Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джаз – коллектив колледжа Вилекс, штат Техас

Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Джаз тесно связан с блюзом и бардовой музыкой.

Джаз – коллектив колледжа Вилекс, штат Техас.

Джаз берет свое начало в смешении европейской и африканской музыкальных культур, которое началось благодаря Колумбу, открывшему Америку для европейцев. Африканская культура в лице чернокожих рабов, перевозимых с западных берегов Африки в Америку, дала джазу импровизацию, пластику и ритмичность, европейская — мелодичность и гармонию звуков, минорные и мажорные стандарты.

 

До сих пор ведутся споры о том, где впервые была исполнена джазовая музыка. Некоторые историки считают, что это музыкальное направление зародилось на севере США, где протестанты-миссионеры обращали негров в христианскую веру, а те в свою очередь создали особый вид духовных песнопений «spirituals», которые отличались эмоциональностью и импровизацией. Другие уверены, что джаз появился на юге США, где афроамериканскому музыкальному фольклору удалось сохранить свою самобытность, только благодаря тому, что католические взгляды населявших эту часть материка европейцев, не позволяли им вносить свой вклад в чужую культуру, к которой они относились с презрением.

 

Несмотря на различие взглядов историков, нет сомнения в том, что джаз зародился именно в США, а центром джазовой музыки стал Новый Орлеан, который населяли свободомыслящие авантюристы. 26 февраля 1917 года именно здесь в студии «Victor» была записана первая грампластинка коллектива «Original Dixieland Jazz Band»с джазовой музыкой.

 

После того, как джаз прочно засел в сознании людей, начали появляться его различные направления. На сегодняшний день их более 30-ти. Один из самых распространенных — блюз, который является потомком светского музицирования американских негров. Слово «blue», помимо самого известно значения «голубой», имеет много вариантов перевода, которые полностью характеризуют особенности музкального стиля: «грустный», «меланхоличный». «Blues» имеет связь с английским выражением «blue devils», означающим «когда кошки скребут на душе». Музыка блюза неспешна и нетороплива, а тексты песен всегда несут некоторую недосказанность и неоднозначность. Сегодня блюз чаще всего используют исключительно в инструментальной форме, в качестве джазовых импровизаций. Именно блюз стал основой многих выдающихся исполнений Луиса Армстронгa и Дюка Эллингтона. В России, известными в наше время представителями блюза являются Петрович, «Hot Rod Band», Леван Ломидзе.

 

Рэгтайм — еще одно специфические направление джазовой музыки, появившееся в конце XIX века. Само название стиля переводится, как «разорванное время», а термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта. Регтайм, как и весь джаз, это еще одно европейское музыкальное увлечение, которое было взято афро-американцами и исполнено на свой лад. Речь идет модной в то время в Европе романтической фортепианной школе, в репертуаре которой был Шуберт, Шопен, Лист. Этот репертуар звучал в США, но в интерпретации афро-американских исполнителей он приобретал более сложный ритм, динамичность и интенсивность. Позднее импровизационный регтайм стали обращать в ноты, а популярности ему прибавило то, что в каждой уважающей себя семье непременно должно было быть фортепиано, в том числе и механическое, которое очень удобно для воспроизведения сложной мелодии регтайма. Городами, в которых регтайм был самым популярным музкальным направлением Сент-Луис и Канзас-Сити и городок Седалия (шт. Миссури), в Техасе. Именно в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор жанра регтайм Скотт Джоплин. Он часто выступал в клубе «Maple Leaf», от которого происходит название известного рэгтайм "Maple Leaf Rag", написанного в 1897 году. Другими известными авторами и исполнителями рэгтаймов были Джеймс Скотта, Джозеф Лэмб. В нашей стране, этот стиль ярчайшим образом представляет коллектив Moscow Ragtime Band.

 

В начале 30-х годов экономический кризис в США привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Важным шагом в стилевом развитии была эволюция джаза в новое, вычищенное и приглаженное направление, называвшееся свинг (от английского «swing» — «качание»). Таким образом, была предпринята попытка избавиться от жаргонного в то время слова «джаз», заменив его на новое «свинг». Главной особенностью свинга стало яркая импровизация солиста на фоне сложного аккомпанемента. В России, в настоящее время такие музыканты и вокалисты как Алексей Кузнецов, Анна Бутурлина, Алина Ростоцкая предано служат этому направлению джаза.

 

Великие джазмены о свинге:

 

«Свинг — это то, чем в моем понимании является настоящий ритм». Луи Армстронг.

«Свинг — это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе». Бенни Гудмен.

«Оркестр свингует, если его коллективная интерпретация ритмически интегрирована». Джон Хэммонд.

«Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим». Гленн Миллер.

 

Свинг требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. Главная форма такого музицирования — большие оркестры или биг-бэнды, получившие невероятную популярность среди широкой публики во второй половине 30-х годов. Состав оркестра постепенно приобрел стандартную форму и включал в себя от 10 до 20 человек.

 

В эпоху свинга получила особую популярность и развитие специфическая форма исполнения блюза на фортепиано, которая носит название «буги-вуги». Зародился этот стиль в Канзас-Сити и в Сент-Луисе, затем получил распространение в Чикаго. Буги-вуги был заимствован пианистами Южных штатов у исполнителей, играющих на банджо и гитаре. Для пианистов, исполняющих буги-вуги, характерно сочетание «шагающего» баса, в исполнении левой руки и импровизации на блюзовую гармонию правой рукой. Стиль появился еще во втором десятилетии нашего века, когда его играл пианист Джимми Янси. Но настоящую популярность он приобрел с появлением на широкой публике трех виртуозов «Мид Лакс» Льюиса, Пита Джонсона и Альберта Аммонса, которые превратили буги-вуги из танцевальной в концертную музыку. Дальнейшее использование буги-вуги происходило в жанре свинговых, а затем ритм-энд-блюзовых оркестров и в значительной степени повлияло на появление рок-н-ролла. Блестящий музыкант и шоу-мен Петр Подгородецкий в наше время великолепно представляет стиль буги-вуги на российской сцене.

 

Еще одно из известных направлений джаза — стиль «фьюжн», однако ранний этап развития этого стиля правильно называть термином «джаз-рок». Первоначальное определение джаз-рока подразумевало под собой сочетание джазовой импровизации с энергетикой и ритмами рок-музыки. До 1967 миры этих стилей существовали отдельно друг от друга, но в один момент представители рока и джаза стали обмениваться идеями и объединяться. Первыми представителями нового направления джаз-рок были гитарист Ларри Кориелл, вибрафонист Гэри Бертон, барабанщик Билли Кобэм с группой «Dreams». Ярчайшим же исполнителем этого стиля по праву считается Майлс Дэвис. Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизация, использование гармонических принципов рок-музыки, ритмы Востока, электронная обработка и синтезирование звука. Пик популярности джаз-рока проходил в 70-е.

 

Более развитый в отношении синтеза различных музыкальных средств джаз-рок получил название «фьюжн» (сплав, слияние). Фьюжн фактически становится комбинацией джаза с обычной поп-музыкой и легким ритм-энд-блюзом. Дополнительным импульсом для развития этого стиля послужил очередной (уже не первый в истории джаза) уклон в сторону европейской академической музыки. Соединение различных культурных влияний сказывается даже в составах наиболее интересных ансамблей. Характерным примером может служить «Weather Report», существовавший под руководством клавишника Джозефа Завинула и американского саксофониста Уэйном Шортером, которые в свое время прошли школу Майлса Дэйвиса. Русским Майлсом Дэвисом по праву называют легендарного саксофониста Алексея Козлова и его знаменитый джаз-рок-фьюжн ансамбль «Арсенал».

 

Фанк — еще одно популярное направление джаза 70-х и 80-х. Основоположниками стиля являются Джеймс Браун и Джордж Клинтон. В фанке многообразный набор джазовых идиом вытесняется простыми музыкальными фразами, состоящими из блюзовых выкриков и стонов, взятых из саксофонных соло таких исполнителей, как Кинг Кертис, Джуниор Уолкер, Дэйвид Сэнборн, Пол Баттерфилд. Слово фанк считалось жаргонным, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Джазмены часто употребляли его, обращаясь к зрителям как просьбу танцевать и двигаться активно под аккомпанемент их музыки. Таким образом, слово «фанк» закрепилось за стилем музыки. Танцевальная направленность фанка определяет его музыкальные особенности, такие как сбитый ритм и ярко-выраженный вокал. Софи Окран, Шемякина Бэнд, группа Venger Collective — можно смело назвать представителями российского фанка.

 

Джаз — это стиль импровизации. Важнейшим видом импровизационной музыки является фольклор, но в отличие от джаза, он замкнут и направлен на сохранение традиций. В джазе преобладает творческое начало, которое в сочетании с импровизацией дало развитие множеству стилей и направлений. Так песни темнокожих афроамериканских рабов попали в Европу и превратились в сложные оркестровые произведения в стиле блюз, регтайм, буги-вуги и др. Джаз стал источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

В течение десятилетий джаз пытались запретить, замолчать и игнорировать, с ним пытались бороться, однако же сила музыки оказалась сильнее всех догматов. К XXI веку джаз достиг одной из высочайших точек своего развития, и не намерен сбавлять обороты.

Во всём мире 1917 год стал во многом эпохальным и поворотным. В Российской империи происходят две революции, в США на второй срок переизбирается Вудро Вильсон, а микробиолог Феликс д’Эрелль объявляет об открытии бактериофага. Однако в этот год произошло событие, которое также навсегда войдёт в летописи истории. 30 января 1917 года в нью-йоркской студии фирмы Victor записывается первая джазовая грампластинка. Это были две пьесы – "Livery Stable Blues" и "Dixie Jazz Band one Step" – в исполнении ансамбля белых музыкантов Original Dixieland Jazz Band. Старшему из музыкантов, трубачу Нику ЛаРокка, было 28 лет, младшему - барабанщику Тони Сбарбаро – 20 лет. Уроженцы Нового Орлеана, конечно, слышали "музыку чёрных", любили её, и страстно хотели играть джаз собственного исполнения. Довольно быстро после записи пластинки Original Dixieland Jazz Band попали на контракт в престижные и дорогостоящие рестораны.

 

 

 

Как же выглядели первые джаз-записи? Грампластинка представляет из себя тонкий диск, изготовленный посредством прессования или отливки из пластмассы разнообразных составов, на поверхности которого по спирали высечен специальный желобок с записью звука. Звук пластинки воспроизводился посредством специальных технических устройств – граммофона, патефона, электрофона. Такой способ записи звука являлся единственной возможностью "увековечивания" джаза, поскольку в нотной записи практически невозможно передать все детали музыкальной импровизации в точности. По этой причине музыкальные эксперты в ходе обсуждения различных джазовых пьес, прежде всего, ссылаются на номер грампластинки, на которой та или иная пьеса была зафиксирована.

Спустя пять лет после прорыва дебютантов Original Dixieland Jazz Band на студии начали записываться и темнокожие музыканты. В числе первых были записаны ансамбли Джо Кинга Оливера и Джелли Ролла Мортона. Однако все записи темнокожих джазменов выпускались в Штатах в рамках специальной "расовой серии", распространявшейся в те годы только среди темнокожего американского населения. Грампластинки, вышедшие в "расовой серии", существовали вплоть до 40-х годов XX века. Помимо джаза, на них также записывались блюзы и спиричуэлс – духовные хоровые песни афроамериканцев.

Первые грампластинки с джазом выходили на диаметре в 25 см со скоростью вращения 78 оборотов в минуту и были записаны акустическим способом. Однако уже с середины 20-х гг. XX века запись производилась электромеханическим способом, и это поспособствовало повышению качества звучания. Затем последовал выпуск грампластинок диаметром 30 см. В 40-е гг. такие пластинки массово выпускались рядом звукозаписывающих лейблов, которые решили выпустить как старые, так и новые композиции в исполнении Луи Армстронга, Каунта Бейси, Сиднея Беше, Арта Тейтума, Джека Тигардена, Томаса Фетса Уоллера, Лайонела Хемптона, Колмана Хоукинса, Роя Элдриджа и многих других.

Такие грампластинки имели специальную этикеточную маркировку – "V-disc" (сокращение от "Victory disc") и были предназначены для американских солдат, участвовавших во Второй Мировой войне. Данные релизы не предназначались для продажи, а все свои гонорары джазмены, как правило, перечисляли в Фонд победы во Второй Мировой войне.

Уже 1948 году фирма Columbia records выпустила на рынок музыкальных записей первую долгоиграющую пластинку (так называемый "longplay", LP) с более плотным расположением звуковых желобков. Диаметр грампластинки составлял 25 см, а скорость вращения - 33 1/3 оборота в минуту. На лонгплее помещалось уже целых 10 пьес.

Вслед за Columbia производство собственных лонгплеев в 1949 г. наладили представители RCA Victor. Их пластинки в диаметре составляли 17,5 см со скоростью вращения 45 оборотов в минуту, а позднее аналогичные пластинки стали выпускать уже со скоростью вращения 33 1/3 оборота в минуту. В 1956 г. начался выпуск LP диаметром 30 см. На двух сторонах таких пластинок помещалось 12 пьес, а время звучания увеличилось до 50 минут. Спустя два года стереофонические грампластинки с двухканальной записью стали вытеснять монофонических собратьев. Производители также пытались продавить на музыкальный рынок грампластинки со скоростью вращения 16 оборотов в минуту, однако эти попытки окончились неудачей.

После этого на долгие годы инновации в сфере производства пластинок иссякли, однако уже в конце 60-х гг. квадрофонические грампластинки с четырехканальной системой записи были представлены меломанам.

Производство лонгплеев дало огромный скачок джазу как музыке и послужило развитию этой музыки – в частности, появлению более крупных форм композиций. В течение долгих лет длительность одной пьесы составляла не более трёх минут – таковы были условия звукозаписи на стандартной грампластинке. Вместе с тем, даже с развитием прогресса в выпуске пластинок длительность джазовых пьес увеличилась не сразу: в 50-е гг. LP делались, главным образом, на основе матриц изданий прежних лет. Примерно в то же время были выпущены пластинки с записями Скотта Джоплина и прочих знаменитых исполнителей рэгтайма, которые были записаны в конце XIX – начале XX вв. на картонных перфорированных цилиндрах для механического пианино, а также на восковых валиках для граммофона.

Со временем долгоиграющие пластинки стали использовать для записи произведений более крупной формы и живых концертов. Также получил широкую практику релиз альбомов из двух-трёх пластинок, либо специальных антологий и дискографий того или иного исполнителя.

А что же сам джаз? В течение долгих лет он считался "музыкой низшей расы". В США её считали музыкой негров, недостойную высшего американского общества, в нацистской Германии играть и слушать джаз означало быть "проводником негритянско-еврейской какофонии", а в СССР - "апологетом буржуазного образа жизни" и "агентом мирового империализма".

Характерная особенность джаза состоит в том, что эта музыка в течение десятилетий пробивала себе путь к успеху и признанию. Если музыканты всех прочих стилей могли с самого начала своей карьеры стремиться к игре на крупнейших площадках и стадионах, и примеров для них было множество, то джазмены могли рассчитывать лишь на исполнение в ресторанах и клубах, даже не мечтая о больших площадках.

Джаз как стиль зародился более века назад на хлопковых плантациях. Именно там темнокожие рабочие пели свои песни, сплавленные из протестантских песнопений, африканских религиозных хоровых гимнов "спиричуэлс", и резких и греховных светских, почти "блатных" песенок - блюзов, широко распространённых в грязных придорожных забегаловках, куда не шагнёт нога белого американца. Венцом в этом "коктейле" стали духовые оркестры, которые звучали так, будто бы босоногие афроамериканские ребятишки взяли в руки списанные инструменты и стали играть кто во что горазд.

20-е годы XX века стали "эпохой джаза" – именно так назвал их писатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. Большая часть темнокожих рабочих концентрировалась в криминальной столице США тех лет - Канзас-Сити. Распространению джаза в этом городе способствовало большое число ресторанов и забегаловок, где мафиози любили проводить своё время. Город создал особый стиль, стиль больших оркестров, играющий быстрый блюз. В эти годы в Канзас-Сити родился темнокожий мальчик по имени Чарли Паркер: именно ему предстояло спустя два с лишним десятилетия стать реформатором джаза. В Канзас-Сити он ходил мимо заведений, где проходили концерты, и буквально впитывал обрывки полюбившейся музыки.

Несмотря на большую популярность джаза в Новом Орлеане и его широкое распространение в Канзас-Сити, большое число джазменов всё же предпочитали Чикаго и Нью-Йорк. Два города Восточного побережья США стали важнейшими пунктами концентрации и развития джаза. Звездой обоих городов стал молодой трубач и вокалист Луи Армстронг, преемник величайшего трубача Нью-Орлеана - Кинга Оливера. В 1924 году в Чикаго прибыл ещё один уроженец Нового Орлеана - пианист и певец Джелли Ролл Мортон. Молодой музыкант не отличался скромностью и смело заявлял всем о том, что именно он является создателем джаза. А уже в 28 лет он перебрался в Нью-Йорк, где как раз в этот период набирал популярность оркестр молодого вашингтонского пианиста Дюка Эллингтона, который уже вытеснял из лучей славы оркестр Флетчера Хендерсона.

Волна популярности "музыки чёрных" прорывается в Европу. И если в Париже джаз слушали ещё до начала Первой Мировой войны, и не в"кабаках", а в аристократических салонах и концертных залах, то в 20-е годы сдался Лондон. В британскую столицу темнокожие джазмены полюбили ездить – особенно с учётом того, что там, в отличие от Штатов, к ним относились уважительно и человечно и за сценой, а не только на ней.

Примечательно, что поэт, переводчик, танцор и хореограф Валентин Парнах стал организатором первого джазового концерта в Москве в 1922 году, а спустя 6 лет популярность этой музыки дошла и до Петербурга.

Начало 30-х годов XX века ознаменовалось новой эпохой - эрой биг-бэндов, больших оркестров, а на танцплощадках начал греметь новый стиль - свинг. Оркестр Дюка Эллинтона смог обогнать по популярности своих коллег из оркестра Флетчера Хендерсона с помощью нестандартных музыкальных ходов. Коллективная одновременная импровизация, ставшая фирменной чертой новоорлеанской школы джаза, уходит в прошлое, а вместо неё обретают популярность сложные партитуры, ритмичные фразы с повторениями, переклички групп оркестра. В составе оркестра

повышается роль аранжировщика, который пишет оркестровки, ставшие залогом успеха всего коллектива. Вместе с тем, лидером в оркестре остаётся солист-импровизатор, без которого даже коллектив с идеальными оркестровками останется незамеченным. Вместе с тем, отныне солист строго соблюдает количество "квадратов" в музыке, в то время как остальные поддерживают его согласно выписанной аранжировке. Популярность оркестру Дюка Эллингтона принесли не только нестандартные решения в аранжировках, но и первоклассный состав самого оркестра: трубачи Баббер Майли, Рекс Стюарт, Кути Уильямс, кларнетист Барни Бигард, саксофонисты Джонни Ходжес и Бен Уэбстер, контрабасист Джимми Блэнтон знали своё дело как никто иной. Командность в этом вопросе демонстрировали и другие джазовые оркестры: у Каунта Бейси играли саксофонист Лестер Янг и трубач Бак Клейтон, а костяк оркестра составляла "самая свинговая в мире" ритм-секция - пианист Бейси, контрабасист Уолтер Пейдж, барабанщик Джо Джоунс и гитарист Фредди Грин.

 

Оркестр кларнетиста Бенни Гудмена, состоящий полностью из белых музыкантов, в середине 30-х годов обретает зашкаливающую популярность, а во второй половине 30-х наносит сокрушительный удар по всем расовым ограничениям в джазе: на сцене "Карнеги Холла" в оркестре под предводительством Гудмена одновременно выступили черные и белые музыканты! Сейчас, конечно, такое событие не в новинку для искушённого меломана, однако в те годы выступление белых (кларнетиста Гудмена и барабанщика Джина Крупы) и черных (пианиста Тедди Уилсона и вибрафониста Лайонела Хэмптона) буквально разорвало в клочья все шаблоны.

 

 

В конце 30-х годов популярность набрал белый оркестр Гленна Миллера. Зрители и слушатели сразу обратили внимание на характерный "хрустальный звук" и мастерски отработанные аранжировки, однако одновременно констатировали, что в музыке оркестра присутствовало минимум джазового духа. В период Второй Мировой войны "эра свинга" завершилась: творчество ушло в тень, и на сцене блистала "развлекаловка", а сама музыка превратилась в потребительскую массу, не требующую особых излишеств. Вместе с войной в лагерь джазменов пришло уныние: им казалось, что любимая музыка плавно переходит в закат существования.

Однако же зачатки новой джазовой революции были посеяны в одном из родных для этого стиля музыки городов – Нью-Йорке. Молодые музыканты, - в основном, темнокожие, - не в силах терпеть упадок своей музыки в составе оркестров в официозных клубах, после концертов поздней ночью съезжались в собственные клубы на 52-й улице. Меккой для всех них стал клуб Milton Playhouse. Именно в этих нью-йоркских клубах молодые джазмены делали что-то невообразимое и кардинально новое: они максимально импровизировали на простых блюзовых аккордах, выстраивая их в, казалось бы, совершенно неподходящей последовательности, выворачивая их и перестраивая, играя крайне сложные и длинные мелодии, которые начинались прямо в середине такта, и там же заканчивались. Milton Playhouse в те годы не имел отбоя от посетителей: все хотели посмотреть и послушать диковинного зверя, витиевато и невообразимо рождавшегося на сцене. В стремлении отсечь случайных людей-профанов, часто любящих залезть на сцену и сымпровизировать с музыкантами, джазмены стали брать высокий темп композиций, разгоняя их порой до неимоверных скоростей, с которыми могли управляться лишь одни профессионалы.

Именно так родился революционный джазовый стиль – би-боп. Выросший в Канзас-Сити альт-саксофонист Чарли Паркер, трубач Джон Беркс Гиллеспи по кличке "Диззи" ("Головокружительный"), гитарист Чарли Крисчен (один из отцов-основателей гармонического языка), барабанщики Кенни Кларк и Макс Роуч – эти имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю джаза и конкретно – би-бопа. Ритмическая основа барабанов в би-бопе была перенесена на тарелки, появились особые внешние атрибуты музыкантов, а большинство таких концертов проходило в маленьких закрытых клубах – именно так можно описать музицирование коллектива. И над всем этим казавшимся хаосом возносился саксофон Паркера: равных ему в уровне, технике и мастерстве не было. Неудивительно, что темперамент музыканта попросту сжёг своего хозяина: Паркер скончался в 1955 году, "сгорев" от постоянной и высокоскоростной игры на саксофоне, алкоголя и наркотиков.

Именно создание би-бопа не только дало толчок к развитию джаза, но и стало отправной точкой, с которой пошло разветвление джаза как такового. Би-боп пошёл в направлении андеграунда – небольших площадок, избранных и преданных слушателей, а также интересующихся корнями музыки в целом, тогда как вторая ветка представляла джаз в сфере системы потребления – так родился поп-джаз, который существует по сей день. Так, в разные годы элементы поп-джаза использовали такие звёзды музыки, как Фрэнк Синатра, Стинг, Кэти Мелуа, Zaz, Эми Уайнхаус, Кенни Джи, Нора Джонс и другие.

Что же касается менее популярной ветки джаза, то вслед за би-бопом последовал хард-боп. В этом стиле ставка была сделана на блюзовое, экстатическое начало. На развитии хард-бопа сказалась игра саксофониста Сонни Роллинза, пианиста Хорэса Силвера, трубача Клиффорда Брауна и барабанщика Арта Блэйки. К слову, коллектив Блэйки под названием The Jazz Messengers стал кузницей кадров для джаза по всему миру до самой смерти музыканта в 1990 году. В то же время, в Штатах развивались другие собственные стили: сердца слушателей завоёвывал кул-джаз, распространённый на Восточном побережье, а Западное смогло противопоставить соседям стиль уэст-коуст. Выходец из оркестра Паркера, темнокожий трубач Майлс Дэвис вместе с аранжировщиком Гилом Эвансом создавали кул-джаз ("прохладный джаз") с помощью новых гармоний в би-бопе. Упор был смещён с высоких темпов музыки на сложность аранжировок. В то же время, белый баритон-саксофонист Джерри Маллиган со своим ансамблем делал ставку на другие акценты в кул-джазе – например, на одновременную коллективную импровизацию, пришедшую из новоорлеанской школы. Западное побережье в лице белых саксофонистов Стэна Гетца и Зута Симса играли уэст-коуст ("западное побережье") представляло иную картину би-бопа, создавая более лёгкое звучание, нежели у Чарли Паркера. А пианист Джон Льюис стал основателем коллектива Modern Jazz Quartet, который принципиально не играл в клубах, стремясь придать джазу концертной, широкой и серьёзной формы. Примерно того же, к слову, добивался квартет пианиста Дейва Брубека.

Таким образом, у джаза начали появляться собственные очертания: композиции и сольные партии джазменов стали длиннее. Вместе с тем, в хард-бопе и кул-джазе появилась тенденция: одна пьеса длилась уже семь-десять минут, а одно соло - пять, шесть, восемь "квадратов". Параллельно сам стиль обогащался различными культурами, в особенности латиноамериканской.

В конце 50-х на джаз обрушилась новая реформа, на этот раз – в области гармонического языка. Новатором в этой части вновь стал Майлз Дэвис, выпустивший в 1959 году свою знаменитейшую запись "Kind of Blue". Традиционные тональности и аккордовые последовательности изменились, музыканты могли не выходить из двух аккордов в течение нескольких минут, однако при этом демонстрировали развитие музыкальной мысли так, что слушатель даже не замечал однообразия. Тенор-саксофонист Дэвиса, Джон Колтрейн, также стал символом реформ. Техника игры и музыкальная мысль Колтрейна, продемонстрированные в начале 60-х на записях, являются непревзойдёнными по сей день. Символом рубежа 50-х и 60-х годов в джазе также стал альт-саксофонист Орнетт Коулмен, создавший стиль фри-джаз ("свободный джаз"). Гармония и ритм в этом стиле практически не соблюдаются, а музыканты следуют за любой, даже самой абсурдной мелодией. В гармоническом плане фри-джаз стал вершиной – дальше был либо абсолютный шум и какофония, либо полная тишина. Такой абсолютный предел сделал Орнетта Коулмена гением музыки вообще и джаза в частности. Наиболее близко к нему в своём творчестве приблизился, пожалуй, лишь авангардный музыкант Джон Зорн.

 

60-е годы также не стали эрой безусловной популярности джаза. На первый план вышла рок-музыка, чьи представители охотно экспериментировали с техникой записи, громкостью, электроникой, искажением звука, академическим авангардом, техникой игры. По легенде, в то время вынашивалась идея совместной записи гитариста-виртуоза Джими Хендрикса и легендарного джазмена Джона Колтрейна. Однако уже в 1967 году Колтрейн скончался, а спустя пару лет не стало и Хендрикса, и эта идея так и осталась в легендах. Майлз Дэвис преуспел и в данном жанре: в конце 60-х он достаточно успешно смог скрестить рок-музыку и джаз, создав стиль джаз-рок, ведущие представители которого в молодости в своём большинстве поиграли в коллективе Дэвиса: клавишники Хэрби Хэнкок и Чик Кориа, гитарист Джон Маклафлин, барабанщик Тони Уильямс. Вместе с тем, джаз-рок, он же фьюжн, смог родить и своих, отдельных видных представителей: бас-гитариста Джако Пасториуса, гитариста Пата Мэтини, гитариста Ральфа Таунера. Однако популярность фьюжна, возникнув в конце 60-х и набрав популярность в 70-е, быстро пошла на спад, и сегодня этот стиль является полностью коммерческим продуктом, превратившись в смуф-джаз ("приглаженный джаз") - фоновую музыку, в которой место импровизациям уступили ритмы и мелодические линии. Смуф-джаз представляют Джордж Бенсон, Кенни Джи, группа Fourplay, Дэвид Сэнборн, Spyro Gyra, группа The Yellowjackets, Расс Фриман и прочие.

 

В 70-х отдельную нишу занял ворлд-джаз ("музыка мира") – особый сплав, полученный в результате слияния так называемой "worlmusic" (этническая музыка, преимущественно стран Третьего мира) и джаза. Характерно, что в этом стиле упор делался в равных долях как на старую джазовую школу, так и на этническую структуру. Известность получили, например, мотивы народной музыки Латинской Америки (импровизированным было лишь соло, аккомпанемент и композиция оставались такими же, как в этно-музыке), ближневосточных мотивов (Диззи Гиллеспи, квартеты и квинтеты Кита Джарретта), мотивов музыки Индии (Джон Маклафлин), Болгарии (Дон Эллис) и Тринидада (Энди Наррелл).

Если 60-е годы стали эпохой смешения джаза с роком и этнической музыкой, то в 70-е – 80-е годы музыканты вновь решили удариться в эксперименты. Современный фанк берёт свои корни как раз из этого периода: аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соула и музыки фанк, тогда как обширные сольные импровизации имеют более творческую и джазовую ориентацию. Яркими представителями этого стиля стали Гровер Вашингтон-младший, участники коллектива The Crusaders Фелдер Уилтон и Джо Сэмпл. Впоследствии все нововведения вылились в более широкодиапазонный джаз-фанк, яркими представителями которого стали Jamiroquai, The Brand New Heavies, James Taylor Quartet, Solsonics.

Также на сцену постепенно начал выходить эйсид-джаз ("кислотный джаз"), которому присущи лёгкость и "танцевальность". Характерной особенностью выступлений музыкантов является сопровождение из сэмплов, взятых с виниловых сорокапяток. Первопроходцем эйсид-джаза вновь стал вездесущий Майлз Дэвис, а более радикальное крыло авангардного плана стал представлять Дерек Бейли. В США термин "эйсид-джаз" практически не имеет популярности: там подобную музыку называют грув-джазом и клаб-джазом. Пик популярности эйсид-джаза пришёлся на первую половину 90-х, а в "нулевые" популярность стиля пошла на спад: на замену эйсид-джазу пришёл нью-джаз.

Что же до СССР, то первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку, считается московский оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана. До него молодые джаз-банды ориентировались преимущественно на исполнение танцевальной музыки тех лет - фокстрот, чарльстон. Благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского, джаз вышел на крупные площадки СССР уже в 30-х годах. Кинокомедия "Весёлые ребята" с участием Утёсова, снятая в 1934 году и повествующая о молодом джазовом музыканте, имела соответствующий саундтрек Исаака Дунаевского. Утёсов и Скоморовский создали особый стиль, названный теа-джазом ("театральный джаз"). Свой вклад в развитие джаза в СССР внёс Эдди Рознер, переехавший из Европы в Советский Союз и ставший популяризатором свинга – наряду с московскими коллективами 30-х и 40-х гг. под руководством Александра Цфасмана и Александра Варламова.

 

 

Сама власть в СССР относилась к джазу достаточно неоднозначно. Официального запрета на исполнение джазовых песен и распространение джазовых записей не было, однако существовала критика этого стиля музыки в свете неприятия западной идеологии в целом. Уже в 40-х годах джазу пришлось уйти в подполье в связи с начавшимися гонениями, однако уже в начале 60-х с приходом хрущёвской "оттепели" джазмены снова вышли в свет. Впрочем, критика джаза не прекращалась даже тогда. Так, возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема. Появились и новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). На сцену также выходят талантливые аранжировщики и солисты-импровизаторы: Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Развивается камерный и клубный джаз, приверженцами которого стали Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль и Леонид Чижик. Меккой советского, а затем и российского джаза, стал клуб "Синяя птица", просуществовавший с 1964 года по 2009 год, и воспитавший таких музыкантов, как братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие.

В "нулевые" джаз обрёл новое дыхание, а стремительное распространение Интернета послужило колоссальнейшим толчком не только для коммерчески успешных записей, но и для андеграундных исполнителей. Сегодня любой желающий может сходить на концерты безумного экспериментатора Джона Зорна и "воздушной" джаз-поп певицы Кэти Мэлуа, житель России может гордиться Игорем Бутманом, а кубинец – Артуро Сандовалем. На радио появляются десятки станций, транслирующих джаз во всех его ипостасях. Несомненно, XXI век расставил всё по своим местам и предоставил джазу то место, где он и должен находиться – на пьедестале, наравне с другими классическими стилями.


<== предыдущая | следующая ==>
Цель работы:Построить изображение, применяя команды Выдавливать и Вращать | Стаття 214. Початок досудового розслідування

Date: 2015-07-27; view: 935; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию