Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как постичь деяния Господа





 

 

ТЕКСТ 3

йад йад видхатте бхагаван

сваччхандатматма-майайа

тани ме шраддадханасйа

киртанйанй анукиртайа

 

ПЕРЕВОД

транслатион = Прошу тебя, подробно опиши все деяния и игры Личности Бога - Господа, независимого в Своих желаниях, который вершит все Свои дела с помощью внутренней энергии.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово анукиртайа. Анукиртайа значит "руководствоваться описанием": не выдумывать свое, а следовать тому, что мы услышали от авторитетов. Шаунака Риши просит Суту Госвами рассказать ему все, что тот слышал от своего духовного учителя, Шукадевы Госвами, о трансцендентных играх Господа, которые Господь являет посредством Своей внутренней энергии. У Бхагавана, Верховной Личности Бога, нет материального тела, но по Своему желанию Он может воплотиться в любом теле, и эти тела предоставляет Ему Его внутренняя энергия.

 

Постичь игры Господа можно, занимаясь одним или несколькими видами преданного служения, которые перечислены в священных писаниях.

 

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам

сакхйам атма-ниведанам

 

"Слушать и повторять святое имя и описания формы, качеств, игр и окружения Господа, помнить об этом, служить Господу в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, поклоняться Божеству в храме, возносить молитвы, считать себя вечным слугой Кришны, дружить с Ним и жертвовать всем ради Него - вот девять составляющих процесса преданного служения" (Бхаг., 7.5.23).

 

В этом стихе перечислены девять основных элементов преданного служения: слушание повествований о Господе Вишну и прославление Его, памятование о Нем, служение Его лотосным стопам, поклонение Ему, вознесение молитв и т.д. Преданное служение начинается со шраванам киртанам - слушания и повторения. Прежде всего нужно иметь горячее желание слушать о Господе. В "Бхагавад-гите" (9.14) говорится:

 

 

сататам киртайанто мам

йатанташ ча дрдха-вратах

намасйанташ ча мам бхактйа

нитйа-йукта упасате

 

"Всегда прославляя Меня, не отвлекаясь ни на что другое, падая ниц передо Мной, великие души неустанно поклоняются Мне с любовью и преданностью". Киртайанто или киртанам значит "рассказывать о трансцендентных деяниях Верховной Личности Бога", но для этого сначала нужно услышать рассказы о деяниях Господа. "Шримад-Бхагаватам" был рассказан Шукадевой Госвами и выслушан Махараджей Парикшитом. Точно так же и мы должны сначала слушать о Кришне, а затем рассказывать о Нем другим: шраванам киртанам вишнох. Говоря "Вишну", мы имеем в виду Кришну. Кришна является источником вишну-таттвы, следовательно, Вишну - это экспансия Кришны. Когда мы говорим о Вишну, мы подразумеваем, что источником Вишну является Кришна. Кришна Сам говорит в "Бхагавад-гите" (10.2 ): ахам адир хи деванам - "Я - источник всех полубогов".

 

Главные полубоги (девы) - это Брахма, Шива и Вишну. Сотворение материальной вселенной начинается с того, что Господь Вишну производит на свет Господа Брахму, а тот, в свою очередь, создает Господа Шиву. Эти три бога управляют тремя гунами материальной природы. Вишну управляет саттва-гуной (гуной благости), Господь Брахма - раджо-гуной (гуной страсти), а Господь Шива отвечает за тамо-гуну (гуну невежества). Однако до сотворения вселенной не было ни Брахмы, ни Шивы, тогда существовал только Кришна. Поэтому Кришна говорит: ахам адир хи деванам. Это Он сотворил всех полубогов, равно как и остальных живых существ. Создав материальный космос, Он населил его живыми существами. Поэтому Веды утверждают, что вначале не было ни Брахмы, ни Шивы, был один Нараяна (эко нарайана асит). Нараяна - это тоже одна из полных экспансий Кришны.

 

Мы должны уяснить из священных писаний, что Кришна является источником всего сущего. Кршнас ту бхагаван свайам: все вишну-таттвы и воплощения Господа не что иное, как полные или вторичные экспансии Кришны. Воплощениям Господа нет числа. Их так же много, как волн в океане. Они делятся на шактьявеша-аватары, гуна-аватары, сваям-аватары и т.д. Главные из этих аватар описаны в "Шримад-Бхагаватам". Все они - сваччхандатма, что значит "тот, кто не знает забот и тревог". Когда мы открываем какое-нибудь предприятие, на нас сразу сваливается множество забот. Особенно много их у владельца или хозяина предприятия. Даже уединяясь в своем кабинете, где его никто не беспокоит, он постоянно думает о том, как заключить выгодную сделку или сбыть свою продукцию. Такова материальная природа. Материальный мир всегда полон тревог. Когда Хираньякашипу, отец Прахлады Махараджи, спросил сына: "Мой мальчик, чему ты научился от своих учителей? Что понравилось тебе больше всего?" - Прахлада не задумываясь ответил: тат садху манйе 'сура-варйа дехинам сада самудвигна-дхийам асад-грахат - "Я узнал, что живые существа, воплотившиеся в материальном теле (асад-грахат), постоянно снедаемы тревогами". Асат значит "то, чего нет". Веды призывают нас не держаться за асат и подняться на уровень сат (асата ма сад гамах). Весь материальный мир - это асад-васту, он обречен на уничтожение. В материальном мире всему приходит конец. Здесь все преходяще, бренно. Поэтому философы- майявади говорят: брахма сатйам джаган митхйа - "Высшая истина - это реальность, а материальный мир - иллюзия". Но вайшнавы никогда не называют материальный мир иллюзорным. Бог, Верховный Брахман, является истиной, следовательно, и материальный мир, изошедший из Него, также истинен. Серьга, изготовленная из золота, - это тоже золото. Йато имани бхутани джайанте: Высшая Абсолютная Истина является источником всего сущего. Если все сущее исходит из Абсолютной Истины, то на свете нет и не может быть ничего иллюзорного. В отличие от философов- майявади, философы-вайшнавы считают материальный мир преходящим, но не иллюзорным.


 

Этот мир (джагат) порожден Всевышним, поэтому он не может быть митхйа, но он является временным, преходящим. Это подтверждается в "Бхагавад-гите" (8.19): бхутва бхутва пралийате. Материальный мир создается, какое-то время существует, а затем вновь уничтожается. Его нельзя назвать ложным, потому что материальную энергию можно использовать для постижения Высшей Истины. В этом заключается философия вайшнавов. Пусть этот мир не вечен, мы все равно должны использовать его для духовного развития, а все то, что используется для постижения Абсолютной Истины, становится частью Абсолютной Истины. Это объясняет Шрила Рупа Госвами:

 

анасактасйа вишайан

йатхархам упайунджатах

нирбандхах кршна-самбандхе

йуктам ваирагйам учйате

 

прапанчикатайа буддхйа

хари-самбандхи-вастунах

мумукшубхих паритйаго

ваирагйам пхалгу катхйате

 

Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255─256

 

Мумукшубхих называют тех, кто стремится к освобождению (мукти). Когда человек разочаровывается в материальной деятельности до такой степени, что она начинает вызывать у него отвращение, у такого человека возникает желание порвать все связи с материальным миром. Но вайшнавы говорят: прапанчикатайа буддхйа хари-самбандхи-вастунах. Все сущее так или иначе связано с Верховной Личностью Бога, Абсолютной Истиной. Микрофон, к примеру, сделан из металла, но что такое металл? Это одна из форм земли. В "Бхагавад-гите" (7.4) Шри Кришна говорит:

 

бхумир апо 'нало вайух

кхам мано буддхир эва ча

аханкара итийам ме

бхинна пракртир аштадха

 

"Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго составляют Мою отделенную материальную энергию". Все это - энергии Кришны, и, поскольку все они исходят из Него, как можно называть их иллюзорными? Это заблуждение. Вайшнав никогда не скажет, что металл не связан с Кришной. Он представляет собой проявление одной из Его энергий так же, как органический мир земли является порождением энергии Солнца. Мы не вправе утверждать, что Солнце реально, а солнечный свет иллюзорен. Если реально Солнце, то столь же реален и его свет. Точно так же мы никогда не станем говорить об иллюзорности материального мира. Материальная вселенная невечна, но никак не иллюзорна. Госвами и Сам Кришна учат нас, что, поскольку все принадлежит Кришне, все должно быть использовано для служения Ему.


 

Проявленный мир исходит из Бхагавана, Верховного Господа, который не знает забот (сваччхандатма). Кришна всегда наслаждается обществом Своей вечной супруги Шримати Радхарани и играет на флейте. Если Бог чем-то озабочен, то какой же Он Бог? У Господа Брахмы и других полубогов есть свои обязанности и заботы. Так, Господь Брахма занимается медитацией, Господь Шива, танцуя, уничтожает вселенную, а богиня Кали убивает своим мечом демонов. У полубогов много дел и обязанностей, но Кришна всегда безмятежен. Кришна, убивающий демонов, - это Васудева-Кришна, а не изначальный Кришна. Изначальный Кришна никогда не покидает Вриндавана. За пределами Вриндавана действуют экспансии Кришны: Васудева, Санкаршана, Анируддха или Прадьюмна. Санкаршана является источником вторичных экспансий: Нараяны, Вишну, Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Таким образом Господь распространяет Себя в бесчисленное множество разнообразных форм.

 

адваитам ачйутам анадим ананта-рупам

адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча

Б.-с., 5.33

 

Кришна - ади-пуруша, изначальная душа всего сущего. Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Господь Брахма говорит, что не он, а Говинда, Кришна, является ади-пурушей. У Кришны бесконечное количество экспансий (адваитам ачйутам анадим). Все сущее берет начало в Нем, однако Сам Он не имеет источника. Кришна распространяет Себя в великое множество форм. Вишну-таттва представляет собой бхагават-таттва-свамшу, то есть к категории вишну-таттвы относятся личные экспансии Господа. Мы - также экспансии Кришны, но мы относимся к категории вибхиннамши, то есть являемся Его отделенными экспансиями, или экспансиями энергии Господа. В "Бхагавад-гите" (7.5) Кришна говорит:

 

апарейам итас тв анйам

пракртим виддхи ме парам

джива-бхутам маха-бахо

йайедам дхарйате джагат

 

"Помимо низшей природы, о могучерукий Арджуна, существует также Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые ведут непрекращающуюся борьбу с силами материальной природы и поддерживают вселенную".


 

Таким образом, джива-пракрити относится к пара пракрити - высшей энергии Кришны. Но Кришна всегда сваччхандатма - не ведает тревог. Даже убивая демонов, Он остается безмятежным. Веды подтверждают это:

 

на тасйа карйам каранам ча видйате

на тат-самаш чабхйадхикаш ча дршйате

парасйа шактир вивидхаива шруйате

свабхавики джнана-бала-крийа ча

 

"Верховному Господу ничего не нужно делать Самому - все выполняют Его разнообразные энергии. На свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он" (Шветашватара-упанишад, 6.8).

 

Шри Кришне ничего не нужно делать Самому. На то существуют Его энергии. Когда высокопоставленному чиновнику нужно что-нибудь сделать, он просто отдает распоряжение своему секретарю и тот исполняет его. Чиновник уверен, что секретарь позаботится о том, чтобы его желание было исполнено. Секретарь олицетворяет энергию (шакти) своего патрона. Если обыкновенный человек, живущий в материальном мире, обладает многочисленными энергиями в лице своих секретарей и помощников, то трудно даже представить себе, какими энергиями располагает Шри Кришна. И хотя Шри Кришна является джагад-ишварой, повелителем вселенной, и управляет всеми идущими в ней процессами, Ему ничего не нужно делать Самому. Глупцы утверждают, что вселенная функционирует сама по себе, не подчиняясь высшему разуму, но подобные заявления свидетельствуют только об их невежестве. Изучая шастры, священные писания, мы узнаем, что этим высшим разумом является Шри Кришна:

 

майадхйакшена пракртих

суйате са-чарачарам

хетунанена каунтейа

джагад випаривартате

 

"Материальная природа действует, исполняя Мою волю, о сын Кунти. Она создает все многообразие движущихся и неподвижных живых существ. По ее законам космическое проявление снова и снова создается и разрушается" (Б.-г., 9.10). В материальном мире мы постоянно сталкиваемся с проявлениями энергий Господа. В небе гремит гром, и из туч на землю льются дожди, которые дают людям пищу. Этот процесс описан в "Бхагавад-гите" (3.14):

 

аннад бхаванти бхутани

парджанйад анна-самбхавах

йаджнад бхавати парджанйо

йаджнах карма-самудбхавах

 

"Живые существа питаются злаками, которые растут благодаря дождям. Дожди идут благодаря совершению ягьи [жертвоприношения], а ягья является результатом исполнения людьми предписанных обязанностей". Все сущее исходит из Верховной Личности Бога. Мы же обязаны удовлетворять Всевышнего, совершая ягьи, жертвоприношения. Но для этого жизнь человеческого общества должна быть построена в соответствии с принципами варнашрама-дхармы - системы четырех каст (варн) и четырех духовных укладов (ашрамов). К четырем варнам относятся брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, а четыре ашрама - это брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. Представители каждой варны и ашрама имеют определенные обязанности. Пока человеческое общество не будет построено в соответствии с этой системой и пока люди не научатся действовать согласно своему положению в ней, на земле не будет мира.

 

варнашрамачаравата

пурушена парах пуман

вишнур арадхйате пантха

нанйат тат-тоша-каранам

 

"Исполняя обязанности, предписываемые системой варнашрама-дхармы, люди поклоняются Верховной Личности Бога, Господу Вишну. Только так можно удовлетворить Верховную Личность Бога" (Вишну-пурана, 3.8.9).

 

Конечная цель всякой деятельности состоит в удовлетворении Верховного Господа, Вишну. На те видух свартха-гатим хи вишнум (Бхаг., 7.5.31). Глупцы не понимают, что ради собственного же блага должны стараться заслужить благосклонность Вишну. Поэтому, когда в мире происходит дхармасья-гланих, то есть когда люди перестают следовать принципам дхармы, Сам Кришна или одно из Его воплощений приходит на землю. Поэтому в данном стихе говорится: йад йад видхатте бхагаван. Но хотя Он и приходит в материальный мир, Он остается сваччхандатмой, безмятежным, потому что за Него все делает Его внутренняя энергия и Он не нуждается ни в чьей помощи. Его разнообразные энергии безукоризненно осуществляют все Его планы (парасйа шактир вивидхаива шруйате свабхавики джнана-бала-крийа ча).

 

Имперсоналисты не в состоянии постичь Верховную Личность Бога и потому не могут объяснить совершенную гармонию, царящую в природе: мохитам набхиджанати мам эбхйах парам авйайам. В "Бхагавад-гите" (7.25) говорится:

 

нахам пракашах сарвасйа

йога-майа-самавртах

мудхо 'йам набхиджанати

локо мам аджам авйайам

 

"Я никогда не открываю Себя глупым и невежественным. Завеса Моей внутренней энергии скрывает Меня от них, и потому они не знают, что Я - нерожденный и непогрешимый". Покрытое тремя гунами, живое существо не в состоянии постичь Верховную Личность Бога. Господь открывает Себя только Своим чистым преданным: бхактйа мам абхиджанати (Б.-г., 18.55). Мы должны постараться постичь Кришну таким, как Он есть, тогда наша жизнь будет прожита не напрасно. Однако сделать это можно только в том случае, если мы глубоко постигнем духовную науку. Поэтому в данном стихе говорится: тани ме шраддадханасйа киртанйанй анукиртайа. Анукиртайа, как уже указывалось, означает, что мы ничего не должны выдумывать сами. Ану значит "следовать". Таким образом, бхагават-таттву, Бхагавана, можно постичь, только если мы получим знания по парампаре, цепи ученической преемственности.

 

эвам парампара-праптам

имам раджаршайо видух

са каленеха махата

його наштах парантапа

 

"Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности, и так постигали ее праведные цари. Однако со временем эта цепь прервалась, и потому духовное знание кажется сейчас безвозвратно утраченным" (Б.-г., 4.2).

 

В минувшие времена цари (раджи) были великими праведниками и мудрецами (риши). Они не были похожи на современных царей и правителей, которые ищут удовольствия в вине и танцах. Все цари, вплоть до того времени, когда миром стал править Махараджа Парикшит, были риши. Они были воспитаны иначе, чем обыкновенные люди, и потому носили титул нарадевы. Нарадева - это Бхагаван в человеческом облике. Люди поклонялись своему царю, потому что он был раджарши - одновременно правителем и мудрецом. Шри Кришна говорит, что хорошо управлять страной может только царь, постигший смысл жизни. Правитель, который не понимает, в чем заключается смысл жизни, считает, что человеческое существование сводится к еде, сну, совокуплению и обороне, и потому его подданные живут, как животные. В наше время никто не знает истинной цели человеческой жизни. На те видух свартха-гатим хи вишнум дурашайа йе бахир-артха-манинах. Эти глупые люди, надеясь обрести счастье в материальном мире, ищут его в материальных вещах, но их надеждам не суждено сбыться. Мировая история знает немало государственных деятелей и вождей, которые не щадя себя трудились во имя достижения какой-либо цели. Но, несмотря на их титанические усилия, им никогда не удавалось осуществить задуманное. Наполеон, Гитлер, Ганди, Неру и многие другие ушли из жизни ни с чем. Это называется дураша. Не зная о том, что высшей целью жизни является постижение Вишну, люди в слепоте своей стремятся к удовлетворению собственных чувств. Что будет, если один слепой попробует вести другого? Ясно, что в конце концов оба упадут в канаву. Эта же судьба ожидает лидеров современного общества и тех, кого они ведут за собой, потому что и те и другие ослеплены желанием чувственных наслаждений и по рукам и ногам связаны законами материальной природы.

 

Итак, шраванам киртанам, слушание и повторение, - это начало бхакти, преданного служения. Поэтому в данном стихе сказано: тани ме шраддадханасйа киртанйанй анукиртайа. Анукиртайа значит "следовать системе парампары ". Прежде всего нужно получить знание от авторитетов, а затем передать его другим. Сначала необходимо узнать, как и что говорить об Абсолютной Истине, Бхагаване - о Его деяниях, Его милости и Его сострадании ко всем живым существам. Господь больше, чем мы сами, заботится о нашем просвещении и духовном развитии. Он дает нам Свои писания, посылает к нам Своих преданных и поддерживает систему парампары, но за нами оставлено право выбора - воспользоваться Его дарами или отказаться от них. Движение сознания Кришны призвано дать обществу правильное представление об Абсолютной Истине. Мы не пропагандируем какую-то доморощенную философию. Зачем напрасно тратить время на изобретение новых философских систем, когда у нас есть так много авторитетных философских произведений, созданных высшим авторитетом - Кришной? Нам нужно только изучать ведическую литературу и стараться распространять ее по всему миру. В этом заключается миссия Господа Чайтаньи Махапрабху.

 

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара

джанма сартхака кари' кара пара-упакара

Ч.-ч., Ади, 9.41

 

Каждый, и особенно тот, кто родился на земле Бхарата-варши, в Индии, должен сделать свою жизнь совершенной, следуя предписаниям Вед. К сожалению, вместо этого мы пытаемся освоить современную технологию. Однако истинным является только то знание, которое поможет человеку решить все проблемы жизни, и прежде всего проблемы рождения, смерти, старости и болезней. Трансцендентное знание дает людям возможность найти выход из лабиринта материальной жизни. И обрести его можно, слушая повествования о трансцендентных деяниях Господа.







Date: 2015-07-27; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию