Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)





К западу от Шанского государства обитало воинственное племя чжоу. Создав мощный союз племен, чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. На смену Шанскому государству приходит государство Чжоу, в развитии которого традиционно выделяется два этапа: Западное Чжоу (XI в.- 771 г. до н.э.) и Восточное Чжоу (771-221 гг. до н.э.).

Чжоуские правители приняли титул ван, который прежде принадлежал только правителю Шан, их власть не считалась легитимной. Идеологическое обоснование законности чжоуского вана оформилось учением о Мандате Неба. Согласно ему легитимность правителя приобреталась покровительством бога Шанди, который жил на небе и олицетворял его. Но поскольку Шанди бог шанцев, а Небо не принадлежало никому, то поэтому именно оно делало легитимной власть того или иного правителя. Только добродетельный, мудрый и справедливый правитель мог получить от Неба Мандат на власть в Поднебесной, на управление всем тем, что находилось под властью Неба. Если Небо удовлетворено правлением ванов, то оно никак себя не проявляет. Утративших добродетель шанских правителей Небо лишило власти, передав ее чжоуским правителям. Небо могло отказать в поддержке правителю. В этих условиях народ получал право на его свержение. Происходил «штурм Неба», то есть столицы и дворца правителя. Тот, кто предводительствовал штурмом и добивался успеха, становился кандидатом на должность нового истинного правителя.

Чжоусцы, сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра. Вокруг вана выросла значительная группа титулованного аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в управлении государством. Само Западночжоуское государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана ограничивал сановный совет и чжоуская аристократия.

Государство Чжоу, кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, включало в себя огромную периферию, заселенную различными племенами. Она была поделена на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родичам чжоуского дома, соратникам вана и крупным сановникам. Они обязаны были приносить дары чжоускому правителю, предоставлять в его распоряжение военную силу и регулярно бывать при дворе. В остальном они были вполне самостоятельны и даже могли передавать часть своих владений в управление подчиненным.

Основу социальной системы и хозяйственной организации составляли, прежде всего, деревенские общины и общинная собственность на землю, с особой системой колодезных полей. Суть этой системы заключалась в том, что обрабатываемая земля делилась на 9 одинаковых участков, из которых один, средний, община обрабатывала сообща. Каждая семья обязана была трудиться на этих землях.

К VIII в. до н.э. по мере укрепления власти удельных правителей, усиливалось их стремление к независимости. Положение усугубляли вторжения в Западное Чжоу кочевых племен – жунов. Не сумев выдержать напор племен, чжоусцы стали отступать со своих исконных земель. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации – эпоха Восточного Чжоу.

Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода.

В первый период (770-481 гг. до н.э.) Ле го (Множество царств) наблюдается упадок власти вана и борьба за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. Самые могущественные государственные образования провозглашали себя гегемонами. Формально гегемоны признавали главенство правителя Чжоу – вана, но фактически реальная власть целиком находилась в их руках. В обстановке постоянной междоусобной борьбы отдельные царства создавали совместные союзы ради порядка в стране и ради защиты от внешних нападений. Однако эти коалиции носили временный и непрочный характер. Войны, распри и соперничество между отдельными царствами сопровождались борьбой аристократических кланов внутри каждого из царств.

Место у основания социальной лестницы принадлежало простому народу крестьянам, ремесленникам и торговцам, а также слугам и рабам. В условиях политической нестабильности от этой массы простых людей многое зависело. В этот период оформилось представление, что Поднебесная это страна для всех, где правящие верхи и простой народ составляют единую большую семью, в которой каждый имеет свое дело и свои обязанности. Подобный взгляд на социум постоянно напоминал о неразрывной связи верхов и низов как части единого живого организма. Такое представление, действуя ненавязчиво, предотвращало образование в Китае замкнутых сословий, помогало и давало шанс продвижения умному, амбициозному и способному человеку.


Внутри деревенских общин происходило социальное расслоение, и совершался переход от общинной собственности на землю к частной, от податей к налогообложению и системе отработок.

Во втором периодеЭпохи Восточного Чжоу(481/403-221 гг. до н.э.)Чжаньго (Предимперский) наблюдается идейно-ментальная и социально-политическая трансформация китайской цивилизации. Широкое освоение техники обработки железа сделало возможным массовое освоение новых земель, привело к серьезным сдвигам в развитии ремесла и земледелия, облегчило строительство больших каналов, плотин и дамб. Создавались обширные водохранилища. Пропускная способность водных путей регулировалась шлюзами. Наметился подъем ремесел шелкоткацкого, керамического, деревообрабатывающего, лакового, металлургического, кораблестроительного.

Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше лишь административными центрами появились открытые рынки. Впервые металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли, и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок.

В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выходцы из низов. Этот торговый люд, не имевший ни родового происхождения, ни титулов, приобретал все больший вес в обществе, теснил наследственную аристократию. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли.

Старая родоплеменная система и патриархальная мораль Западно-чжоуского периода постепенно разрушались, и создавались предпосылки для пересмотра прежних понятий и ценностей. Этот поворотный момент в жизни китайского общества, в его духовном развитии отмечен деятельностью Конфуция и появлением философских школ.

Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 гг. до н.э.) создал этико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала (правил поведения). Атмосфере морального упадка своего времени Конфуций противопоставлял идеал благородного мужа, готового на все во имя истины, обладающего такими нравственными достоинствами как человечность, сознание долга, умение соблюсти ритуал, глубоко почитающего мудрость старших и способность совершенствовать знание. Конфуций не ставил знатность и богатство выше всего. Главным он считал нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям.

Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое, по его мнению, та же семья, только большая. По убеждению Конфуция, от правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество.

Предопределенное свыше разделение общества выступало основой высоконравственного правления. Считалось, что мудрое правление создает гармонию между Небом, Землей и людьми. Оно осуществлялось путем соблюдения ли – Этикета, Ритуала, Обрядности и Церемонии. Как для человека, так и для общества наличие ли обязательно. Только с ли человек достоин звания человека. Учение о ли определяло объем прав и привилегий для каждого.

Эпоха Чжанго является поворотным моментом не только в общественно-политическом, но и в культурном развитии Древнего Китая. Перелом в общественных отношениях и образование ряда самостоятельных культурно-хозяйственных центров в этом пространстве породили множество течений общественно-политической и философской мысли. Сочинения мыслителей различных школ, и в первую очередь конфуцианства, легли затем в основу литературного образования в Китае.







Date: 2015-07-27; view: 425; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию