Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы изучения медиа-текстов. Процедура проведения контент-анализа





Методы изучения медиатекстов. Как уже отмечалось ранее, для изучения текстов массовой информации применяется весь диапазон методов текстовой обработки: от традиционных методов системного и контент-анализа до анализа дискурсивного, социолингвистического и культурологического. Среди наиболее эффективных и распространённых методов изучения медиаречи можно выделить следующие:

1) Во-первых, целую группу методов лингвистического анализа, позволяющих выявить базовые свойства и характеристики текста на различных языковых уровнях: лексическом, синтагматическом (сочетаемость), стилистическом (использование тропов, сравнений, метафор и прочих стилистических приёмов), социолингвистическом.

2) Метод контент-анализа, или анализа содержания, основанный на статистическом подсчёте специально выбранных текстовых единиц.

3) Метод дискурсивного анализа, основанный на концепции дискурса, и позволяющий проследить взаимосвязь между языковой и экстралингвистической стороной текста.

4) Метод критической лингвистики (или риторической критики), позволяющий выявить скрытую политико-идеологическую составляющую медиатекста.

5) Метод когнитивного анализа, основанный на изучении концептуальной стороны текстов массовой информации и направленный на выявление соотношения реальной действительности и её медиарепрезентаций.

6) И, наконец, метод лингвокультурологического анализа, основанный на выявлении культурозначимых компонентов текста, как-то: реалий, заимствований, иностранных слов, единиц безэквивалентной лексики и т.п., позволяющий составить представление о культурологическом аспекте того или иного произведения медиаречи, о его национально- культурной специфике.

Определение КА, его виды

Разными авторами предлагались различные определения КА, вплоть до того, что контент-анализ считали даже таким способом исследования, при котором вопросы задаются не респондентам, а в относительно содержания уже выпущенной информации. Особенно в ранний период развития метода некоторые исследователи, например, Берельсон, Керлингер и другие, ставили акцент на его системную, объективную и количественную стороны2. Наверное, именно поэтому в рамках советской науки КА считался только количественным методом. И сегодня, следуя традиции, на постсоветском пространстве КА зачастую воспринимается в качестве такового, а качественный тип КА называется «качественным анализом документов», причем в роли документа может выступать любой текст, аудио- или видеоматериал.

Тем не менее КА различается по качественным и количественным типам и выступает как метод выявления особенностей и закономерностей в многообразии. Количественный метод контент-анализа удостаивается наибольшего интереса в основном потому, что предполагает достаточно отшлифованную, стандартизированную процедуру, что позволяет снизить опасность субъективной интерпретации исследователей. Однако преимущество качественного метода заключается прежде всего в возможностях работы с латентными слоями текста и выявления противоречий. В этом случае исследуется не только то, о чем говорится, но и то, как и где говорится и пр. Соответственно, каждый исследователь, исходя из конкретной цели, выбирает наиболее целесообразный метод КА.

Таким образом, КА – это применяемый по заранее установленным правилам метод достоверного, верифицируемого и объективного исследования сообщения, направленный на выявление выраженных в текстах социальных процессов (объектов, явлений, контекста).

Особенности количественного КА

Суть количественного КА (ККА), согласно Ласвелу, заключается в системном учете и анализе знаков-стимулов в тексте, представленных на уровне слова, суждения, абзаца, фрагмента. Знаки-стимулы вместе с ответами-реакциями на них составляют цепь коммуникации.

Особенность этого метода заключается в том, что определенные языковые единицы, например тематические текстовые отрывки, характеризуются количественным описанием. Другой особенностью и ограничением является то, что его можно применять только в текстах с очевидным смыслом, и он не может рассматривать латентные смыслы. В случае количественного КА, применяя математический аппарат, исследователи пытаются посредством различных формализованных процедур выявить закономерности и тенденции информационных потоков, раскрыть намерения коммуникатора во время тиражирования этих потоков и спрогнозировать возможную реакцию аудитории на них.

Основными требованиями проведения ККА являются:

1. объективность: исследуемые характеристики должны быть четкими, однозначно интерпретируемыми и должны прослеживаться во всех отобранных текстах,


2. систематизированность: анализ объекта исследования нужно проводить системным образом, беря за основу выбора формальные, беспристрастные критерии, не игнорируя противоречащие гипотезе фрагменты текста,

3. презентабельность: отбор нужно производить присущим количественным методам способом,

4. измеримость: должна быть возможность выразить исследуемые характеристики количественно.

Основной проблемой, встречающейся при применении количественного КА, является объемная техническая работа. Однако сегодня развитие метода привело к созданию различных компьютерных пакетов, производящих технический расчет по заранее установленным исследователем стандартам. Существуют программные пакеты, предусмотренные для анализа текстов на английском и русском языках, однако для армянского языка такие инструменты пока отсутствуют.

Подходы, которые требуются от медиатекстов для КА

В рамках методического подхода к КА постоянно возникает вопрос презентабельности медиатекстов в отношении социальной реальности. Ведь они отражают реальность по-разному, подчеркивая или, наоборот, маскируя отдельные ее стороны.

Отношение к медиатекстам может быть разным. Л.Федотова3 в целом отмечает следующие подходы к текстам:

1. текст можно воспринимать как свидетельство лежащей в его основе социальной реальности,

2. относиться к тексту как к внутренней самодовлеющей текстовой реальности, утверждая в ней систему определенных характеристик,

3. рассматривать связь текстовых характеристик со структурой их производителей и потребителей.

Автор также отмечает, что содержание текста зависит от коммуникационного состояния, коммуникатора, средства коммуникации и характеристик аудитории всех коммуникационных составляющих, однако в разной степени. Это, в первую очередь, зависит от факторов, касающихся производства, т.е. от характеристик коммуникатора, коммуникационного состояния и средств коммуникации, и только во вторую очередь – от аудитории. Следовательно, посредством текста мы скорее может составить представление о производителе текста, нежели о его потребителе. Поэтому при изучении текстов применяется следующий подход. Они рассматриваются с точки зрения задач, поставленных перед воспроизводящим реальность лицом (группой, слоем, институтом, обществом), равно как и с точки зрения возможного отношения потенциальной аудитории к этим текстам.

Таким образом, медиатекст рассматривается как объективированное, но опосредованное отражение интересов, намерений и требований сторон коммуникационного процесса4. Текст считается зеркалом, в котором отражается преимущественно коммуникатор, а также вероятные адресаты и тот общественный и культурный контекст, в котором они вступают в коммуникацию друг с другом.

Соответственно, КА текста позволяет исследователю составить определенное представление о поведении, политике и других характеристиках участников коммуникационного процесса.

Цели контент-анализа

Ласвел формулирует понятие процесса коммуникации при помощи пяти вопросов, анализ которых и составляет исследование коммуникации:

1. кто говорит? (анализ коммуникатора или управления коммуникационного процесса),


2. что передает? (анализ сообщения),

3. кому это адресовано? (анализ качественных и количественных характеристик аудитории),

4. по каким каналам? (анализ коммуникационных средств).

5. с каким воздействием? (анализ результатов, изменения сознания или поведения реципиента).

В дальнейшем он переформулировал компоненты коммуникации, включив в них:

1. намерения коммуникатора,

2. состояние коммуникации,

3. стратегию коммуникатора.

Несмотря на то, что анализ сообщения является изучением только одного из вышеотмеченных компонентов, благодаря всеобъемлющим характеристикам он позволяет сделать также определенные выводы об остальных компонентах коммуникации. Даже независимо от того, насколько представительно социальная реальность проявляется в медиатекстах, происходящие в обществе социальные трансформации неизбежно отражаются в них, следовательно, могут быть выявлены методом КА.

Таким образом, методом КА можно выяснить:

1. основные формы функционирования медиа,

2. социально-культурную среду их деятельности.

3. мышление их руководителей, их социальные позиции, ценностные ориентации, психологическое состояние,

4. их притязания, намерения оказать влияние на различные процессы,

5. систему влияния (характер, стратегия, манипуляционные методы),

6. возможные объекты влияния, фокус-аудиторию,

7. возможные формы влияния на фокус-аудиторию,

8. формы отражения общественного мнения.

В соответствии с тем, что содержится в сообщении, исследователь резюмирует, насколько повседневная деятельность медиа соответствует продекларированным им целям, что именно отбирает из реальности источник информации, к каким идеалам и ценностям обращается, насколько отражает социальную реальность, насколько модифицирует, трансформирует, искажает, какую картину мира моделирует данное медиа в отличие от других, как влияет политическая ситуация общества на содержание передаваемого сообщения, какие намерения вынуждают коммуникатора сообщать об одних и замалчивать о других сторонах жизни?

Преимущество КА заключается в том, что все отмеченные пункты можно изучить во времени и рассмотреть их трансформации. Кроме того, метод позволяет провести сравнительный анализ в той же стране или между медиа различных стран.

Медиатексты изучаются не только для того, чтобы раскрыть, какую информацию стремятся предоставить медиа и, соответственно, какие у них намерения и какое возможное влияние они могут оказать на аудиторию, но и чтобы выявить по возможности эффективные методы и способы желаемого воздействия на аудиторию.

 







Date: 2015-07-27; view: 1588; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию