Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что же такое время?
ВРЕМЯ… Неумолимо идущее, убегающее, невидимое и неуловимое, оно пребывает в постоянном движении вперед – от прошлого к будущему, наслаивая на свои гибкие пружины день за днем, год за годом, век за веком. И каждый последующий виток этой бесконечной спирали непременно связан с соответствующим ему предыдущим оборотом истории, повторяет его мистерию, уроки и опыт, но на качественно другом этапе. Размышлять о времени не так‑то просто, если принимать во внимание все его многообразие. Например, далеко не одно и то же – время календарное и время эволюционное. Установив единую календарную систему для всех жителей планеты, человечество сумело облегчить решение многих житейских вопросов. Но эволюционные часы разных стран, континентов, территорий, а также каждого отдельно взятого человека, далеко не едины на всей планете и идут совершенно по‑разному. Кто‑то уже давно пользуется передовыми технологиями и фантастическими приборами, а где‑то люди все еще живут практикой каменного века. В то же время уровень интеллектуального развития населения развитых государств может значительно отставать от аналогичных показателей стран третьего мира. Проживая в одном и том же календарном ритме времени (например, в одном веке), один человек использует новейшие технические средства и при этом имеет общий уровень развития, равный первобытному, а другой, наоборот – в пещерных условиях жизни исполнен божественной мудрости. Каждый момент общеземного календаря содержит в себе целый спектр времен, соответствующих той или иной ступени эволюционной лестницы. И если календарное время циклично движется только вперед, то эволюционное время может иметь целых три формы: вперед (эволюция), назад (инволюция) либо стоять на месте подобно остановившимся часам. Таким образом, в условиях земного существования вся жизнь и деятельность людей проходит во времени. И если люди – творцы истории, то время – ее всевидящее око. Во власти человека управлять временем эволюционным, и человек бессилен пред ходом времени календарного, но их разумное сочетание способствует выполнению предначертанных свыше задач за отведенный срок пребывания на земле. Идти в ногу со временем значит правильно использовать свое эволюционное время в календарном ритме жизни. Ведь неспроста именно с ним, главным управителем нашего мира, связаны такие мудрые изречения, как «время покажет», «время рассудит», «всему на свете отведен свой срок», «время – лучший учитель», «время стирает ошибку и отшлифовывает истину», и потому «время совершенствует нас». Так что же такое Время? Число, физическая величина, философская категория, длящееся бытие или живущий мир? Ему нельзя дать четкого определения, его нельзя убрать, ограничить, запасти впрок, но его можно потерять. Оно необратимо и строго однонаправленно. Можно как угодно перемещаться в пространстве (двигаться строго прямолинейно или ходить кругами, суетиться или стоять на месте, взлетать в небо или зарываться в глубь земли), но наше движение во времени происходит исключительно от прошлого к будущему. И в этом, во избежание абсолютного хаоса, кроется один из величайших законов существования нашего мира – причинно‑следственная связь. Каждое совершенное действие человека (иными словами, выбор) влечет за собой определенное событие по принципу «причина‑следствие», обратное – неверно, ибо не может быть следствие раньше причины. Только представьте себе хотя бы на мгновение возможность возврата человечества в прошлое с целью что‑то скорректировать – какой бы мог начаться абсурд?! Например, кто‑то мог бы убить «в прошлом» тех, кто «в настоящем» жив и уже имеет детей и внуков (что должно произойти с ними?), или же спасти тех, кто «в настоящем» мертв (а если они, честно отработав свои земные долги, не хотят сюда возвращаться?), кому‑то захотелось бы вернуться лет на сто назад и предотвратить революцию, а кому‑то – и вовсе восстановить ледниковый период, Великий потоп, времена динозавров и т. д. – в таком случае как отдельно взятым людям, так и всему человечеству в целом пришлось бы пожизненно «петлять» во времени, подстраиваясь под чьи‑то постоянно меняющиеся ритмы (кстати, это один из самых абсурдных вариантов бессмертия, при условии, что тебя тоже кто‑то «не подкорректирует»). А вдруг кому‑нибудь придет в голову вернуть прошлое вплоть до изначальной точки сотворения мира и вмешаться в дела Господа Бога? Но, к счастью, «все в Божьих руках», и как говорится, «на все воля Божья», которая все‑таки существует и которую следует понимать именно как неизменность хода времени и необратимость событий, но на которую нельзя перекладывать ответственность за выбор человека и совершаемые им поступки. Поэтому, прежде чем что‑то сделать, подумайте, к чему это вас приведет, ибо возврата к прошлому нет. Как невозможно дважды войти в одну и ту же реку, так невозможно изменить порядок сделанных вами шагов во времени – причина никогда не может быть результатом следствия! Величайшие умы человечества на протяжении тысяч лет работали и работают над изучением времени, но так и не могут окончательно понять природу этого, поистине уникального и великого явления. Из наших современников ближе других к пониманию времени подошли академики Н. А. Козырев, А. Ф. Лосев и А. И. Вейник: Козырев и Вейник – как физики, Лосев – как философ. Но в своих рассуждениях о сущности пространственно‑временного континуума они лишь облекли в современные научные формулировки то, что было доступно пониманию древних. А в древности необходимость счисления времени диктовалась самой жизнью и была следствием наблюдения людей за природой. Повторяемость из года в год одних и тех же природных явлений в точном соответствии с движением небосвода, разумеется, не могла не натолкнуть человека на мысль о зависимости земных процессов от явлений космического характера, касающихся, в первую очередь, временных ритмов. Мощная волна увлечения астрономией и впоследствии астрологией, базирующейся на древнеарийской идее о космической природе человеческой души, прокатилась в VI веке до нашей эры по всей территории империи Ахеменидов, включая Египет, Вавилон, Сирию, Малую Азию, и достигла берегов Эллады. Под влиянием восточных идей пережила мощнейший культурный подъем Греция, и это время стало временем ее религиозного возрождения, ознаменованным появлением личности легендарного Пифагора – проповедника божественной науки о числах. Это же время отмечено духовными исканиями орфиков – продолжателей дела легендарного Орфея. В свою очередь, труды орфиков и пифагорейцев вдохновили древнегреческого философа Платона, жившего в IV веке до нашей эры, на разработку доктрины диалектической философии. Более восьмисот лет платоники исследовали и углубляли учение великого философа, но не было бы ни Прокла, ни Плотина, ни самого Платона – не будь, прежде всего, древнейшего Учения о Времени – зерванизма. Вся философия платоновской академии является результатом осмысления восточных идей. Конечное и бесконечное, движение и покой, тождество и различие, бытие, инобытие и становление – все эти философские категории, подробнейшим образом разработанные греческими философами, впервые появляются в зороастрийских космогонических представлениях. Культ Бога Времени приобрел в античные времена очень большую популярность. Так, например, Платон называл время божественной вечностью, возникшей вместе с небом и управляющей всем сущим на земле в соответствии со своими строгими правилами: «Время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад… Когда Бог усмотрел, что порожденный им космос движется и живет, он замыслил сотворить некое движущееся подобие божественной вечности: устроив небо, он вместе с ним творит время – вечный образ, движущийся от числа к числу… И вот, чтобы время родилось, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Сотворив одно за другим их тела, Бог поместил их, числом семь, на семь кругов, по которым совершалось круговращение. Так возникли день и ночь – круговорот Земли; месяц же – это когда Луна совершает свой обход Земли и нагоняет Солнце, а год – когда Солнце обходит свой круг. Что касается круговоротов других планет, то люди, за исключением немногих, не замечают их, не измеряют их взаимных числовых отношений. Можно сказать, они и не догадываются, что несказанно многообразные блуждания планет – это также время…» (Платон. Тимей, IV в. до н. э.). В словах Платона кроется ответ на извечный вопрос, почему на Земле нет обратного хода времени – главные временные ритмы нашей планеты завязаны на обращение самой Земли (сутки), а также на движения Луны (месяцы) и Солнца (годы), то есть исключительно на те космические тела, которые не делают петель и потому не имеют обратного движения, так называемой ретрофазы. Что же касается предполагаемого Платоном разнообразия функций времени, связанного с движением других планет (Меркурия, Венеры, Марса и т. д.), которые делают петли и имеют обратную фазу движения, то эта тема требует, прежде всего, определенного знакомства со многими астрономическими и астрологическими понятиями и, конечно же, отдельного исследования и рассмотрения. В свою очередь, еще задолго до времен Платона, зависимость жизнедеятельности людей, да и всех земных процессов от космических явлений привела к составлению точных календарей. А это уже было совершенно невозможным без определенных астрономических знаний, таких, например, как деление круга на 360 градусов (суток), на 12 частей (месяцев), на 4 квадранта (времени года). Доказательством образованности древних в области астрономии служат построенные на земле и дошедшие до наших дней такие протогорода‑обсерватории, как Стоунхендж и Аркаим. Со временем к этим знаниям добавлялись и другие: видимый путь движения Солнца по эклиптике, состоящей из 12 созвездий, символически соответствующих 12 знакам Зодиака, понятие о четырех основных положениях светила (восход, заход, зенит, надир), существование четырех фаз Луны, происхождение лунных и солнечных затмений, движение планет, их соединения, обращения и пр. Наблюдение и изучение небесных явлений в применении к жизненным процессам на Земле дали рождение такой науке, как астрология. Что же касается космологических представлений, описывавших пространственно‑временные параметры Вселенной, то их изучение в древности было исключительно уделом посвященных. Поэтому вовсе не скудоумие древних явилось причиной того, что мы располагаем сейчас крайне ограниченной информацией о том, что же вкладывали в понятие времени наши далекие предки, а сакрализация подобного рода знаний.
Date: 2015-07-27; view: 728; Нарушение авторских прав |