Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория осевого времени
Экзистенциализм [28] возник как одно из направлений философии иррационализма[29] в начале XX в. Термин экзистенциализм ввел в употребление Ж.П. Сартр, понятие экзистенциализм – К. Ясперс, а наиболее четко его выразил М. Хайдегер.
◘ Главная идея – экзистенциальное понимание культуры – в переживании человеком своего бытия или непосредственного существования в культуре. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности. Французский философ Жан Поль Сартр (1905–1980), раскрывая главный тезис экзистенциализма о том, что существование предшествует сущности, приводит довольно яркие примеры, суть которых сводится к тому, что человек вначале появляется в мире, существует в нем и только потом определяется. Человеком он становится в процессе жизни, причем таким, каким он делает себя сам. Его поступки, по мнению Сартра, обусловлены не средой, наследственностью или воспитанием, а определяются самим человеком.
● Феномен осевого времени применил немецкий философ К. Ясперс (1883–1969). Осевое время своеобразная веха, позволяющая увидеть и оценить историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Ось мировой истории – отрезок времени около 500 лет. Это период между 800 и 200 гг. до н.э. когда произошел резкий поворот в истории и появился человек такого типа, который существует теперь[30].
В своей работе «Смысл и назначение истории» он предложил собственную структуру мировой истории. Ясперс выделил доисторию и примерно 5000 лет известной нам по документальным источникам истории, когда в трех точках земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: 1) шумеро-вавилонская, египетская и эгейская (4000 до н.э.); 2) доарийская культура долины Инда (3000 до н.э.); 3) культура древнего Китая (2000 до н.э.)[31]. Феномен осевого времени, примененный К. Ясперсом в его исследовании, помогает проследить закономерности возникновения и развития культуры человечества как целостного комплекса. Именно осевое время, по мнению автора, служит своеобразной вехой, позволяющей увидеть и оценить историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Ось мировой истории (отрезок ок. 500 лет) – период, когда человечество рассталось с мифологией как формой сознания. На смену ей постепенно пришел рационалистический опыт, были заложены основы религии, начала развиваться философия, стали вырабатываться основные категории и понятия, применяемые и в настоящее время. Именно тогда сформировались всемирно известные философско-религиозные направления, возникновение которых связано с именами в Китае – Конфуция и Лао-Цзы, в Индии – Будды, в Иране – Заратустры, в Палестине – Илии, Исайи и Иеремии, в Греции – Парменида, Гераклита, Платона и др. Таким образом, в отрезок осевого времени вписывается интенсивное развитие народов, которое Ясперс увидел в трех мирах: 1) в Элладе и на Ближнем Востоке; 2) в Индии; 3) в Китае. Народы этих цивилизаций совершили своеобразный скачок, в процессе которого сложились духовные основы не только их собственного развития, но и развития человечества в целом. Духовному развитию сопутствовало и социальное, характерной чертой которого стало образование множества процветавших мелких городов и государств, происходило формирование политических систем, становление и укрепление династий. По теории Ясперса, в осевое время происходили прямо противоположные процессы: с одной стороны, возвышались и стремительно развивались одни древние культуры, а с другой – исчезали другие (Египет, Вавилон), народы которых не смогли достигнуть подлинного самосознания. С течением времени они постепенно утратили свою внутреннюю культуру и растворились в других, более сильных культурах. «Древние культуры продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, восприняты новым началом», – считал Ясперс. Все последующие народы он разделил на две группы: 1) исторические народы, т.е. те, для которых основой развития послужил мир, возникший в результате прорыва; 2) первобытные народы, т.е. те, которые остались в стороне от этого процесса. Итак, по мнению К. Ясперса: «Осевое время как бы проливает свет на всю историю человечества, причем таким образом, что вырисовывается нечто, подобное структуре мировой истории»[32].
Date: 2015-07-27; view: 560; Нарушение авторских прав |