Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 6 page





Но человеческая мысль, чья природа более фантастична, нежели сама природа сна, без устали вопрошает: что же делает материю и душу реальностью? И материю и душу делает реальностью только всемогущий Творец всех реальностей – Бог Логос. Это – евангельский ответ человеческой мысли, это единственный ответ, несущий благую весть человеку. Все, что существует, реально настолько, насколько в нем присутствует Логосная сила. Реальность по сути есть не что иное, как логосность. Ибо то, что делает природу природой и человека человеком, душу душой и материю материей, небо небом и землю землей, жизнь жизнью и естество естеством – суть логосность.

«Слово стало плотью», – эти три слова содержат в себе целокупное евангелие божественного и человеческого реализма. Только с воплощением Бога Логоса люди познали настоящую, непреходящую, вечную реальность. До воплощения люди действительно были привидениями. После воплощения во всем людском начинает присутствовать божественная реальность. И каждый человек настолько реален, насколько вос-соединил себя с воплощенным Богом Логосом. А это значит: насколько укоренился в теле Богочеловека Христа, которое есть Церковь. Церковь как тело Бога Логоса по сути единственно настоящая и непреходящая реальность в этом преходящем мире.

С пророческим вдохновением и с апостольским прозрением Достоевский ощутил всю бесконечную важность воплотившегося Бога Логоса для нашего земного мира. Это насущная и самая главная реальность и основа всякой существующей реальности. Достоевский говорит, что условие – sine qua non – существования всего мира содержится в этих словах: «Слово бысть плоть». Все ценности неба и земли Достоевский находит в воплощенном Логосе, а потому и говорит: все заключается в том, что Логос, воистину, стал плотью. В этом вся вера и все утешение человечества, утешение, от которого оно никогда не откажется.

Явление Бога Логоса в личности Богочеловека Христа ясно свидетельствует, что в этом мире Бог – единственная истинная реальность, а человек – реален настолько, насколько сумеет воплотить в себе Бога Логоса. Своими делами и учением Богочеловек убедительно показывает и доказывает, что в мире существуют, в сущности, две реальности: Бог и человек. А между Богом и человеком находятся все остальные реальности. Но различить эти реальности возможно только в свете наивысшей реальности – Бога. Отход от этой Реальности повергает мысль в псевдо-реальность, в не-реальность, во вне-бытие. Самая полная и самая страшная псевдо-реальность – Сатана, ибо в нем самое страшное отпадение, отрыв, самая большая удаленность от Бога.

Для славянского всечеловека Достоевского Бог – самая главная и самая близкая реальность. Для его героев существует только одна мука – Бог. “Только Бог меня мучит”, – таково их общее исповедание. Если Бога нет, то тогда все – диавольский хаос, бессмыслица и глупость, тогда “все на абсурде почиет”». Прп. Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998. С. 259-261.

[74] Эта неадекватность была замечена еще Белинским, и отнесена им, конечно, на счет автора. Он совершенно не понимал, как надо читать подобные тексты, и, что особенно интересно, в отличие от ситуации с Пушкиным и Гоголем, здесь это непонимание было сразу замечено и отрефлектировано именно как отсутствие привычного критику слова: «Не только мысль, даже смысл этой, должно быть, очень интересной повести остается и останется тайной для нашего разумения, пока автор не издаст необходимых пояснений и толкований на эту дивную загадку его причудливой фантазии. Что это такое – злоупотребление или бедность таланта, который хочет подняться не по силам и потому боится идти обыкновенным путем и ищет себе какой-нибудь небывалой дороги? Не знаем, нам только показалось, что автор хотел попытаться помирить Марлинского с Гофманом, подболтавши сюда немного юмору в новейшем роде и сильно натеревши все это лаком русской народности <…>. Во всей этой повести нет ни одного простого и живого слова или выражения: все изысканно, натянуто, на ходулях, поддельно и фальшиво» (1, 510).

Анализируя образную систему «Хозяйки», Ю.И. Мармеладов многократно указывает на значимость отдельных слов, на необходимость учета полного объема их значения, и часто даже на необходимость учета значения, порождаемого по звуковой ассоциации. Авторские «ориентиры» и «указатели», считает исследователь, позволяют адекватно интерпретировать «Хозяйку». «Впрочем, – замечает он, – несмотря на эти “указатели”, повесть так и не была понята правильно – видимо, она требует большего внимания при прочтении, чем готов уделить литературе обычный читатель». Ю.И. Мармеладов. Тайный код Достоевского. Илья-пророк в русской литературе. Петровская Академия Наук и Искусств, 1992. С. 85.

[75] Gary Saul Morson. ‘Tempics and The Idiot ’, in Celebrating Creativity: Essays in Honor of Jostein Bortnes, ed. By Knut Andreas Grimstad & Ingunn Lunde (Bergen: University of Bergen Press, 1997), pp. 108-34.

[76] Olga Meerson. Dostoevsky’s Taboos. Studies of the Harriman Institute. Dresden University Press. Dresden – Munchen. 1998. 227 p.

[77] Характерология Достоевского. М., Наследие, 1996. 336 стр.

[78] М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 311.

[79] См. его книгу «Пушкин. Русская картина мира» (М., 1999), особенно заключительную статью «Феномен Пушкина в свете очевидностей. К методологии пушкиноведения (проблема понимания)». С. 495 – 536.

Причем, возможность «сплошной контекстуальности», то есть абсолютной связанности всех смыслов повествования, когда тронешь в одном месте – отзывается везде, а это значит, что из любого места, от любого слова можно начинать целостную интерпретацию, у Пушкина, естественно, тоже осуществляется за счет полнозначности слова, о чем писал в свое время Вячеслав Иванович Иванов. О. Дешарт так излагает его статью «О новейших теоретических исканиях в области художественного слова» («Научные известия» 2. М., 1922): «Мысли свои об истинном, то есть поэтическом наименовании В.И. высказывает, всматриваясь в творчество “имяславца” Пушкина. Именуя “вещи и их отношения”, Пушкин “берет вещи «эйдетически» как теперь говорят, – неизменно выявляет в них идею как прообраз. Отсюда их естественное оживление. <…> Если принимать «идею» не как отвлеченное понятие, а как реальность платонова умозрения, – вещи тем более живы, чем яснее напечатлевается на них животворящая и связующая их с живым целым идея”. Имена Пушкина “суть живые энергии самих идей”. Пушкин “право именует сущности, они же сами непосредственно являют в ответ на правое их именование свою связь и смысл”». О. Дешарт. Введение // Вячеслав Иванов. Собрание сочинений. Т. 1. Брюссель, 1971. С. 212.

[80] По мнению В. Губайловского, для такого решения, в принципе, достаточно двух – желательно максимально взаимоудаленных (стилистически, во времени и в пространстве) – контекстов. Именно этот прием работы на скрещении контекстов для «реанимации» поэтического слова используется, как он показывает в своей статье «Борисов камень. О современных поэтах» («Новый мир», 2001, № 2), целым рядом современных поэтов – каждым по-своему.

[81] В.И. Мильдон. Идея аналогий. М., 1999. С. 19. Это выражение В. Мильдона по поводу прочтений «Фауста» Гете очень подходит и к интерпретациям произведений Достоевского.

Date: 2015-07-27; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию