Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Генезис (происхождение) и социальная сущность сознания
Происхождение сознания. Сознание – это специфический человеческий способ регуляции, взаимодействия между человеком и окружающим миром. Это высшая форма отражения действительности, способ отношения человека к миру и к самому себе. В общем случае отражение – это способность двух взаимодействующих между собой вещей образовывать следы друг друга. В зависимости от характера взаимодействия конкретных материальных систем с окружающим миром возникает и развивается та или иная форма отражения. Например, у животных, способных к самосохранению, самовоспроизводству и нуждающихся в активной ориентации, возникает информационное отражение. Такой подход применим и к проблеме возникновения сознания, несмотря на то, что оно качественно отличается от генетически предшествующих форм отражения. Возникновение сознания определяется специфически человеческим способом существования в мире, то есть практикой, практически-преобразовательным отношением человека к природе. Практически-преобразовательная деятельность связана с необходимостью закрепления различных навыков, норм, способов этой деятельности в особых формах отражения. Поскольку такие навыки, способы носят общественную природу, то и закрепляющие их формы отражения носят социальный, общественный характер. Культурный слой, в котором существует конкретный индивид, накладывает отпечаток на формирование его сознания. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества. Самая изначальная и всеобщая материальная форма сознания – язык. Знак материален, а значение – идеально. Знак – форма, а значение – содержание. Чтобы знак выражал значение, надо знать соответствую культурный код. Самые перывые представлени о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представлет собой душа? как она соотноситс с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности сознания возможности его познани. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и матери независимы друг от друга. Материализм - матери первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновени. сознание - производное от материи. Сознание взано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. щий Сознание - это высшая, свойственна только человеку и свзанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ нарду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама матери, а одно из ее свойств. Сущностью созн влетс его идеальность, кот выражаетс в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное не вл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражени. Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развити материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. 36. Сознание как отражение. Творческий характер сознания. "Сознание - это лучшая, присуща только людям и связана с языком функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предыдущий воображаемой построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека". Она не только отражает, но и творит мир на основе практической деятельности. Изучают многие наук: философия, социология, психология, языкознание, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, семиотика, кибернетика, информатика. В течение веков ведутся споры относительно ее сущности. Богословы считают сознание как крохотную искру божественного разума. Идеалисты считают сознание первичной относительно материи, она, по их мнению, независимая от материи, наоборот, последняя является продукт первой. Материалистическая философия и психология считают сознание функцией мозга и отражением внешнего мира. Несмотря на расхождение мнений, все философы согласны, что сознание - это реальность, и она играет огромную роль в жизни человека и общества в целом. Главными признаками сознания есть отражение мира, отношение целое, возложение управления. Сознание как отражение, воспроизводит прежде всего формы человеческой деятельности и через них формы природного бытия. Специфика сознания как отношение заключается в ее націліності на бытия, познания, освоения того, что лежит вне сознания, на раскрытие его сущности. В то же время объектом рассмотрения сознания может быть она сама и ее носители, то есть сознание связана с самосознанием. Исходным пунктом человеческого отношения к миру является превращение его в соответствии с человеческих потребностей, что набирал формы целеполагания - создание идеальной модели желаемого будущего, определение цели и средств, разработки программы деятельности. Сознание не полностью сводится к мышлению, понятие, познания и знания, она охватывает как рациональное, так и чувственное отражение действительности, как познавательный, так и эмоционально-оценочное отношение человека к миру. Все эти компоненты следует рассматривать как элементы целостного процесса предметно-материального, теоретического и духовно-практического способов освоения мира. Итак, основными элементами сознания, которые находятся в диалектической взаимосвязи, являются: осознание явлений, знания, самосознание, эмоции, воля. Развитие сознания - это, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание вещей имеет разный уровень, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда повс рынок запчастей ваз едневную, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровне сознания. Генетической предпосылкой возникновения сознания есть общее свойство всех имеющихся предметов и явлений, как естественных, так и социальных, свойство отображения. Отображение является способность материальных объектов, процессов, явлений воспроизводить связанные с ними объекты внешнего мира. Любое действие оставляет в предмете "следует", соответствующий отпечаток, простой или сложный. Каждой форме движения материи соответствует форма отображения. Условно можно выделить отражение в неживой природе, живой природе, на социальном уровне, которые составляют качественно различные его формы. На неорганическом уровне отображения является основой сохранения материи. На биологическом уровне сущность отражения заключается в обмене веществ, без которого не могут существовать и развиваться живые существа. На этом уровне отображения носит упреждающий, выборочный характер. Одна и та же животное по-разному реагирует на внешние раздражители в зависимости от того, сита она голодна. Человек в отличие от животных не меняет свою анатомо-физиологической организации в соответствии с изменением внешней среды, а это меняет среду в соответствии со своими потребностями. Так, как известно, с похолоданием на Земле много животных изменили свою биологическую структуру. Человек же, приспосабливаясь к более прохладному климату, начала надевать шкуры животных, делать жилье и т.д. А это возможно лишь на основе материально-практической деятельности, наличии мышления, сознания. Итак, специфика социальной формы отражения в сознании заключается в активном преобразовании мира на основе труда, творчества. В переходе на более высокие уровни отражения значительную роль играла появление информационного отображения. Последнее связано с использованием последствий внешней действия для ориентиров в окружающей среде. Информационное отображение появляется благодаря возникновении таких материальных структур, которые не пассивно отражают внешние действия, а активно строят свои отношения с действительностью, используя те факторы, которые способствуют самозбереженню и развития. Значение информационного отображения особенно возрастает в обществе /например, экономической информации/. Ярким проявлением этого является появление новой науки - информатики. Необходимо различать понятие "психика" и "сознание". Психика в развитой форме возникает с появлением нервной системы. Она присуща как животным, так и человеку. Психика человека состоит из двух компонентов: осознанное /мышление, восприятие, внимание, память, воля/ и неосознанное /эмоции, навыки, автоматические действия, инстинкты, интуиция/. Они находятся в диалектическом взаимодействии, причем ведущую интеллектуальную роль играет сознание. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, которые никогда не осознавались, а ко второму - действия, которые ранее осознавались, потом автоматизировались и стали осуществляться уже стихийно. Итак, поступки человека не всегда осознанные. Неосознанное может проявится в человеке в форме разнообразной иллюзорной сферы сновидений, властных инстинктов и др. Однако, человек - это прежде всего сознательное существо. Миром сознания в нее пронизаны не только мышления, но и ощущения. В понимании сознания возможны две крайности: полный отрыв ее от материи и отождествление с последней. Материалистическая философия рассматривает сознание как результат развития материи. Она является свойством высокоразвитой материи - человеческого мозга. Процесс мышления сопровождается определенными биохимическими, определенными физиологическими и другими изменениями в мозге, но не они составляют его содержание. Эта проблема находит свою конкретизацию в понятиях материального и идеального. Материальное является философское понятие о бытии, которое указывает на его объективно-реальное, то есть независимое от сознания, существования. Идеальное - философская категория для обозначения нематериального, субъективно-духовной природы, образного отражения действительности в сознании человека. Идеальное характеризует принципиальное различие между отражением и отображаемыми, образом и объектом. Это отличие заключается в том, что субъективные образы, воспроизводя свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют, поскольку лишены всяческой телесности, материальности. Идеальное представляет собой субъективно-психическую реальность и существует лишь в актах сознания. Оно является вторичное, производное от материального, как субъективный образ объективного мира. Сознание отражает непосредственно не саму действительность, а действительность, превращенную людьми, то есть их бытие, материально-практическую деятельность. Этот процесс характеризуется как опредметненням /раскрытием сущности предметов и их возможностей с помощью сознания/, так и упредметненням /преобразованием идей, целей в реальные предметы, явления/. В процессе своей реализации общественные потребности человека, прежде чем привести к материального результата, должны усвідомитися, превратиться в идеальное и лишь впоследствии, в процессе практической реализации, снова перейти с идеальной формы существования в материальную. Несмотря на то, что сознание является субъективная реальность, лишенная всяческой телесности, возможности восприятия с помощью органов чувств, ее можно изучать благодаря ее органической связи с материальными процессами. Сознание проявляется через язык как ее материального носителя, воплощение норм сознания, проявляется через практические действия и их последствия. Биологические предпосылки возникновения сознания по возможности превратились в действительность благодаря включению в антропогенез социальных факторов, главные из которых - работа, коллективный образ жизни и членороздільна речь. Выше было показано решающую роль в этом труда практической деятельности. Но не меньшее значение имела и появление языка. Новая такая же древняя, как и сознание; язык является практическая, реальная и для других людей и лишь тем самым реальная также и для каждого из нас, действительна сознание. Сущность языка проявляется в ее двоєдиній функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это именно процесс общения, обмена мыслями, чувствами, желаниями, целое покладаннями и т.п. С помощью языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного в общественное достояние, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку продукты сознания и формы сознания является загальнозначущими явлениями, их можно усваивать от предыдущих поколений и передавать следующим. Таким образом сознание объективируется в формах материальной и духовной культуры человечества. Будучи общественной за своим происхождением и сущностью, сознание реализуется через сознание отдельных индивидов. Приобретая благодаря языку относительной независимости от практики, сознание опережает практическую действие, формирует ту самую идеальную цель, которая определяет способ и характер самой практического действия. Человек получает информацию не только при помощи обычного языка, но и искусственных языков. различных знаковых систем /язык математики, кибернетики, система символов, азбука Морзе и т.п./. Знак - это материальный предмет, который выполняет в общении роль представителя чего и используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой реализуется сознание, мышление, информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике /особенно в компьютерной технике/. Исходной знаковой системой простая, естественная речь. Будучи отражением общественного бытия людей, сознание носит активный, творческий характер. Творчество - это производительная человеческая деятельность, способная порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения. Главная ценность отображаемой деятельности человеческого сознания заключается в творческом ее функционировании, когда розпредметнення результатов предыдущей деятельности сопровождается внесением в них нового содержания, что существенно меняет предыдущий содержание. Связь с реальным миром осуществляет не сама по себе сознание, а реальные люди, которые практически превращают мир. Сознание через практику осуществляет обратный влияние на действительность, которая ее породила. Активность характерна не только индивидуальной, но и общественном сознании, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладев массами, становятся "материальной силой.
Творческий характер сознания. Отражая действительность в идеальной форме, сознание человека всегда существует в качестве определенного знания о материальном мире. К. Маркс подчеркивал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание»].
Наблюдая за собой, легко убедиться, что всякий сознательный акт представляет не только знание о внешних объектах, но и знание о себе и своей психической деятельности. В сознательном состоянии мы никогда не теряем чувства собственного Я. Поэтому сознание необходимо предполагает и включает самосознание, отображение человеком самого себя и своего отношения к объекту.
Уже в этом проявляется активность сознания, поскольку оно представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение действительности. Сознание обязательно включает эмоционально-во левые характеристики, выражающие его ценностные структуры и его устремленность в будущее. Ценностные структуры, формирующиеся под влиянием социальной среды, определяют наши оценки явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего.
Цели и планы человека — это идеальные модели желаемого будущего. Приступая к практической деятельности, человек мысленно «проигрывает» различные варианты действий, которые могли бы привести к цели, он постоянно упреждает в своих мыслях результаты деятельности. Сознание — высшая форма опережающего отражения действительности.
Эта особенность сознания человека отчетливо проявляется в научном предвидении. Глубокие знания объективных законов действительности позволяют предсказывать неизвестные явления, предвидеть ход событий. Вспомним хотя бы предсказание Д. И. Менделеевым существования неизвестных еще химических элементов на основе открытого им периодического закона или предсказание П. Дираком существования позитрона. Ярчайшим свидетельством мощи человеческого разума служит предвидение К. Марксом и Ф. Энгельсом неизбежного торжества социализма над капитализмом, предвидение В. И. Лениным возможности победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой стране.
В отличие от домарксовского метафизического, созерцательного материализма диалектический материализм подчеркивает творческую природу сознания. «Сознание человека, — писал В. И. Ленин, — не только отражает объективный мир, но и творит его»1. Это положение дает важнейший ключ к пониманию единства познавательной и практически-преобразующей деятельности. Оно подчеркивает диалектическое единство отражения и творчества.
Наши идейные противники, буржуазные философы и ревизионисты, пытаются изобразить дело так, будто отражение исключает творчество. Однако это совершенно ложное представление. Отражение на уровне сознания носит активный, творческий характер, а творчество так или иначе связано с адекватным отражением действительности. Творчество ученого, создание им новой научной теории есть результат глубокого отражения объективных законов материального мира. Разве мыслима творческая деятельность конструктора или архитектора, если она не опирается на объективные знания, на результаты верного отражения законов природы? Великие произведения искусства дают нам образцы глубокого проникновения в истинную сущность человеческих отношений, человеческих характеров, сложных социальных процессов. И в этом смысле они всегда носят отражательный характер.
Творить — это значит открывать новое и создавать новое. Но подлинный творческий продукт, имеющий социальную значимость, непременно «состоит» из элементов реальности. Даже самые причудливые фантазии всегда обнаруживают вполне реальные элементы в их необычных комбинациях.
Человек создает и такие продукты, которых нет в естественной природе (машины, технические сооружения, транспортные средства и т. п.), он придумывает новые конструкции, оригинальные приемы решения практических задач. Но все созданное в процессе творческой деятельности человека имеет в своей основе естественные явления, опирается на реальные возможности и тенденции объективного развития естественной природы или общественной жизни.
Творческий акт составляет необходимое звено диалектики взаимоперехода материального и идеального, то есть превращения субъективной реальности — идей, замыслов, планов — в объективную действительность, которая, в свою очередь, отражается в сознании людей, творчески преобразуется в нем и затем вновь обретает свое материальное воплощение.
37. Сознание и язык. Естественный и искусственный языки и их соотношение. Date: 2015-07-27; view: 937; Нарушение авторских прав |