Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справедливое завещание





Если в предыдущих аятах речь шла о жизни и смерти, об убийцах, их жертвах и о возмездии, то новый фрагмент посвящен Божественным предписаниям, касающимся завещания и улаживания финансовых дел. Вначале сказано:

Когда явится к кому-либо смерть, а [умирающий] владеет состоянием [неким], то предписано [ему] завещать по справедливости родителям и родственникам близким

Завершается аят такими словами:

И обязанность это благочестивых

Завещание не следует рассматривать как дурную примету. У некоторых оно ассоциируется с близкой смертью, хотя на самом деле это не что иное, как своеобразное проявление осмотрительности и дальновидности. Поэтому слова 'Когда явится к кому-либо смерть' всего лишь указывают на последнюю возможность в жизни человека составить завещание, а сделать это можно и за много лет до собственной кончины.

Некоторые мусульмане считают составление завещания обязательной процедурой, однако из фразы 'И обязанность это благочестивых' явствует, что дело это добровольное, иначе в аяте было бы сказано: 'И обязанность это верующих'.

Мусульманские комментаторы и законоведы считают, что составление завещания обязательно в том случае, если у человека есть невыплаченный долг или не исполненные в соответствии с шариатом обязанности, например, связанные с хумсом (налоговым обложением собственности), закатом (налогом в пользу бедных), хаджем (паломничеством) и т.п. В остальных же случаях составление завещания считается весьма похвальным делом.

Между прочим, в рассматриваемом отрывке арабское слово /хайр/ (добро, благо) использовано для обозначения богатства, чтобы показать, что в Исламе богатство не предосудительно, и считается даром Аллаха, если оно заработано праведными трудами и расходуется на благо людей. Такой подход отвергает ошибочные воззрения, согласно которым богатство представляется абсолютным злом. Ислам с негодованием относится к тем, кто рядится в тогу набожности, но на самом деле так и не понял сути его религиозного учения, отождествляя исламское благочестие с бедностью. Взгляды и действия таких приверженцев показного аскетизма послужили причиной застоя в некоторых мусульманских странах, что, в свою очередь, привело к росту в них класса эксплуататоров.

Но на самом деле в этой части аята содержится завуалированный намек на то, что праведно нажитое богатство считается законным с точки зрения Ислама. С другой стороны, незаконно приобретенное богатство, которое остается после ухода человека из земной жизни, представляет собой воплощение зла и людских страданий.

Некоторые мусульманские предания трактуют использованное в данном аяте слово /хайр/ как указание на то, что завещать следует только значительное по размеру состояние. Если же оно невелико, то наследники могут разделить его между собой и без завещания, на основании закона о наследовании. Другими словами, небольшое наследство не подпадает под правило, согласно которому судьба одной трети имущества покойного решается в соответствии с его завещанием.[192]

Выражение 'Когда явится к кому-либо смерть' указывает на последнюю возможность для человека составить завещание, когда дальнейшее промедление уже невозможно. Однако же составление завещания загодя, чтобы быть заранее готовым ко всему, можно считать вполне достойным и похвальным поступком. И действительно, в мусульманской литературе подобный шаг характеризуется как благой поступок, заслуживающий всяческого восхищения.

Посланник Аллаха сказал: «Смерть того, кто умер, оставив завещание, не менее достойна, чем смерть мученика». [193] Такую же оценку завещания можно встретить и в других преданиях. Следовательно, неразумно поступает тот, кто считает составление завещания дурным предзнаменованием, которым человек может накликать скорую смерть. Завещание – это своеобразное проявление предусмотрительности. Если оно и не способствует долголетию, то уж и не сокращает жизнь завещателя.

Термин /бил ма‘руф/ (по справедливости и доброму обычаю) указывает на то, что завещание должно быть разумным и обоснованным во всех отношениях. Его следует составить справедливо как с точки зрения размера завещаемой суммы, так и с точки зрения выбора наследника, с тем чтобы завещание соответствовало нормам обычного права и здравому смыслу и не содержало бы ничего, что может послужить причиной конфликтов и раздоров и привести к отступлению от истины и справедливости.

****

Если завещание отвечает этим условиям, оно должно уважаться и свято соблюдаться во всех деталях. Поэтому любые изменения в завещании запрещены и считаются незаконными /харам/, как о том сказано в аяте:

Если внесет кто-либо [из свидетелей или завещателей] изменения в завещание, после того как выслушал его, то грех падет только на того, кто изменил его

Глубоко ошибаются те, кто полагает, что Аллах не видит всех их нечестивых помыслов.

Воистину, Всеслышащий Аллах, Всеведущий

Рассматриваемый аят можно, среди прочего, толковать и как указание на то, что неправильные действия душеприказчика никоим образом не умаляют заслугу завещателя в глазах Господа. И если душеприказчик внес в завещание какие-либо качественные или количественные изменения или же изменил саму суть завещания, то грех за причиненное зло падает только на него, а завещатель получит награду Всевышнего вне зависимости от того, будут внесены в оставленное им завещание какие-либо изменения или нет.

Другой вариант толкования приводился в комментарии к рассматриваемому отрывку. Суть его состоит в следующем: если имущество покойного в результате неправомочных действий душеприказчика преднамеренно передается тем, кто не имеет на него права, но люди эти были в неведении относительно подлога, то греха на них нет. Весь грех ложится на душеприказчика, совершившего мошенничество.

Следует отметить, что между двумя приведенными вариантами толкования нет никакого противоречия, и они оба могут быть выведены из текста аята.

****

Итак, мы выяснили, что любое внесенное в завещание изменение, количественное или качественное, рассматривается в Исламе как грех. Но поскольку каждый закон может иметь свои исключения, в последнем из аятов рассматриваемого отрывка сказано следующее:

Если же опасается кто-либо [из свидетелей], что был завещатель [несправедлив в завещании] или же совершил грех, [завещая не на цели праведные,] и если свидетель исправит [это], то нет на нем греха. Воистину, Прощающий Аллах, Милостивый

Таким образом, исключение применимо только к тем случаям, когда завещание составлено не по правилам. И только в этой ситуации душеприказчик может внести в завещание изменения. При этом, если завещатель жив, душеприказчик должен посоветовать ему изменить завещание, если же завещатель уже скончался, душеприказчик сам выполняет все необходимые действия по внесению изменений. Согласно нормам мусульманского права, обстоятельства, при которых возникает подобная ситуация, таковы:

1. Человек завещает более трети своего состояния. В соответствии с хадисами, восходящими к святому Пророку (ДБАР), и высказываниями безгрешных Имамов (Ахл аль-бейт) (ДБМ), человек может завещать не более трети своего состояния, превышения же этой нормы Ислам не допускает по религиозным соображениям.[194]

Таким образом, добровольная, даже из наилучших побуждений, передача по завещанию всего имущества по законам Ислама, тем не менее, совершенно недопустима, хотя такое происходит довольно часто с неосведомленными людьми. В этом случае душеприказчик обязан сократить размер имущества, включаемого в завещание, до одной трети.

2. Человек завещает свое состояние на осуществление каких-либо неблаговидных, низменных целей. Например, он отписывает часть имущества на создание и развитие антиобщественных организаций или составляет завещание таким образом, что вынуждает наследника отказаться от выполнения своих обязанностей. И в том и в другом случае душеприказчик имеет право изменить завещание.

3. Завещание каким-либо образом способствует возникновению конфликтов, падению нравов, кровопролитию. В этом случае ситуация должна быть исправлена под надзором мусульманского судьи.

Между прочим, арабское слово /джанаф/, означающее несправедливость и предвзятость, подразумевает здесь ошибку завещателя, совершенную без дурного умысла, тогда как слово /исм/ (грех) соотносится с преднамеренным проступком.

Заключительные слова последнего аята этого фрагмента 'Воистину, Прощающий Аллах, Милостивый' могут означать, что в случае, если душеприказчик должным образом устранит все несоответствия, допущенные завещателем, и вернет последнего на путь истины, то Аллах простит его.

Date: 2015-07-27; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию