический анализ душевных порывов и поступков своих героев, наблюдает за ними словно со стороны, позволяя им рассуждать и рефлексировать.


Цель нашей работы – проанализировать речь персонажей в произведении Джона Фаулза «Коллекционер» и составить их речевые портреты.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть и уточнить факторы, влияющие на речь индивидуума;

- исследовать фактический материал, методом сплошной выборки отобрать примеры и проанализировать их с учетом названных факторов;

- описать речь персонажей романа «Коллекционер» на основе анализа отобранных примеров.

Предмет исследования – речь главных персонажей произведения Джона Фаулза «Коллекционер» Фредерика Клегга и Миранды Грей.

Объект исследования – текст романа Джона Фаулза «Коллекционер» (‘The Collector’, 1963).

В ходе работы были применены следующие методы исследования:

- метод сплошной выборки;

- метод лингвистического наблюдения и описания;

- метод контекстуального анализа;

- метод сопоставления, обобщения, классификации.

Актуальность темы нашего исследования непосредственно связана с общей гуманизацией культуры, ее направленностью на конкретного человека. С позиции лингвистики каждый индивид представляет собой языковую личность, в речи которой находят свое отражение как внешний мир, окружающий человека, так и его внутренний, духовный мир. Одновременно с этим мы имеем возможность проследить то общее, что дает нам право говорить о типичности речевого портрета.

Научная новизна данного исследования заключается в попытке составить универсальный речевой портрет персонажа на материале малоизученного с этой точки зрения текста произведения Дж. Фаулза «Коллекционер». Универсальность подразумевает принятие во внимание временного, гендерного, классового и психологического факторов. При анализе материала исследования мы учитываем и время написания романа (60-е гг. 20 века), и место действия (Англия). Опираясь на труды различных ученых, разрабатывавших речевые портреты мужчин и женщин, а также представителей различных классов, мы проследим, как взаимодействуют гендерный, психологический и классовый факторы, и какое влияние они оказывают на речь индивидуума.

Теоретической базой нашего исследования послужили работы Е.И. Горошко (2001), И.В. Арнольд (1999, 2002), В.П. Бондалетова (1987), В.П. Руднева (2002), В.И. Карасика (2001), Ю.Н. Караулова (2006), Д. Таннен (1990) и других ученых.

Теоретическая значимость данной дипломной работы определяется тем, что полученные результаты дополняют и развивают существующие теоретические положения гендерной, психо- и социолингвистики. Кроме того, уточнены факторы, влияющие на речь индивида, и критерии анализа речевого поведения.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования теоретических положений и практического материала работы в теоретических вузовских курсах и на семинарских занятиях по социолингвистике, гендерной лингвистике, психолингвистике, стилистике, а также при обучении успешному общению, в особенности с представителями англоязычной культуры.


Объем и структура работы: Дипломная работа представлена на 49 страницах текста (основной текст курсовой работы 43 страницы) и состоит из Введения, 2-х глав и Заключения; в конце работы приводится список научной, художественной и справочной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность. В первой главе «Влияние гендерного и психологического факторов на речь персонажей» рассматривается понятие «гендер», его исследование в языкознании и гендерной лингвистике. Кроме того, обращается внимание на гендерный и психологический факторы, влияющие на речь индивидуума, и анализируется речь двух главных персонажей указанного романа с этих точек зрения.

Вторая глава «Влияние классового фактора на речь персонажей» посвящена связи речи говорящего и класса, к которому он принадлежит; фонетическим, лексическим и синтаксическим особенностям речи представителей различных прослоек общества. В данной главе также рассматриваются такие понятия как литературный язык, разговорный язык, просторечие и их особенности. Исследуется речь главных героев романа «Коллекционер» с учетом классового фактора.

В заключении формулируются выводы, к которым мы пришли в результате проведенного исследования.

При анализе подобранных примеров значение и принадлежность тех или иных лексических единиц к определенному стилистическому регистру проверялись по словарям: Большой русско-английский фразеологический словарь (2004), Новый большой англо-русский словарь (2002), ABBYY Lingvo 12 Electronic Dictionary, Longman Dictionary of Contemporary English (2003).

 

 







Date: 2015-07-27; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию