Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом
Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач. Результаты оценки выявляют основные проблемы взаимоотношений с персоналом, связанные с качеством выполняемой работы, удовлетворенностью работников, дисциплиной и текучестью кадров. Осуществление оценки эффективности управления персоналом необходимо основывать на использовании таких принципов, как: - вовлечение в процесс оценки эффективности всех заинтересованных лиц; - согласование экономических и социальных показателей оценки принимаемых кадровых решений; - сопоставление полученных результатов от реализации кадровых решений с оценкой затрат, обусловивших их достижение; - проведение оценки окупаемости затрат, связанных с реализацией кадровых решений как в ближайшее время, так и в будущем. Показатели оценки эффективности управления персоналом характеризуют качество, полноту, достоверность и своевременность выполнения функциональных обязанностей с учетом итогов работы предприятия. Они рассматриваются как единая основа оценки эффективности персонала. Оценка экономической эффективности предполагает обязательное определение затрат, необходимых для реализации кадровой политики организации. При этом следует учитывать не только общие затраты организации на персонал, но и издержки по содержанию самой кадровой службы при реализации функций управления. Большинство результатов принимаемых кадровых решений может быть оценено в количественных показателях (выработка продукции в расчете на одного работника (в единицу времени), потери рабочего времени по болезни, текучесть кадров, отношение заработной платы к общим затратам на персонал, отношение стоимости реализованной продукции к численности работников предприятия и другие). Экономическая эффективность может рассматриваться с двух сторон: 1) финансовой (окупаемость вложенных средств); 2) производственной (экономические результаты, полученные в ходе реализации мероприятий по кадровой политике). Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда персонала существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия). Годовой экономический эффект можно рассчитать по следующей формуле: Сначала рассчитываются необходимые затраты времени на выполнение единицы работы. Для этого нужно методами хронометража установить среднее время, затрачиваемое на единицу этой работы (в часах и минутах) до и после внедрения мероприятия. Затем находят стоимость одного часа работы специалистов, участвующих в данной работе, до и после внедрения мероприятия. Рассчитывается стоимость часа работы путем деления годового фонда заработной платы работников соответствующей категории (руб.) на годовой фонд рабочего времени (в часах). Стоимость единицы работы получается перемножением стоимости часа работы и соответствующего количества часов. Единовременные затраты Зед в формуле представляют собой капитальные затраты на приобретение оргтехники и оборудования, необходимых для осуществления мероприятий, а также затраты, связанные с разработкой новых методов работы, оплатой труда исследователей. Данный метод позволяет с достаточной степенью точности определить эффективность от внедрения какого-либо одного мероприятия. НИИ труда рекомендовал использовать более укрупненный метод оценки - экономическая эффективность мероприятий по научной организации труда определяется по формуле: где Э - общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию труда, руб.; Э„- экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.; Эд.с. - экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах, руб.; Эт - экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.; 3 - сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда. Каждая составляющая экономии - это эффект не одного, а множества мероприятий по научной организации труда. Экономия, достигаемая за счет высвобождения численности:
Расчет прост в применении, основан на использовании имеющейся на предприятии информации и не требует дополнительных исследований. Главной целью организации управления персоналом является достижение высокой производительности и качества труда. В этой связи в качестве эффекта от реализации мер по управлению персоналом можно рассматривать прирост объема произведенной продукции в стоимостном выражении, вызванный ростом производительности труда, и отдачу от затрат на персонал. При оценке эффективности отдельных кадровых мероприятий и программ определяется воздействие данной программы на результативность деятельности работников и организации в целом. Вторая группа показателей оценки деятельности служб управления персоналом, а именно показатели степени укомплектованности кадрового состава, оценивается количественно путем сопоставления фактической численности работников с плановой численностью; а также качественно - по соответствию профессионально-квалификационного уровня, профиля: образования, практического опыта работников требованиям занимаемых рабочих мест. Показатели степени удовлетворенности работой оцениваются на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования. Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся различных аспектов удовлетворенности работой в данной организации. Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести и абсентеизма. Текучесть является одной из организационных форм подвижности кадров. Правомерно рассматривать текучесть кадров как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью рабочим местом - так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью организации данным работником - «пассивная» текучесть. В то же время процесс текучести кадров выполняет ряд позитивных функций: межотраслевого и территориального перераспределения рабочей силы, квалификационно-профессионального продвижения кадров и другие. Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период). Относительный показатель текучести - коэффициент текучести кадров - определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым к текучести, к среднесписочной численности работников. Организации могут снизить уровень текучести с помощью следующих мер: - улучшение организации труда и производства; - оздоровление условий труда; - устранение несоответствия содержания труда на рабочем месте квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников; - организация профессионального продвижения кадров; - совершенствование оплаты и стимулирования труда; - специальные меры по адаптации молодых работников. 1 При изучении и анализе проблемы текучести кадров важно определить ее мотивы. Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервьюирования и анкетирования увольняющихся работников. Показатели текучести внутренне взаимосвязаны с показателями абсентеизма, то есть количеством самовольных невыходов работников на работу. Абсентеизм приводит к ряду издержек, включающих выплаты, которые осуществляются независимо от присутствия или отсутствия работника. Кроме того, необходимо оплатить внеурочный труд персонала, который выполняет работу отсутствующего. Стандартный расчет абсентеизма следующий: Анализ исследований показывает, что показатели текучести и абсентеизма взаимозависимы, так как оба явления вызываются одними и теми же факторами. Во многих случаях работники сначала проявляют высокий уровень абсентизма, который ведет к повышенной текучести, вследствие чего важно определить точные причины возникновения текучести и абсентизма. С данными явлениями тесно связаны такие формы оценок, как недовольство и жалобы, высказанные каким-либо образом. Рост количества и серьезность жалоб могут быть сигналом неудовлетворенности, которая, в свою очередь, может привести к увеличению текучести кадров. Данные факторы служат индикаторами того, насколько успешной является деятельность отдела кадров по созданию условий удовлетворенности работников. Одним из способов оценки эффективности работы службы управления персоналом может быть анализ мнений работников. Эффективным такой способ может быть тогда, когда четко заданы его цели. Данный опрос может касаться многих вопросов удовлетворенности работой, таких как заработная плата, карьера, требования к работе, межличностные отношения и другие. При использовании данного способа у работника должна быть убежденность в том, что работодатель искренне заинтересован узнать правду и будет следовать предложениям, даваемым работниками организации. Если этого не происходит, это ведет к чувству, что они бесполезны. Кроме того, можно рассчитать и другие показатели, характеризующие социальную эффективность управления персоналом. Примерами служат следующие формулы расчета: Таким образом, социальные результаты поддаются стоимостной оценке и могут быть включены в состав экономических результатов при расчете эффективности управления персоналом. При комплексной оценке экономической и социальной эффективности системы управления персоналом возможны следующие подходы: 1) экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социальная эффективность - как ограничение; 2) рассчитывается обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но такой расчет носит условный характер; 3) вначале рассматривается социальная эффективность независимо от экономической, а далее среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически выгодный. Date: 2015-07-27; view: 953; Нарушение авторских прав |