Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философское толкование проблемы отчуждения в культуре





____________________________________

1. Шпенглер, О. Закат Европы Т. 1. Образ и действительность / О. Шпенглер / М.: Мысль. 1998. 663 с.

Объект исследования – феномен отчуждения в культуре человечества.

Предмет исследования – Проявление феномена отчуждения, как предпосылки идей трансгуманизма в массовой культуре XX века.

Цель – изучить и проанализировать феномен отчуждения, как один из возможных истоков концепции трансгуманизма.

Гипотеза: По нашему предположению, влияние феномена отчуждения, и, как следствие, «технизации» социо-культурной среды, является основной предпосылкой к проявлению идей трансгуманизма в массовой культуре XX века.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть определение понятия феномена отчуждения в контексте социокультурного пространства.

2. Выполнить сравнительный анализ типологий феномена отчуждения по К. Марксу и Э. Фромму.

3. Проанализировать реакцию массовой культуры на феномен отчуждения на примере научной фантастики XX века

4. Проанализировать процесс «технизации» культуры XX столетия и выполнить критическую оценку отчуждения в контексте трангуманизма.

 

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, который насчитывает 26 источников, изложена на 33 страницах компьютерной верстки.

 

Глава 1. Проблема философского осмысления феномена отчуждения в контексте социокультурного пространства

Философское толкование проблемы отчуждения в культуре

У всего есть причина. То же самое касается и появления трансгуманизма как новой общечеловеческой проблемы, или даже дилеммы. Причина же заключается в отчуждении, а именно отчуждении культурном, которое самым ярким образом проявилось в человеческой культуре прошлого столетия.

Что же такое культурное отчуждение? Что оно собой представляет? Согласно определениям данным paзличными филocoфcкими cлoвapями, этo пpeждe вceгo, процесс разрыва социального и культурного единства. Например в тeopияx coциaльнoго договора, выдвигаемых такими мыслителями, как Т. Гоббс или Ж. Ж. Руссо этот феномен определялся как обезличивающий процесс, при котором происходит потеря индивидуальности в общественных отношений, что в свою очередь является результатом получения государством прав и свобод личности.

С другой стороны, Г. Ф. Г. Гегель1, в философской системе которого отчуждение являлось одним из основополагающих понятий, объяснялось как внешнее проявление деятельности мирового разума в природной и исторической областях, а так же как акт «опредмечивания» и институциализации человеческих сущностных сил. Последний из названных вариантов гегелевского толкования отчуждения был использован немецким философом Л. Фейербахом для объяснения религиозной веры как феномена. В его понимании Бог является чем-то «отчуждающим» для сущности человека, которая отделена от самого человека и даже занимает антагонистичную позицию по отношению к нему.

_______________________________

1. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель / СПб: Наука. 2012. 312 с.

Помимо прочего, стоит отметить, что для гегельянского направления немецкой философии вообще крайне характерен интерес к различного рода анализу феномена культурного отчуждения. Ярким примером тому является философия К. Маркса1, с его точки зрения отчуждение в культуре появляется в период родового общества и его переходе в статус классового.

Маркс придерживался мнения, что данное социальное явление неизбежно для антагонистичных социально-экономических формаций, вытекая из определенной специфики разделения труда в обществе классового типа. Все это, по его мнению, происходит по причине того, что в обществе развивающемуся по пути капитализма продукт труда является чуждым для рабочего, который его произвёл и в итоге, чем больше было вложено труда в создание продукта, тем сильнее противоположный рабочему мир капитала, а сам представитель пролетариата и его внутренний мир при этом все сильнее и сильнее обедняются. Сам же труд при этом выступает чем-то посторонним, вернее сказать, внешним для человеческого существа, чем то, что не относится к его сущности. Согласно Марксу: «В таком труде работающий не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы», т.е. преодоление отчуждения в культуре К. Маркс видит лишь путем революционных преобразований в обществе, а именно, замены капиталистических производственных отношений на социалистические.

Другое толкование проблемы было предложено Э. Дюркгеймом2, который противопоставлял общество промышленное обществу традиционному, он отмечал потерю общности и преобладание

______________________________

1. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Изд.2. Т.42. / К. Маркс, Ф. Энгельс / М.: Издательство политической литературы. 1974. 512 с.

2. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм / М.: Наука. 1991. 576 с.

индивидуализма, на основе чего им была создана концепция аномии, которая описывает состояние отчуждения в культуре как результат индустриализации общества. Этот же деструктивный процесс и следующее за ним отчуждение традиционно сложившихся связей проанализирован и описан в работе Ф. Тенниса1 «Общность и общество».

В свою очередь О. Шпенглер2 придерживался мнения, что отчуждение в культуре нарастает по мере перехода культуры на стадию цивилизации, где «господствует бездушный интеллект, безличные формы социальной связи, подавляющие творческие начала личности».

Аналогичный процесс был описан М. Вебером3, который уделил особое внимание формализации общественной организации, а так же ее бюрократизации, которая сопровождается обезличиванием человека и утратой его личной свободы.

Г. Зиммель4 выделяет тенденцию, при которой происходит интеллектуализация общественной жизни и отчуждение человека от социальных и культурных образований, а его переход в некую рациональную одномерность сопровождается ростом свободы и ответственности индивида. В своих более поздних работах Зиммель рассматривает отчуждение в качестве результата постоянного противоречия творческих жизненных аспектов объектированным формам культуры.

Что же касается разного рода антисциентистских философских учений XX в., в том числе и экзестенциализм, то для них характерно рассмотрение феномена отчуждения как процесса превращения техники в нечто автономное и существующие по своим собственным законам.

________________________________

1. Теннис, Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис / СПб.: Владимир Даль. 2002. 386 с.

2. Шпенглер, О. Закат Европы Т. 1. Образ и действительность / О. Шпенглер / М.: Мысль. 1998. 663 с.

3. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер / М.: Юрист. 1994. 704 с.

4. Зиммель, Г. Избранные работы / Г. Зиммель / К: Ника-Центр, 2006. 440 с.

Так, по К. Ясперсу1, техническое отчуждение приобрело статус центрального, т. к. техника все больше и больше заполняет предметное пространство человека, при этом всячески изменяясь по совершенно чуждым для человека правилам. В ряде случаев в качестве еще одного источника отчуждения выступает так же и приравненная к технике рационалистическая философия, а в особенности неопозитивизм. По Ясперсу, принятие рационалистических установок, идей, объективной истины и времени вынуждают человека строить свою жизнь не на основе субъективных жизненных норм, а опираясь на научную картину мира, что в свою очередь и является одной из главных причин отчуждения. Преодоление данных форм отчуждения сторонники подобных мнений видят в смене ориентации человека в сторону сугубо личностного мировосприятия и соответствующего ему образу жизни. Но при этом в отличии от такого варианта решения проблемы Ясперс считал, что отчуждение можно преодолеть при помощи развития коммуникаций, а именно, в области глубоко личного и интимного общения, а так же воспитании человеком в себе способности к дискуссиям и противостоянию любому проявлению фанатизма.

Ж. П. Сартр2 утверждал, что неотчуждаемость, которая характерна для свободы человека, с одной стороны является фундаментальной конфликтностью межличностных человеческих отношений (бытие – для – другого), а с другой – выступает в качестве антитезы индивидуальной творческой практики и безликой инертной общественной реальности, что как следствие и порождает отчуждение. Кроме того, Сартром различаются синхроническое и диахроническое отчуждение, причем второе в его понимании является результатом «опредмечивания», нечто, что неизбежно присутствует в самой предметной деятельности человека.

_____________________________

1. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс Москва: Политиздат. 1991. 527 с.

2. Сартр, Ж. П. Дороги свободы Т. 1: Возраст зрелости / Ж. П. Сартр / Х.: Фолио. 1997. 368 стр.

Тему отчуждения так же в своих трудах поднимал и М. Хайдеггер1, который, различая подлинное и неподлинное бытие рассматривал данный феномен в качестве примера существования человека в мире повседневности, который сам по себе безличен. Он считает, что отчуждение проявляется в выполнении индивидом социальных ролей и его подчинении общественным нормам поведения, мышления и языка.

В то же время такие представители неофрейдисткого течения как Э. Фромм2, К. Хорни3 и Г. Салливан4 усматривали истоки отчуждения в социально-психологических явлениях.

Теоретики франкфуртского направления считали, что причиной отчуждения является доминирование в обществе инструментальной рациональности, которая эволюционировала в идею о господстве человека над природой и самим человеком. Средством для устранения эффекта отчуждения они считали распространение в обществе мировоззрения, которое основывалось бы на критическом мышлении и разоблачало различные формы ложного сознания, вскрывая истоки социального вида отчуждения и самоотчуждения личности в частности, а так же подавления человечности в индивиде.

На фоне данных идей, другой представитель франкфуртской школы, Г. Маркузе5, создал теорию одномерного человека, которая заключалась в том, что, будучи включенным в своеобразную потребительскую гонку, которую ему по сути навязали, в итоге оказывается изолированным от каких-либо _______________________________________

1. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления (пер. с нем.; комм. В. В. Бибихина; серия «Мыслители ХХ в.) / М. Хайдегер. Москва: Республика. 1993. 621 с.

2. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм / М.: АСТ: Астрель. 2011. 224 с.

3. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни / М.: Прогресс – Универс. 1993. 220 с

4. Салливан, Г. Интерперсональная теория психиатрии / Г. Салливан / М.: КСП+. 1999. 347 с.

5. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе / М.: ACT. 2003. 526 с.

своих характеристик, как например, критическое отношение к обществу, которое существует, и возможность участия в революционной борьбе за его преобразование.

В противоположность идеям Маркузе, Х. Аренд1 считала, что отчуждение наоборот, вызвано лишением человека его частной собственности, согласно его убеждению, именно наличие частной собственности создает необходимый человеку уровень скрытности, или, вернее сказать, приватности, и его социализацию. По мнению Аренд, развитие отчуждения связано, прежде всего, с двумя историческими процессами, а именно экспроприацией собственности у большей части рабочей бедноты, которая лишилась «семейно – собственной частной доли мира» и укреплением современного государства, ставшего субъектом множества жизненных процессов, которые до этого регулировались индивидом самостоятельно.

Итак, основным признаком отчуждения является присутствие в современном мироощущении человека определенных черт, или даже доминант:

1) прежде всего это ощущение собственного бессилия, мнение о том, что личная судьба индивида более ему неподконтрольна, оказавшись под воздействием влияния посторонних внешних сил;

2) представление о полном отсутствии смысла жизни, о бесполезности осуществления какой-либо деятельности ввиду невозможности достижения рационально ожидаемого результата;

3) ощущение человеком окружающей действительности в условиях которой больше не учитываются какие-либо обязательства между людьми касательно различных общественных требований, при этом разрушается институциональная система культуры и подвергается сомнению преобладающая система ценностей;

_________________________________

1. Аренд, Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Х. Аренд / СПб.: Алетейя. 2000. 437 с.

4) чувство одиночества и того, что человек «отключен» от всех своих общественных связей, и как следствие всего этого, маргинализация человека в обществе;

5) ощущение утраты своего «истинного Я», а так же подлинности личности, а именно самоотчуждение.

Если суммировать выше изложенное, то можно сделать вывод, что феномен отчуждения в большой степени присущ современному обществу. Но, прежде всего, особое внимание уделяется тем видам культурного отчуждения, непосредственным субъектом которых выступает сам человек, при этом теряя существенную часть характеристик своей сущности и тем самым лишаясь своей природы, т. е. происходит своего рода «обесчеловечивание». Распространенность отчуждения в различных развитых сообществах прошлого века была настолько широка, что различные его виды и формы так или иначе изучались большим количеством исследователей, но при этом проблема путей преодоления отчуждения в культуре и его истоков остается нерешенной и по сей день.

 

Date: 2015-08-06; view: 872; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию