Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Третья отличительная особенность – работа с новыми содержательными линиями «Элементы стохастики» и «Занимательные и нестандартные задачи» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Если мы хотим, чтобы наши ученики имели тип сознания, справляющийся с противоречивостью и быстротой изменчивости современного мира, мы должны дать им возможность развить в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Такое умение – одна из важнейших характеристик современного сознания. В основе этого умения лежит прежде всего подвижность и гибкость мышления. Поэтому в наши учебники, наряду с традиционными содержательными линиями курса математики, включены две новые линии: «Элементы стохастики» и «Занимательные и нестандартные задачи». Эти линии являются самостоятельными, абсолютно равноправными со всеми другими линиями и построены на основании тех же требований и в плане содержания, и в плане методических приёмов обучения, что и другие содержательные линии. Нельзя сказать, что в существующих учебниках математики для начальной школы такие задачи вообще не рассматриваются. Но там они предлагаются как дополнительные, со звёздочкой, способы их решения предлагаются только в методических пособиях, а не в учебниках, и последовательно, пошагово, не выстроены. В учебниках «Моя математика» эта линия, как уже было сказано ранее, является обязательной и построена так же, как и другие содержательные линии. В то же время методическое построение этой линии обладает высокой степенью специфичности и имеет ряд существенных особенностей, так как вряд ли разумно говорить о стандартных методах решения нестандартных задач. Поэтому при построении этой линии используется три основных приёма. Часть задач, доступных большинству учащихся данного возрастного уровня при специальном объяснении, даются в текущем году обучения. Для более сложных задач предусмотрен длительный пропедевтический период – прежде, чем обсуждать методы решения учащимся даётся значительное время на попытки поиска собственных подходов к решению таких задач. Задачи этой группы выделяются звёздочкой и систематически рассматриваются в следующем учебном году. Кроме перечисленных двух групп, имеется ещё и третья группа, включающая в основном задачи, трудно поддающиеся алгоритмизации. Одним из способов обучения решению таких задач является рассмотрение образцов их решений, приводимых в учебнике, иногда сопровождаемых эвристическими соображениями. В итоге из задач, предназначенных только для «сильных» математиков, они становятся достоянием всех. Курс «Моя математика» является первым и пока единственным для начальной школы, в котором систематически ведётся работа по формированию статистической культуры, вероятностной интуиции и комбинаторных способностей детей в раннем возрасте. В линии «Элементы стохастики» рассматривается запись и чтение информации в виде таблиц, графов, линейных, столбчатых и круговых диаграмм, изучается ряд комбинаторных задач (перестановки, размещения, количество пар в небольших множествах, дерево выбора, принцип умножения), проводится сбор и первичная обработка статистической информации, формируются понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно», вводится понятие случайного эксперимента, его исходов, даётся представление о вероятности случайного события. Хочется особо отметить, что с включением в содержание обучения математике элементов стохастики и, в частности, комбинаторики, создаются новые возможности реализации межпредметных связей, успешного овладения в дальнейшем такими предметами как физика, биология, социология. В математике существует целый ряд задач, направленных на поиски выхода из различного рода необычных ситуаций и затруднительных положений. Решить такие задачи возможно только с использованием креативности мышления, эвристических подходов, учёта всех возможных вариантов, умения организовать их целенаправленный перебор. Для формирования этих качеств мышления в курс «Моя математика» введена образовательная линия «Нестандартные и занимательные задачи», в которую включены: логические задачи разного рода; числовые головоломки, арифметические ребусы и лабиринты; математические фокусы; задачи на разрезание и составление фигур; задачи на перекладывание палочек с достижением заданной цели; уникурсальные кривые; затруднительные положения: задачи на взвешивания, переливания, переправы; принцип Дирихле.
Об учебниках математики комплекта «Школа 21 века» (Рудницкая В.Н.)
Данная программа разработана с позиций общей концепции комплексного развития личности младших школьников на основе формирующейся в процессе обучения учебной деятельности. Важнейшие цели обучения математике - создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям воспитания самостоятельности и культуры мышления, обеспечения необходимой математической подготовки к дальнейшему изучению математики. Основные общеучебные и математические умения формируются на двух уровнях: минимальный уровень соответствует подготовке каждого ученика класса; повышенный - подготовке учащихся, имеющих более высокий потенциал познавательных и интеллектуальных возможностей по сравнению с остальными. В программу включена система определенных творческих знаний (определений, аксиом, логических связок и кванторов) и соответствующих способов действий (выполнение классификации, сравнения, обобщения и пр.), а также использование специальных методик (рассуждение по аналогии, способы доказательства – приведение хотя бы одного опровергающего примера, высказывание предположений и их проверка, обоснование приемов вычислений и др.) В программе заложена основа для овладения учащимися определенным объемом математических знаний и умений, которые подготовят их к изучению математических дисциплин в основной школе. В данном курсе впервые в нашей стране введен интегрированный предмет “ Грамота “, который изучается в первом полугодии 1 класса. В ходе изучения этого предмета первоклассники усваивают основы математической и языковой грамотности. Единство учебных задач и учебных действий позволяет изучать интегрированный курс “Грамота“ вплоть до того момента, пока собственные задачи математики и родного языка не потребуют разделения этих предметов на самостоятельные. Это разделение начинается со второго полугодия 1 класса. Программа по математике содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики, величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы, начиная с 1 класса, включено ознакомление учащихся с микрокалькуляторами и их использование при выполнении арифметических расчетов. При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные знания и умения для решения новых конкретных учебных задач. О программе и учебниках комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, И. Б. Нефедова) В основе программы лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Реализация данной концепции обеспечивается: — логикой построения содержания курса начальной математики, которая, учитывая опыт ребенка и его психическое развитие, позволяет ему сопоставлять и соотносить изучаемые понятия, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причинно-следственных связей, устанавливать связи между новыми и изученными понятиями, способствуя тем самым формированию организованных и упорядоченных внутренних психологических (когнитивных) структур; — новыми методическими подходами к изучению младшими школьниками математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат идеи изменения признаков предметных, образных, графических и математических моделей, установления соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, способствующих формированию таких качеств мышления, как глубина, критичность, гибкость, самостоятельность; — системой учебных заданий, в процессе выполнения которых учащиеся решают различные учебные задачи, овладевают общими способами действий и учатся осознанно контролировать их. С психолого-методической точки зрения идеи изменения, соответствия, правила и зависимости позволяют организовать обучение с опорой на опыт младших школьников, на их предметно-действенное и предметно-образное мышление и постепенно ввести их в мир математических понятий, терминов, символов, способствуя тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления. Существенные изменения внесены в последовательность изучения вопросов, входящих в программу традиционного курса, что обусловлено новыми методическими подходами к формированию у младших школьников математических знаний, умений, навыков. Направленность курса на формирование приемов умственных действий потребовала усиления содержательного аспекта, что нашло выражение в его тематическом построении. Названия большинства тем сориентированы на математические понятия и общие способы математических действий, а решение текстовых задач и формирование вычислительных навыков органически включается в содержательную линию курса. При этом каждая следующая тема требует активного использования ранее изученного материала, что позволяет выстроить знания, умения и навыки в определенную систему. Последовательность введения математической терминологии тесно связана с изучением основных математических понятий и с особенностями методических подходов, которые при этом используются. Такое построение курса создает условия для целенаправленного включения в процесс обучения всех компонентов учебной деятельности — мотивов, учебных задач, способов действий, операций самоконтроля. Логика построения развивающего курса, новые методические подходы позволяют эффективно использовать в процессе обучения калькулятор, который прежде всего выполняет функции методического средства, а не прибора для получения результатов вычислений. В предлагаемом курсе дети приступают к решению задач только после того, как у них сформированы все необходимые для этого знания и умения, в частности усвоен смысл математических понятий и сформировано умение переводить предметные действия и их словесные описания на язык математики. Это позволяет организовать целенаправленную деятельность учащихся по овладению общими умениями, которые лежат в основе решения задач арифметическим способом: умения читать задачу, выделять известные и неизвестные величины, устанавливать связь между условием и вопросом, выбирать арифметическое действие (или действия) для ее решения, активно используя для этой цели приемы умственных действии. Чтобы научить детей анализировать предложенную информацию, высказывать и обосновывать свою точку зрения, в учебник включены диалоги между двумя героями — Мишей и Машей на различных этапах обучения: при знакомстве с новыми понятиями, при закреплении и обобщении. К концу каждого года обучения учащиеся усваивают знания, умения и навыки, соответствующие стандарту. О программе и учебниках системы Л.В.Занкова (И.И. Аргинская) Занков Л.В. одним из первых в нашей стране организовал и проверил исследование по проблеме обучения и развития детей. Был проведён массовый эксперимент, целью которого было раскрытие объективной педагогической закономерности в соотношении обучения и развития. При этом осуществлялся поиск и обоснование таких путей начального обучения, которые приводят к достижению оптимального общего психического развития школьника. Показателем общего психического развития ребёнка Занков Л.В. предложил считать уровень развития его наблюдательности, мыслительной деятельности и практических действий. Экспериментальное обучение начальных классах было построено на следующих принципах: - ведущей долей теоретических знаний - осознание школьниками процесса учения - обучения на высоком уровне трудности - быстрого темпа обучения - работы над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых. Данная система отличается верой в каждого ребёнка, в его силы. При этим учитывается, что развитие каждого ребенка идёт неравномерно- то замедленно, то скачкообразно - в зависимости от эго индивидуальных особенностей. Система принимает ребёнка таким, каков он есть, видя в каждом из них человека со своими особенностями, складом ума и характера. Важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижения детей в развитии является особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, и учащихся между собой. Очень важно, чтобы эти отношения были подлинно дружескими, полными искренности, доверия и тепла. Одним из основных и необходимых условий эффективности обучения для развития школьников является гибкость методики. Учитель ни в коем случае не должен загонять мысль детей в заранее очерченные рамки рассуждений. Ни в коем случае нельзя полностью отвергать высказывание ребёнка, необходимо и в неверном рассуждении выделить рациональное.
|