Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы творческого воображения





Этапы творческого воображения:

возникновение творческой идеи;

“вынашивание” замысла;

реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

косность, стереотипность мышления;

излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “мозговой штурм” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).







Date: 2015-07-27; view: 628; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию