Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет педагогической науки





 

Естественный исходный вопрос, который возникает при характеристике на­уки, — это вопрос о ее предмете, о той области реальности, которую она изучает и способы преобразования которой она ищет. «Педагогика» в переводе с грече­ского означает «детоведение» (paidos — дитя, ago — веду). Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей своих хозяев в школу. Это бес­хитростное и почти бытовое понятие не случайно закрепилось в культуре и ста­ло наименованием одной из важнейших наук, изучающих человека. В понятии «педагогика» точно зафиксированы его главные смыслы: непосредственная бли­зость к ребенку, к развивающейся личности, «ведение» ее по трудным дорогам взросления к высотам культуры и сложностям социальной жизни.

Предмет педагогической науки — образование как целостный педагогический процесс, раскрыть который можно в характеристиках процессов, его составля­ющих: социализации, индивидуализации, воспитания, обучения, развития.

-------------------

3 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. I. M, 1988. С. 162.

 


Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, совершенный образ человека («лик»), его личность. «Образование» — калька с немецкого слова Bildung. Корень bild обо­значает «образ», «нечто неопределенное», суффикс ung указывает на процессуальность (становление образа, обретение образа). Принято считать, что в русский язык это слово пришло благодаря известному журналисту и просвети­телю второй половины XVIII века Н. И. Новикову. Некоторые историко-педа­гогические источники указывают на то, что понятие «Bildung» широко исполь­зовал в своих сочинениях И. Г. Песталоцци и переводчики его работ на русский язык применили эту кальку с немецкого. Так или иначе, но понятие «образо­вание» получило широкое распространение в русской педагогической литера­туре с середины XIX века.

В европейской культуре под влиянием философии рационализма, успехов развития естественнонаучного знания и прогресса техники сформировался свой смысл понятия «образование». Образование понималось как передача и усвое­ние образца, то есть систематизированного знания, полученного и обоснован­ного науками, прежде всего естественными. Иными словами, образцы для жизни человека и общества задавала наука.

В современных европейских и североамериканских психолого-педагоги­ческих работах для обозначения самого понятия «педагогика» и понятий «об­разование», «воспитание» используется один термин — education. Значение здесь несет в себе латинский дериват educo, в котором приставка е - (ех-) ука­зывает на движение изнутри, а корень duco обозначает «я веду», «я вывожу». Смысл этого понятия ясно связан с отражением в англо-саксонской куль­туре архетипа «самости», самосовершенствования, самодвижения на пути к знанию.

На заре становления советской педагогики ее первые теоретики пытались связывать понятие «образование» с гуманистическими идеями всестороннего развития личности. Так, А. В. Луначарский (первый Нарком просвещения Со­ветской России) писал, что «когда народу приходилось определять, что дол­жен сделать из себя всякий человек и что должно сделать общество из него, то рисовалась картина возникновения из какого-то материала образа человече­ского. Образованный человек — человек, в котором доминирует Образ челове­ческий». (курсив наш. — И. Г.)4.

В последующие десятилетия советская педагогическая наука сузила поня­тие «образование», и оно стало обозначать «путь и результат обучения», то есть имело конкретный дидактический смысл. Именно он глубоко укоренился в массовом педагогическом сознании.

Зачем нужен такой выход в этимологию слова «образование», такой линг­вистический анализ? Науку определяют понятия, слова. Слово отражает не только смысл дефиниции, оно несет в себе то, что известный философ М. Мамардашвили считал «силой языка», которая предполагает «внутреннее действие над собой». Именно поэтому понятия всегда обозначают позицию автора, суть его концепции. Кроме того, лингвистический анализ слов помогает уточнить

------------------------

4 Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 354.

 

«затертые» временем и конъюнктурным употреблением смыслы, а иногда убеж­дает вернуться к первородному, самому глубокому смыслу.

Современная педагогическая теория рассматривает по меньшей мере четы­ре аспекта содержательной трактовки образования:5

1) образование как ценность;


2) образование как система;

3) образование как процесс;

4) образование как результат.

1. Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных уровней:

□ образование как ценность государственная: образование является ин­теллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом госу­дарства, но необходимы специальные государственные механизмы, в частности материальная поддержка государственных образовательных учреждений, специальная кадровая политика, чтобы реально обеспечи­вать престиж образования в государстве;

□ образование как ценность общественная: разные слои общества видят ценности образования по-разному; зрелость гражданского общества определяется тем, насколько его представителям удается добиваться от государства решения проблем образования в пользу граждан, в интере­сах развития страны;

□ образование как ценность личности: качественное образование может стать решающим условием высокого уровня жизни человека, обеспечить реализацию его жизненных интересов и личностных способностей.

Только единство этих трех уровней создает в реальной жизни необходимую гармонию образовательных потребностей и образовательных возможностей.

 

2. Образование как система — это определенная, взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной на­правленности образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливает систему государственного образования, состоящую из несколь­ких ступеней:

дошкольное образование — дошкольные образовательные учреждения;

общее образование — начальное общее (4-летняя начальная школа); основное общее (9-летняя общеобразовательная школа); среднее (пол­ное) общее (11-летняя общеобразовательная школа);

профессиональное образование: начальное профессиональное (профессио­нально-технические училища); среднее профессиональное (средние спе­циальные учебные заведения); высшее профессиональное (высшие учеб­ные заведения);

----------------

5 Гершунский Б. С. Философия образования для XX] века. М,, 2002; Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. М., 2003; Добренькое В. И., Нечаев В, Я. Общество и образова­ние. М, 2003.

 


послевузовское профессиональное образование — аспирантура, ординату­ра, адъюнктура;

дополнительное образование — музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского и юношеского творчества, станции юных техников, юных натуралистов; институты и факультеты повышения ква­лификации.

 

Для оптимального функционирования системы образования важна не толь­ко определенная целостность и стабильность каждого звена системы, взаимо­связь и приемственность ее ступеней «по вертикали», но и динамичность развития, стремление к вариативности и способность гибко реагировать на из­менения образовательных потребностей и возможностей общества.

3. Образование как процесс предполагает качественные изменения, движе­ние от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персо­нажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и уча­щихся (школьников, студентов, аспирантов). Продуктивный путь организа­ции процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта педагогического влияния, постепенно переходили на позицию субъек­та взаимодействия с педагогом.


Образование как процесс характеризуется рядом обязательных атрибутов:

□ специально организуемые педагогические цели и прогнозируемые резуль­таты образования;

содержание образования (необходимая информация и социальный опыт);

организационные формы процесса образования (индивидуальные, коллек­тивные, групповые);

□ средства образования: информационные (книги, учебные пособия, про­граммные продукты), средства наглядности, технические средства;

педагогические технологии — совокупность и система способов реализа­ции целей образования в конкретных педагогических условиях.

4. Образование как результат фиксирует уровень присвоения личностью цен­ностей, которые реализует процесс образования. «Лестницу» образовательных результатов условно можно представить так.

«Грамотность» — своеобразный «стартовый» уровень образования, кото­рый обеспечивает человеку возможность для дальнейшего продолжения обра­зования. В истории развития культуры уровень грамотности существенно ме­нялся: когда-то грамотным считался человек, способный читать Псалтырь и знающий четыре действия арифметики; в наши дни стартовый уровень в со­циальной жизни обеспечивает уже общее среднее образование.

Современное представление о грамотности включает три основные состав­ляющие: грамотность чтения, математическую грамотность и естественнона­учную грамотность. Так, например, грамотность чтения — это не просто тех­ника чтения, а способность учащегося осмысливать текст, анализировать его, давать собственную оценку предъявленной информации, умение соотнести


прочитанное со своим жизненным опытом и использовать его содержание в своей деятельности, а при наличии противоречивой информации — сформу­лировать гипотезу, аргументировать ее и сделать вывод. Существует даже авто­ритетное международное исследование достижений учащихся — PISA, кото­рое определяет уровень грамотности выпускников основной школы и по этим результатам дает оценку качества образовательной политики государств, об­разовательных систем отдельных стран и образовательных доктрин того или иного педагогического сообщества.

«Компетентность» — выражает способность человека накапливать, интег­рировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизнен­ных ситуациях; уровень компетентности предполагает наличие развитой по­требности и навыков в области самообразования.

Компетентности нельзя научиться в прямом смысле слова. На уровне ком­петентности учащийся реализует знания и умения, являющиеся продуктом обучения, в решении учебных и жизненных проблем, и они становятся про­дуктом его социального опыта.


Уровень компетентности до недавнего времени считался неоспоримым ре­зультатом профессионального образования. Выпускник профессиональной школы (прежде всего, высшей) должен быть компетентным специалистом, способным сразу активно включиться в свою профессиональную деятельность, принимать верные производственные решения, поддерживать необходимый уровень квалификации, успешно заниматься самообразованием. В наши дни уже ставится вопрос об «общеобразовательной компетентности», о достиже­нии уровня компетентности в системе общего образования, прежде всего в про­фильной старшей школе.

«Образованность» характеризует достаточно широкий кругозор личности в различных областях жизни природы, общества и человека. При этом образо­ванный человек обязательно имеет область особого интереса в науке и культу­ре, он способен реализовывать свою индивидуальность в творчестве.

Обывательская оценка образованности нередко бывает связана с наличием у человека определенного диплома (лучше высшего учебного заведения или даже двух). Но жизнь не перестает доказывать, что диплом — не более чем государ­ственный сертификат об окончании того или иного учебного учреждения систе­мы образования, он прямо не фиксирует личностный уровень образованности.







Date: 2015-07-25; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию