Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На примере научной фантастики XX века





Не секрет, что именно массовая культура крайне остро реагирует на любое мало-мальски значимое событие или изменение в обществе. Можно сказать, что культура выступает своеобразным индикатором подобных метаморфоз. Исключением не стала и массовая культура XX века.

Ярким примером тому может служить жанр научной фантастики, а именно, его антиутопическое направление, появившееся в начале 20 века и раскрывающее картину отчужденности людей в обществе тоталитарного режима. Даже в самых общих каноничных чертах антиутопийного жанра (например, отчуждение от творческой деятельности), в большинстве сюжетов индивид отказывается от собственной творческой, не то, чтобы деятельности, а даже инициативы вообще, человек занимается только тем, что ему диктует общество.

В качестве примера можно взять романы О. Хаксли1 «О, дивный новый мир» и «Мы» Е. Замятина2, где, в первом случае, вся творческая деятельность человека сводится к тому, чтобы занять его в свободное время, по сути – вынужденная занятость, продиктованная со стороны общества в стремлении «убить время». Отсутствие спонтанности, которая заменена вынужденной творческой деятельностью, не признающей индивидуальности, которая необходима хотя бы для минимального творчества.

__________________________________

1. Хаксли, О. О дивный новый мир / О. Хаксли / СПб.: Амфора, 1999. 541 с.

2. Замятин, Е.И. Мы / Е. И. Замятин / М.: Азбука. 2006. 224 с.

 

 

Что же касается романа Замятина «Мы», то здесь творческая деятельность искажена до абсурда, порождающего пафосные стихи, прославляющие «Интеграл» и процесс его строительства, выполняемую работу, представляющие четкий алгоритм действий для достижения определенной цели.

Таким образом, в отсутствии спонтанности усматривается наличествующее в описанном сообществе отчуждение. Отчасти оно перекликается с отчуждением между людьми, т. к. именно спонтанность, по классификации Э. Фромма1, связывает человека с социумом, а ее отсутствие не только отчуждает его от остального мира, но и от себя.

Отчуждение индивида от социума характерно для большинства антиутопий, где отсутствуют многие характерные для людской общности составляющие, как например, институт брака, или вообще какая либо крепкая межличностная связь людей. Помимо прочего, так же можно усмотреть символ отчуждения между людьми и в процедуре бокановскизации (искусственного выращивания людей в пробирках) в произведении О. Хаксли2 или в повальном увлечении людьми просмотром телевизионных программ круглосуточно при помощи технологии видеостен в романе Р. Брэдберри3 «451 градус по Фаренгейту». Например, в романе О. Хаксли, фраза Верховного Распределителя иллюстрирует проблему отчуждения людей друг от друга: «…По существу... все мы живем в бутылях. Но если мы альфы, то наши бутыли относительно очень велики…».

Другой аллюзией на отчуждение могут служить прозрачные стены жилищ в «Мы», демонстрируя наличие некой «псевдообщности» с неподлинной связью, где, несмотря на прозрачность стен, метафорически говорящих о полной доступности и открытости социума, индивид находится в изоляции за этими стенами.

_________________________________

1. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм / М.: АСТ: Астрель. 2011. 224 с.

2. Хаксли, О. О дивный новый мир / О. Хаксли / СПб.: Амфора, 1999. 541 с.

3. Брэдбери, Р. 451 градус по Фаренгейту / Р. Брэдбери / СПб.: Домино. 2013. 266 с.

Спонтанность, важная для творческой деятельности, связывает людей между собой, без нее невозможно утверждение индивидуальности человека, как такового, из чего в свою очередь вытекает факт отчуждения человека уже от самого себя. Отчуждение человека от себя самого достаточно ярко прослеживается в романе Оруэлла1 «1984», пример тому могут являться финальные эпизоды книги, когда главного героя заставляют отречься от собственных убеждений и его дальнейшее осознание самоотречения в пользу режима и идеологии: «…О, упрямый, своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди! Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но все хорошо, теперь все хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата…». Другим ярким примером может служить финал романа «Мы» Е. Замятина: «…Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал или воображал, что чувствую это? Почерк ‒ мой. И дальше ‒ тот же самый почерк, но, к счастью, только почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров…» Приведенные отрывки наглядно иллюстрирует так же и положение о двойственности обретения свободы в результате отчуждения от самого себя, причем показывается оба смысловых варианта полученной свободы.

С одной стороны, главные герои обоих произведений рассматривают свое отречение от себя, как положительный вариант свободы, т. к. они освободились от своих «неправильных» мыслей, потому что в их понимании, они стали оторванными от общности (в данном случае – это общество), но с другой стороны, а именно, с позиции автора, эта свобода приобретает уже отрицательный смысл ввиду того, что сдавшись и сломавшись, оба персонажа стали в итоге отчужденными по отношению к самим себе, а также

_____________________________________

1. Оруэлл, Д. 1984 и эссе разных лет / Д. Оруэлл / М.: Прогресс. 1989. 188 с.

 

природе и миру, которые также тождественны понятию общности.

Также важен и тот факт, что в случае с первым вариантом «свободы», прослеживается явное пересечение с отчуждением от власти. Наличие этого факта объясняет окончательный выбор персонажей в сюжетах романов, их бегство по замкнутому кругу. С учетом того, что обретенная героями в процессе повествования, свобода, воспринимается, как отчуждение от общности и чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, они, так или иначе возвращаются в общество, от которого «бежали».

Причиной этому, на наш взгляд, может служить то, что находясь в рамках моделей общества, описанных в «1984» и «Мы», практически всю свою сознательную жизнь, герои попросту уже не имеют возможности существовать в других условиях. Причиной, по-видимому, является психологическая привязанность именно к тому обществу и отведенному статусу, в котором они находились на момент начала повествования.

Пожалуй, ничто не может так хорошо и точно выразить отчуждение от творческого мышления как монолог персонажа романа «451 градус по Фаренгейту» брандмейстера Битти: «…чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. … Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги – в подслащенные помои. Так, по крайней мере, утверждали критики, эти заносчивые снобы. Не удивительно, говорили они, что книг никто не покупает. Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы. ….Техника, массовость потребления и нажим со стороны этих самых групп – вот что, хвала Господу, привело к нынешнему положению. Теперь, благодаря им, вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово-рекламные издания…». Этот отрывок наглядно демонстрирует отчуждение от творческого мышления, а именно, контроль и диктат рынка относительно существования различных человеческих качеств. Например, все та же зависимость от спроса выражается в объяснении Битти массового вырождения литературы и предпочтения потребителя ее более простых, вернее примитивных, форм.

Что касается отчуждения от природы, то здесь отчужденность проявляется в попытке создать общество, где все равны. Распоряжение рабочей силой индивида находится в руках общественных управителей. Примером подобного отчуждения от природы могут служить все общественные модели, характерные для жанра антиутопии, в том, числе и «1984» Дж. Оруэлла и «О дивный новый мир» О. Хаксли.

В вариантах социального развития, представленных авторами, присутствует определенная иерархия, но, тем не менее, в них все равны в своем микросоциуме. Вся общественная иерархия подразделена на полностью равные внутри себя группы, внутри каждой группы у всех одинаковые привилегии и положение, они равны в своих возможностях относительно их места и статуса в общественном устройстве, например: все альфы равны альфам, а эпсилоны – только эпсилонам. То же самое можно сказать и о партиях в «1984» Оруэлла, так или иначе члены каждой партии равны в правах внутри формирования, к которому они принадлежат. Распределение ресурсов и обязанностей так же полностью уравнивающие, формирующие в итоге устойчивую, стабильно работающую систему.

С учетом потребительского характера воздействия на массы со стороны руководящей верхушки усиление описываемого отчуждения неизбежно для людей из более низких слоев общества. Индивиды изолированы и бессильны против направленной на них манипулятивной деятельности из вне, сверху, со стороны более высоких ступеней социальной иерархии, что приводит к еще большему самотчуждению.

Нивелирование общества лишает человека возможности самостоятельно распоряжаться собой. Подобная социальная модель, описана в романе Р. Брэдбери, где равенство всех является уже самоцелью и приводит к превращению индивида в полностью послушное нуждам общества орудие, о чем и говорится прямым текстом в монологе брандмейстера Битти: «…Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга, как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество…». Однако, именно такое уравнивание и приводит к негативной свободе, которая ведет к взаимному отчуждению людей и что еще хуже, отчуждению человека от самого себя.

Общей чертой для всех социомоделей, показанных в рассматриваемых нами фантастических произведениях, является то, что все они так или иначе, несут в себе черты трансгуманистической концепции, т.к. общество и все процессы в нем уподобляются работе некой машины. Во всех сюжетах присутствует воздействие технологией на человека, например: искусственное выращивание людей в пробирках, физическое и психологическое сращивание человека с техникой («улитки» и телевизионные стены в «451 градус по Фаренгейту»), идеология на основе крайнего сциентизма, избавление от большинства человеческих качеств и постепенное превращение человеческого сообщества в единую массу с дальнейшим исчезновением личной индивидуальности.

Date: 2015-08-06; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию