Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В первую очередь, это особенность предлагаемых текстовых задачСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 23-24. Альтернативные программы и учебники математики для начальной школы План 1. Программа и учебники комплекта «Школа России» (Моро M.И.) 2. Программа и учебники ОС «Школа 2100» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких) 3. Программа и учебники математики комплекта «Школа 21 века» (Рудницкая В.Н.) 4. Программа и учебники комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, И. Б. Нефедова) 5. Программа и учебники системы Л.В.Занкова (И.И. Аргинская) О программе и учебниках комплекта «Школа России» (Моро M.И.)
Основы данного начального курса математики были заложены в то время, когда осуществлялся переход к десятилетнему всеобщему обязательному обучению. Начальная школа в связи с этим перестала быть замкнутым элементом в системе образования, и основной ее задачей стала основательная подготовка к дальнейшему обучению. Новые задачи привели к серьезным изменениям как в содержании, так и в методике обучения математике в начальных классах школы. На смену курсу арифметики пришел интегрированный курс математики, в котором традиционный арифметический материал, остающийся основой курса, был объединен с алгебраическим и геометрическим. Этот курс стал первым звеном в системе изучения единого курса математики в школе с первого класса до последнего. Именно в этот период было определено основное ядро математического образования в начальной школе, с учетом которого в 2001 году Министерством образования РФ был утвержден единый перечень основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, оканчивающих 4 класс. Одной из существенных особенностей данной программы является такое распределение в ней всего учебного материала по годам обучения, при котором для каждого года четко определены основные задачи и, вместе с тем, к концу каждого года вводится в порядке ознакомления материал, подготавливающий к работе над основной темой будущего года. Основу курса, как было выше отмечено, определяет арифметический материал. Выделенные в нем концентры связаны с постепенным расширением области рассматриваемых чисел. В каждом концентре рассматриваются только такие элементы теории, которые достаточно подготовлены предшествующими наблюдениями, а потому доступны детям. Самое серьезное внимание уделяется формированию у детей осознанных и прочных, во многих случаях доводимых до автоматизма навыков вычислений. Условия для решений этой задачи создаются за счет тщательно разработанной системы упражнений, заложенной в учебниках. Арифметический материал не только определяет концентрическое его построение. Еще важнее его роль в качестве стержня курса, вокруг которого группируются вопросы, относящиеся к изучению величин, а также вопросы алгебраического и геометрического содержания. Ознакомление с различными величинами, единицами их измерения и соотношениями между ними в каждом концентре проводится в неразрывной связи с изучением нумерации. Естественной является и связь между арифметическим материалом и теми элементами алгебраической пропедевтики, которые включены в курс. Геометрический материал в той или иной форме присутствует почти на каждом уроке. Модели геометрических фигур постоянно используются в качестве наглядной основы при обучении счету, при ознакомлении детей с числами, арифметическими действиями и их свойствами, они помогают знакомить детей с различными математическими отношениями и др. Большое значение придается обучению детей решению текстовых задач. Такие задачи часто используются в качестве отправного момента и своего рода опоры при формировании новых понятий. Они используются для раскрытия конкретного смысла арифметических действий, также и таких отношений, как “быть больше (меньше) на несколько единиц (или в несколько раз)”. Текстовые задачи служат и важнейшему делу обучения детей применять приобретенные знания при решении разнообразных жизненных проблем. Особое внимание уделяется развитию познавательных способностей детей. С этой целью в учебниках и других пособиях этих авторов представлено большое количество упражнений, в ходе выполнения которых дети учатся наблюдать и анализировать наблюдаемые объекты (будь-то реальные предметы, числа, числовые или буквенные выражения, равенства или неравенства, текстовые задачи и др.), сравнивать их, выделяя существенные черты сходства и различия между ними и т.д. Все это используется в качестве основы для формирования у младших школьников умения самостоятельно выполнять такие важные мыслительные операции, как обобщение, рассуждение по аналогии, классификация, умения подметить закономерность. Авторы считают, что обучение по этой программе не предполагает предварительной специальной подготовки детей к школе.
О программе и учебниках ОС «Школа 2100» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких)
Концепция предлагаемого курса математики основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А.А. Леонтьевым. 1. Принцип обучения деятельности. Учебники «Моя математика» написаны с учётом проблемно-диалогической технологии введения новых знаний. Всё содержание построено в виде системы диалогов, вступая в которые и отвечая на вопросы, поставленные авторами учебников, дети с высокой степенью самостоятельности «открывают» для себя новые знания, учатся действовать, ставить цели, критически оценивать и при необходимости корректировать свои действия. 2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. В соответствии с этим принципом учебники для первого и второго классов традиционно представляют собой набор учебных задач, моделирующих отвлечённые ситуации, только отдалённо связанные с конкретными жизненными обстоятельствами наших учеников. В третьем классе, наряду с задачами такого рода, детям предлагаются некоторые наборы задач, обращённых непосредственно к ним и представляющие собой модели жизненных ситуаций, требующих разрешения. Ученики оказываются в предлагаемых жизненных обстоятельствах, где им надо применять математические знания. Учебник для четвёртого класса представляет собой уже систему небольших личных проектов, осуществляемых на основе интеграционных подходов: с использованием знаний, полученных к этому моменту детьми из различных образовательных областей, т.е. на этапе обобщения знаний детям предлагается ряд компетентностных задач. Хочется особо отметить, что идея компетентностного подхода, компетентности заложена в основу реформ образования большинства стран мира. 3. Принципы адаптивности, психологической комфортности и развития. Все тексты учебников обращены непосредственно к детям; работая с ними, они ощущают себя в центре игровой ситуации, участвуют в равноправном диалоге и с авторами учебников, и с персонажами, которые присутствуют на его страницах, и друг с другом, и с учителем, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые способствуют креативности мышления, развивают не только ум, но и духовные мотивы деятельности. 4. Принцип целостности содержания образования. Нам важен не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а целостное представление о мире. Работая с учебниками «Моя математика», дети будут решать задачи, наполненные не только математическим содержанием. Эти задачи содержат в себе сведения из окружающего мира, истории, детской литературы, знакомят детей с многообразием действительности, создают представления о ценности различных культур, о тесных исторических взаимосвязях между ними. И ещё один важнейший аспект межпредметных связей – взаимосвязь между обучением математике и обучением языку. Учебники «Моя математика» целенаправленно формируют логическое мышление, математическую речь, работа с предлагаемыми в них текстами требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Такие умения относятся не только к области математики, но к мышлению в целом и к языку в частности как средству коммуникации. Предлагаемый курс математики представляет собой сочетание традиционного содержания обучения математике, сложившегося в течение многих десятилетий, с компонентами, выходящими за пределы стандарта, но включёнными в авторскую программу. Эти новые компоненты не только способствуют интеллектуальному и общекультурному развитию учащихся, но и повышают их возможности в освоении традиционных математических знаний. Учебники включают в себя как традиционные содержательные линии курса математики начальных классов («Числа и операции над ними», «Элементы геометрии», «Величины и их измерение» и др.), так и новые: «Элементы стохастики» и «Занимательные и нестандартные задачи» (подробно содержание этих линий раскрыто ниже). Таким образом, в учебниках арифметический, алгебраический, геометрический материал объединён с элементами комбинаторики, теории графов, логики, дано представление о простейших понятиях теории вероятностей и математической статистики. Курс построен по спирали и направлен на формирование системы математических понятий и общих способов действия. Каждая тема на новом витке спирали позволяет осуществить повторение ранее изученного на более высоком уровне, устанавливая причинно-следственные связи, находя общее между объектами и явлениями, ранее казавшимися далёкими друг от друга, и выявляя различия между объектами и явлениями, ранее казавшимися сходными. В основе построения данного курса лежит также идея о том, что обучение математике должно обеспечивать высокую алгоритмическую подготовку учащихся, а также формировать у них представления о моделях и моделировании как способе научного познания. Рассмотрим отличительные особенности учебников «Моя математика». В первую очередь, это особенность предлагаемых текстовых задач. Как уже было сказано ранее, в учебниках осуществлён постепенный переход от решения предметных учебных задач, к решению задач компетентностных (на этапе обобщения изученного). Их специфика заключается в том, что это – интегрированные задачи, некоторые жизненные ситуации, случаи. Ни условия задачи, ни форма не привязаны жёстко к предметной ситуации. Более того, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет основную трудность. Часто для решения таких задач необходимо привлечение личного опыта или дополнительной информации из других образовательных областей. Кроме того, в учебнике рассматривается решение задач с альтернативным условием, то есть таких задач, когда по условию нельзя однозначно построить математическую модель и приходится рассматривать все возможные варианты условия. Приведём пример такой задачи: Катя вырезала 15 белых снежинок и 14 голубых. Шесть снежинок одного цвета она отдала Пете. Сколько белых и сколько голубых снежинок осталось у Кати? Понятно, что в этой задаче есть два варианта условия: Катя могла отдать шесть белых снежинок, Катя могла отдать шесть голубых снежинок, соответственно и решение такой задачи имеет два варианта. Хочется отметить, что решение таких задач, наряду с решением задач новых образовательных линий, эффективно формирует у детей умение осуществлять систематический и целенаправленный перебор вариантов. Вторая отличительная особенность учебников «Моя математика» – это большой объём предлагаемого в нём геометрического материала. Хорошо известно, что люди, плохо владеющие пространственным мышлением, испытывают серьёзные жизненные затруднения. Например, для некоторых из них оказываются недоступными многие виды профессиональной деятельности: архитектура, ряд инженерных специальностей и т.д. Целенаправленное изучение элементов геометрии с раннего школьного возраста даёт детям возможность получить наглядные представления об объектах на плоскости и в пространстве, формировать пространственное видение, развивать абстрактное мышление. Практически в каждом уроке наших учебников присутствуют задания с геометрическим содержанием, а в некоторых уроках (введения новых геометрических понятий) они даже носят преобладающий характер. Многие из заданий с геометрическим содержанием направлены на решение нескольких учебных задач, связанных с логикой, комбинаторикой, статистикой. Они также направлены на развитие общеучебных умений: анализа, синтеза, сравнения, классификации. Большое внимание уделено заданиям, развивающим умения совершать мысленные движения фигур на плоскости и в пространстве, заданиям, связанным с узнаванием изученных многогранников по их отпечаткам на плоскости, классификацией фигур по различным основаниям. Целенаправленно и последовательно предлагаются задания на разрезание плоских фигур на части и составление новых фигур из полученных частей, а также разбиение на части и составление из частей объёмных фигур. Такая работа способствует развитию геометрической наблюдательности, обобщению конкретных геометрических знаний, формированию пространственных представлений и комбинаторных способностей учащихся.
|