Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура занятий на формирование оптимальной двигательной активности у старших дошкольников





Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспо­собности организма ребенка. На протяжении занятия в организме и пси­хике ребенка происходят значитель­ные изменения (улучшается согла­сованность работающих органов и систем, появляется возможность на­хождения определенного ритма рабо­ты и т. д.). Наиболее высокий уровень работоспособности ребенка зависит от характера деятельности (самостоятель­ное выполнение движений, наблюде­ние показа действий воспитателем, осмысливание задания или указания воспитателя и т. д.).

Важно построить физкультурное за­нятие таким образом, чтобы обеспе­чить предварительную физическую и психологическую подготовку к вос­приятию и выполнению более слож­ных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.

Вводная часть направлена на акти­визацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполне­нию более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. В ее содержание вхо­дят: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игро­вые упражнения на внимание и коор­динацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы, музыкально-ритмические движения. Может быть предложен простой комплекс упраж­нений на полосе препятствий.

Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития ДА детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных возможностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных по­ложений (стоя, сидя, лежа). Предлагаются упражнения для развития и укрепления различных групп мышц (плечевого пояса и рук, туловища, спины и живота), подвижности позвоночника, ног; пробежка со средней скоростью, ходьба и упражнения на дыхание. Иногда общеразвивающие упражнения могут быть заменены элементами аэробики и акробатики.

Упражнения с элементами акроба­тики включаются с целью развития у детей подвижности, гибкости и элас­тичности позвоночника и суставов, совершенствования координации и точности выполнения движений. Обу­чение акробатическим упражнениям рекомендуем проводить в определен­ной последовательности: вначале на­учить группироваться, выполнять перекаты боком, вперед и назад, а затем — кувырки. Параллельно мож­но учить седу «углом» («уголку»), стойке на лопатках («Березка») и т. д. Для освоения акробатического упраж­нения предлагается ряд подготови­тельных действий, которые помогут ребенку правильно и быстро освоить движение. Упражнения подбираются таким образом, чтобы сохранилась поэтапность их выполнения в процес­се обучения. Целесообразно подби­рать хорошо знакомые ребенку движения и только одно давать для разучивания.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия включает 6—8 уп­ражнений: 1—2 — для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговое вращение и т. д.); 1—2 — для тулови­ща (наклоны) и т. д.; 1—2 — для ног (мах ногой вперед, хлопок под ногой и т. д.); прыжки, подскоки, бег и ходьба на месте. После выполнения ком­плекса следуют упражнения на восстановление дыхания.

После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия следуют основные виды движений. Программ­ный материал по развитию движений для детей 5—7 лет рекомендуем рас­пределять с учетом степени интенсив­ности (высокой, средней, низкой).

Таблица

Упражнения в основных видах движений
разной степени интенсивности (%)

Уровень ДА Интенсивность
Высокая Средняя Низкая
Высокий и средний Низкий      

Практика показала, что наибольший процент составляют упражнения сред­ней степени интенсивности (ходьба в разных построениях, прыжки в длину с места, с продвижением вперед и т. д.). В работе с детьми с высоким и средним уровнем ДА значительное время отводится упражнениям низкой степени интенсивности, а с малопо­движными детьми — высокой интен­сивности. Предполагаемое соотноше­ние упражнений разной степени ин­тенсивности может варьироваться в зависимости от уровня развития ДА детей. Как правило, на одном занятии происходит разучивание одного дви­жения и одновременно идет закрепле­ние и совершенствование двух — че­тырех хорошо знакомых детям (в зависимости от индивидуальных дви­гательных возможностей).

Упражнения в основных видах дви­жений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом:

• упражнения высокой степени ин­тенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности; напри­мер, прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловлей его одной рукой или двумя руками;

• упражнения высокой степени ин­тенсивности сочетаются с упражне­ниями средней степени интенсивно­сти; например, бег за мячом и ведение его то правой, то левой рукой;

• упражнения высокой степени ин­тенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интен­сивности; например, ползание по гимнастической скамейке с подтяги­ванием на руках и прыжки в длину с разбега. Первое упражнение в большей степени развивает мышцы рук и плечевого пояса, второе — мышцы ног. Такое сочетание целесообразно, так как ребенок при ползании по ограниченной поверхности сильно скован, мышцы его напряжены, в прыжках все действия динамичны;

• упражнения средней степени ин­тенсивности сочетаются с упражнениями низкой степени интенсивно­сти; например, прыжок в длину с места и метание разных предметов вдаль и в цель. Они развивают разные группы мышц;

• упражнения средней степени ин­тенсивности сочетаются с упражнениями той же степени; например, ходьба на четвереньках по гимнасти­ческой скамейке с перешагиванием предметов.

Подбор материала занятия преду­сматривает использование упражне­ний преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц. Нельзя не учитывать особую ранимость детских рук и стоп. В связи с этим особое внимание уделяется упражнениям по укреплению мышц рук и ног. Предла­гаются упражнения со скакалкой, с резиновым кольцом, эластичной три­котажной лентой, набивными мячами (весом от 0,5 до 1 кг), детскими гантелями.

С целью укрепления опорно-двига­тельного аппарата и развития вынос­ливости в основной части занятия детям также предлагаются пробежки в разном темпе с постепенным увеличе­нием расстояния, скорости; музы­кально-ритмические движения, уп­ражнения на больших гимнастических мячах, произвольные движения. С целью регулирования ДА детям пред­лагаются дифференцированные двига­тельные задания игрового характера, отличающиеся по содержанию и при­емам обучения.

Основная часть занятия заканчива­ется общей подвижной игрой. По­движные игры, как правило, носят вариативный характер: усложнение за­дания, изменение расстояния для бега, прыжков, метания, с изменением темпа их выполнения, увеличение числа «ловишек», усложнение правил. В играх каждому ребенку должна предоставляться возможность про­явить активность, самостоятельность и творчество.

Заключительная часть физкультурно­го занятия направлена на обеспечение постепенного снижения ДА; на сня­тие общей возбужденности и приведе­ние частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на дыхание; игры и игро­вые упражнения малой подвижности (хороводные, народные, на ориенти­ровку в пространстве). Можно пред­ложить детям несложный комплекс из дыхательной гимнастики «Цигун».

Музыкальное сопровождение во время занятия создает эмоциональ­ный настрой, значительно ускоряет процесс освоения движений. В заклю­чительной части занятия спокойная музыка быстрее снижает утомление у детей. Но при этом нельзя забывать о дыхательных упражнениях. Нужно учить детей дышать носом естествен­но и без задержки, особое внимание обращая на выдох. С этой целью предлагаются упражнения игрового типа, способствующие усилению вы­доха: «Насос», «Дровосек», «Паровоз», а также игровые упражнения с задержкой дыхания при выдохе (10—15 сек.), покашливание при выдохе, постукивание по лопаткам, выпячивание или втягивание живота и др.

В процессе обучения детей движе­ниям и во время проведения игр соревновательного характера не реко­мендуется использовать музыку, так как в этом случае она способствует сильному эмоциональному перенапря­жению и снижает работоспособность.

Как уже отмечалось, продолжитель­ность каждого занятия для детей 5—7 лет в среднем составляет от 30 до 40 минут, при этом разминка занимает 6—10 минут, основная часть — 20—25 минут, заключительная — 3—5 минут.

Программный материал для занятий по физической культуре планируется

с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физиче­ской подготовленности, уровня ДА. При этом важно учитывать условия проведения: в зале, на площадке, в лесу.

Для достижения оптимальной ДА детей во время занятий по физиче­ской культуре необходимо:

• запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интен­сивность ДА; распределить ее с уче­том состояния здоровья детей и их физической подготовленности, инди­видуальных возможностей;

• осуществлять планирование про­граммного содержания занятий в те­чение всего года с учетом уровня развития ДА детей;

• поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;

• при подготовке к занятию проду­мать задачи и программное содержа­ние в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;

• предусмотреть достаточную пло­щадь, рациональное размещение по­собий, санитарно-гигиенические тре­бования, одежду и обувь;

• в вводной части занятия не до­пускать длительных бесцельных дви­жений, давать четкие лаконичные указания, продумать музыкальное со­провождение, которое должно созда­вать положительный эмоциональный настрой;

• во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воз­действия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ вос­питателем или ребенком, словесное объяснение и т. д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

Дифференцированное обучение ос­новным видам движений предусматривает решение конкретных задач на разных этапах обучения.

На первом этапе — создать це­лостное представление о ДА, выпол­нять упражнение в общих чертах. Четкий показ образца в определен­ном заданном темпе, что позволит развить интерес к данному виду движения.

На втором этапе — отработать технику выполнения каждого элемен­та движения и развить у детей чувство самоконтроля.

На третьем этапе — закрепить и совершенствовать приобретенный навык овладения техникой двигательно­го действия; предоставить детям творчески воспроизводить любое упраж­нение, самостоятельно регулируя и чередуя высокую ДА со средней и низкой.

Важно тщательно продумать методы и приемы регулирования ДА детей.

Во время физкультурного занятия следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствую­щих более эффективной реализации ДА детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий.

В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую ДА и совершенство­вать движения и физические качества. При этом широко использовать про­странство зала, площадки, развить у детей умение распределять роли и быть ведущим.

В заключительной части занятий необходимо позаботиться о восста­новлении дыхания у детей и возврате частоты их сердечных сокращений к исходному уровню.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время занятий важно использовать разные приемы.

• Рациональное использование физ­культурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).

• Включение разных способов орга­низации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, инди­видуальный).

• Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.

• Активизация мыслительной дея­тельности ребенка (использование пространственной терминологии, са­мостоятельный выбор способа выпол­нения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).

• Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребен­ка, как решительность, смелость, на­ходчивость.

• Использование музыкального со­провождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также во время хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр.

• Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективно­сти физкультурного занятия является двигательная активность, которая мо­жет удовлетворять потребность детей в движении.

Date: 2015-07-27; view: 206; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию