Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предостережение от бессмысленного участия в Богослужении
1. Что такое бессмысленное участие в Богослужении? a) To, при котором ни ο чем не думают и ничего не ощущают, которое совершается только по заведенному обычаю, ради исполнения одного внешнего обряда. Истинное участие в Богослужении состоит в том настроении души, при котором все мысли и чувства направлены к Богу, к цели, значению и важности религиозного поступка. Об этом говорит апостол (ст. 16-17). Каждое религиозное занятие должно быть соединено с мудростью, т. е. должно совершаться так, чтобы правильно понимать и применять уроки Веры; при каждом совершении Богослужения должно принимать участие сердце, каждое движение в храме Божием должно быть проникнуто христианским чувством. Если вы, следовательно, вступаете в храм Божий для участия в Богослужении, для молитв и песнопений, для слушания слова Божьего, то все ваше внимание должно быть направлено к тому, что вы делаете, ваши мысли должны быть заняты содержанием церковного пения, молитвы, проповеди; в вашем сердце должны волноваться только благочестивые чувства. Когда вы участвуете в празднествах, посвященных воспоминанию нашего Искупителя, не должен ли ваш дух и сердце возвышаться к благоговейным размышлениям ο Его деле искупления, ο Его страданиях и смерти, и пламенеть живейшей благодарностью за Его благодеяния, Его любовь и милосердие Отца небесного? При каждом движении и поступке, который вы здесь, как христиане, предпринимаете, вы должны представлять себя вблизи Бога, выражать ваше благоговение и любовь к Нему и Его Сыну, Иисусу Христу, и ясно сознавать святую цель, для которой вы собрались в храм Божий. Если вы дома также совершаете вашу молитву, занимаетесь религиозными размышлениями, то должны это делать с мудростью и от сердца, с благоговейным настроением мыслей и чувств. Но если вы участвуете в Богослужении без всяких мыслей и впечатлений, если ваш дух при этом витает и нудится, рассеян, занят другими вещами, сердце остается холодным, не трогается истинами Веры, не согревается ее силой, не проникается любовью к Богу, к Спасителю и добродетели - то ваше участие в Богослужении бесчувственно и бессмысленно. Тогда все ваши религиозные поступки есть не более, как одни только внешние дела, одни телесные упражнения, в которых душа и сердце не принимают ни малейшего участия. Они совершаются без мысли и чувства, как каждый обыкновенный поступок, как всякое обыденное занятие звания и жизни. Делающие такие дела преклоняют свои колена, складывают руки, опускают глаза вниз и произносят слова молитвы. Но во всем этом нисколько не выражается благоговение к Богу, возвышение души к святейшему Существу. Тут едва соблюдается внешняя благопристойность. б) То, посредством которого возбуждаются и укрепляются одни только темные чувства. Посредством возвышенных представлений ο Боге и Его свойствах, об Иисусе Христе и Его таинственном воплощении, посредством надежды на вечность, исполненную невыразимых радостей Вера действует на нашу способность чувствования и возбуждает живые и сильные чувства. Это действие мы ощущаем при каждом отправлении Богослужения. Если мы допускаем чувствами и силе воображения овладевать собою, то в результате это наши представления затемняются, деятельность духа замедляется, ослабляется или совершенно прекращается. Тогда слово Божье не вселяется в нас обильно со всякой премудростью (ст. 16). Оно нами не понимается и не прилагается, как должно. Такое участие в Богослужении бессмысленно, потому что мы, увлекаясь потоком живых, чрезмерных чувств, не приходим к разумному размышлению, к ясному сознанию, не понимаем надлежащим образом смысла, значения и цели религиозных действий. 2. Почему нужно остерегаться бессмысленного участия в Богослужении? а) Из-за этого утрачивается благотворное влияние Богослужения. Истинное участие в Богослужении должно выражаться в возвышении ума и сердца к Богу. При каждом совершении Богослужения мы должны находить средства к утешению и успокоению себя в страданиях и скорбях, поощрение и подкрепление к терпеливому их перенесению, - к верному исполнению наших обязанностей, к постоянному преодолению всех опасностей и искушений мира, к очищению сердца от всякого зла, и в результате - к оживлению веры и надежды. Но все это благотворное действие Богослужения утрачивается вследствие бессмысленного участия в нем. Оно не оказывает тогда никакого воздействия на нравственные струны нашей души, проходит для нас даром, не производит в нас благодетельной перемены. Ибо какое действие может иметь молитва, если дух при этом не принимает никакого участия? Она становится пустыми словами без смысла и силы, которые не проникают в сердце и не дают ему никакого утешения и мира. Какую пользу может доставить слушание Слова Божьего, если душа при этом остается рассеянной, без внимания и размышления, без восприимчивости к силе истины? Все поучения, увещевания, утешения остаются напрасными. Что пользы из вашего присутствия при совершении святейшего таинства Евхаристии, если ум при этом не размышляет ни ο святой цели, ни ο высоком значении этого торжественного священнодействия, - если сердце не проникнуто благоговением, благодарностью и любовью к Иисусу Христу? Всякое благотворное влияние Богослужения утрачивается из-за бессмысленного отношения к нему. б) Оно может быть весьма вредно, потому что в нем проявляется в высшей степени опасный предрассудок, будто одно внешнее соблюдение религиозных обрядов и одни телесные действия сами по себе имеют достоинство, делают нас угодными Богу, достойными вечного блаженства, вследствие чего истинное исправление сердца и жизни, добродетель и чистота души считаются делом излишним. Церковные обряды, конечно, имеют весьма высокое значение. Но если они совершаются без возвышения ума и сердца, без благочестивого смысла, то они не только не приносят пользы, но даже вред. Тогда они убивают истинную религиозность, способствуют пустосвятству и ханжеству, служат покровом для тайных грехов и пороков. Сердце человеческое само по себе склонно к уклонению от соблюдения строгого и святого закона добродетеля. Как сильно теперь укрепляется оно в этой наклонности вследствие ложного мнения, будто для спасения достаточно одного внешнего соблюдения религиозных обрядов, и будто им можно заменить недостаток добродетели и благочестия! в) Оно составляет тяжкое прегрешение против Бοга. При каждом участии в Богослужении мы должны возвышать ум и сердце к Богу, выражать благоговение и любовь, смиренное исповедание наших обязанностей к Нему, и святой обет исполнения этих обязанностей. Но может ли это быть, если вы, присутствуя при Богослужении, ни ο чем не думаете и ничего не ощущаете? He показываете ли вы тогда равнодушие к Богу, недостаток благоговения и благодарности, лицемерие и ханжество? He будет ли это тем лицемерием, которое Иисус Христос так строго порицал в своих современниках? " Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня " (Мат. 15:7-8). Подумайте об этом! Приходя в храм для Богослужения, размышляйте ο Боге, Сущности высочайшей и совершеннейшей! Пусть ваш дух и сердце принимают в этом участие! Удалите все, что может вас развлекать. Истинное благоговение приходит не извне, но изнутри. Поэтому приготовьте ваши сердца для этого! " И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа " (ст. 17)! Date: 2015-08-06; view: 330; Нарушение авторских прав |