Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснование ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Использование «Я»-высказываний в групповой работе способствует принятию детьми ответственности за свои чувства и помогает им научиться выражать свои эмоции в корректной форме, чтобы остальные могли их понять и согласиться со справедливостью выдвинутых ими требований. Практические рекомендации «Я»-высказывания — наиболее подходящий способ выразить свои чувства, которые возникают в процессе работы тематических групп по таким вопросам, как выработка уверенности в себе, самоуважение, управление агрессивностью, взаимоотношения, дружба, общение с родителями и учителями, развод родителей, потеря близких. Если вы научите детей «Я»-высказываниям еще в самом начале работы группы, они, скорее всего, и далее будут продолжать использовать их по мере необходимости. Дети быстро начинают использовать «Я»-высказывания, поскольку такая форма выражения свои чувств и мыслей находит одобрение у сверстников. Когда дети достаточно уверенно овладеют этой техникой, вы можете стимулировать их к тому, чтобы они начали применять «Я»-высказывания в общении за рамками группы. Ввиду того, что «Я»-высказывание предполагает более независимую позицию, чем та, которая характерна для детей дома, постарайтесь выяснить возможную реакцию родителей прежде, чем рекомендовать детям использовать «Я»-высказывания при общении с домашними. Некоторые родители могут прийти в сильное негодование от такой формы общения с собственным ребенком. Пример Приведенная ниже последовательность шагов поможет вам научить детей формулировать Я-высказывания. Не забывайте приводить примеры ипоощряйте использование Я-высказываний в групповой работе. Шаг 1 Объясните детям, что мы, когда обижены или разгневаны, зачастую обвиняем в этом партнера и стремимся на него переложить ответственность за наши чувства. Но за наши собственные чувства отвечаем мы сами, а не кто-то еще. Нередко мы облекаем нашу речь в форму «Ты»-высказываний, например: «Ты сводишь меня с ума своими вечными опозданиями» или «Ты никогда не выключаешь мой видак после того, как посмотришь кассету». Человек таким образом получает информацию о том, что вы расстроены, но вместо того, чтобы побудить его изменить свое поведение, «Ты»-высказывание вызывает гнев или раздражение. Шаг 2 Спросите детей, какой будет их реакция на следующие утверждения: Ты опять не закрыл холодильник! Ты не вынес мусор! Ты что, еще не кормил собаку? Ты опять не сделал домашнее задание? У тебя в комнате опять беспорядок! Вечно ты не можешь убрать за собой! Шаг З Подчеркните, что, если мы хотим, чтобы наши негативные переживания и мысли были услышаны и тем более нашли какое-то понимание у другого, лучше выражать их в форме «Я»-высказываний. Объясните, что «Я»-высказывания мы используем тогда, когда хотим сообщить кому-то о своих отрицательных эмоциях и рассчитываем, что в результате этого человек изменит свое поведение. Шаг 4 Напишите форму «Я»-высказывания на доске или большом листе бумаги: Я чувствую__________,когда_________, и я хочу (я считаю) ____. Например: Я пришел в раздражение, когда увидел банки из-под газировки и остатки пиццы в твоей комнате, и я хочу, чтобы ты убирал за собой перед тем, как ложиться спать. Мама очень расстраивается, когда видит, что ты разбрасываешь свою одежду по полу, и я хочу, чтобы ты убирала ее в шкаф, когда снимаешь. Я очень беспокоилась, когда ты не пришел домой вовремя, и я хочу, чтобы ты или приходил, как обещал, или звонил и предупреждал о том, что задержишься. Шаг 5 Попросите детей рассказать о ситуациях, в которых они чувствовали, например, злость, огорчение или раздражение, и на конкретных примерах покажите, как строятся «Я»-высказывания. Подчеркните, что «Я»-высказывания более предпочтительны, чем «Ты»-высказывания, поскольку учитывают и наши собственные чувства, и чувства остальных. Шаг 6 После того как вы на примерах покажете, как строить «Я»-высказывания, раздайте детям список ситуаций (вы можете изменить ситуации в соответствии с задачами вашей группы). Помогите детям составить «Я»-высказывания для первых четырех или пяти ситуаций. После этого разбейте их по парам и попросите самостоятельно написать «Я»-высказывания для остальных ситуаций. Шаг 7 Если время позволяет, дети в парах могут составить «Я»-высказывания для своих собственных ситуаций, либо вы можете вместе с группой заняться ролевыми играми с «Я»-высказываниями, в которых будут обыграны ситуации из жизни детей, их друзей, домашних или из школьной жизни. Составьте «Я»- высказывания: Ситуация 1 Твой брат одолжил у тебя любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату? Ситуация 2 Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю?
|