Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология власти
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия. Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена): – автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека); – олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве; – плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса); – самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие. Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д. Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы: – законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент); – исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство); – судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система). Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти. Типология власти по широте охвата различных структур: – мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.; – макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.); – мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.); – микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.). Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается: – экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами; – социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны; – культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование; – принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.). Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках: – в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии); – действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.); – революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.
8. Политическая элита: определение, структура, типология, функции. Элита политическая — особая группа людей, занимающая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. В структуре политической элиты можно выделить высшую, среднюю и маргинальную элиты. Средняя элита формируется, в том числе из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и т. д. Функции. * Интегративная функция - заключается в обеспечении целостности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, во избежание социально-политических конфликтов, нахождении оптимальных вариантов их решения в случае возникновения. * Мобилизационная (организаторская) - заключается в необходимости мобилизации масс для выполнения принятых решений и поставленных задач, практического осуществления определенного политического курса. * Функция выражения и представительство в политической системе общества социальных интересов. На институциональном уровне эта функция наиболее полно проявляется в деятельности политических партий и групп интересов, а на персонализированном - в политическом лидерстве. 9. Политическое лидерство: определение, типология, функции. Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.
§ лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы; § лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени; § лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других; § лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.
Функции. 1. Диагностическая функция. «Постановка диагноза» – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая оценки экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации. 2. Директивная функция. Она включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему. 3. Мобилизационная функция. Это и «мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. 10. Политические идеологии: понятие, структура, функции. Основные политические идеологии (либерализм, консерватизм, социализм). Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности. Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты. Структура. Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии: § теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности; § программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; § актуализированный, который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей. Политической идеологии присущи следующие функции: § выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации); § внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории; § интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений; § организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей; § обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач; § легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.
11. Либерализм: основные принципы и направления. Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной. Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности. Основные принципы либерализма: – права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства; – разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную; – существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество); – оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов; – равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному.
12. Консерватизм: основные принципы и направления. Консерватизм – идейно-политическое течение, характеризующееся приверженностью традициям и стабильности. Термин «консерватизм» (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) ввел в политический оборот в 1818 г. французский писатель и политический деятель Ф. Шатобриан. Основные идеи консерватизма: – трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения; – идея зависимости человека от существующих отношений, обоснование смиренности человека, а не его активной социально-политической деятельности; – признание большой роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков; – негативное отношение ко всякого рода радикальным, революционным преобразованиям; – отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение не контролируемого разумом естественного хода вещей; – государство не может быть естественным и эффективным органом управления. Заменить его в этом могут религия, мораль, традиция, способные к более полному отражению социального многообразия; – политическая свобода отождествляется с ограничением государственной власти; – приверженность социальной стабильности, так как новые социальные порядки могут оказаться хуже старых (результаты социальных революций).
Date: 2015-07-27; view: 4990; Нарушение авторских прав |