Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военный блок





1. Неспособность правителей контролировать действия своих полководцев породила:

1.1. Потерю армией боеспособности:

а) слабое руководство войсками
б) эксплуатация солдат (присваивание большей части их жалованья)

1.2. Династические кризисы

2. Отсутствие боеспособной армии из-за:

2.1. Невозможности или недостаточногорекрутирования из-за:

а) демографического кризиса
б) нежелания служить, так как не было никаких стимулов к этому (империя больше не вдохновляла солдат, не вызывала у них патриотического желания сражаться за ее спасение)
в) нежелания крупных землевладельцев отдавать работников в армию (центр тяжести по набору смещался на сельское население, а это неизбежно сказывалось на сельскохозяйственном производстве.Оно понесло бы еще больший ущерб, если бы только не получившее широкое распространение уклонение от призыва)

2.2. Больших потерь в армии, в том числе наиболее ее профессиональной части

2.3. Новобранцев «невысокого качества» (горожане были непригодны для службы в армии, из села призывались «ненужные» люди

3. Найм варваров на службу приводил к:

а) ослаблению армии
б) проникновению варваров на территорию и в управленческий аппарат империи

4. Взаимное чувство враждебности армии и гражданского населения. Солдаты не столько воевали, сколько терроризировали местное население, что усугубляло:

а) экономическое положение населения и империи в целом
б) психологический климат и дисциплину в армии и населении

5. Поражения в боевых действиях вели к:

а) потерям живой силы и техники римской армии
б) кризисным демографическим и экономическим явлениям

Экономический блок

1. Упадок основной базы экономики империи – среднего землевладения:

1.1. невыгодно ведение хозяйства в рамках небольших вилл

1.2. дробление крупных владений на мелкие участки и передача их в аренду либо свободным, либо рабам. Возникли колонатные отношения, которые вели:

а) к возникновению натуральных форм хозяйства: как на крупных участках, так и в рамках возникающих сельских общин крестьян
б) к упадку городов и разорению городских земледельцев
в) к разрыву связей между отдельными провинциями, земельная знать которых стремилась к независимости

2. Происходит формирование расщепленной формы собственности нового типа, которая в будущем разовьется в различные формы феодальной собственности.

3. Тяжелое налоговое бремя. Было несправедливым, так как больше всего от него страдали бедняки сельскохозяйственных районов

4. Принудительное привлечение граждан для оказания различных услуг

5. Высокая стоимость перевозки продукции, застой в производстве и сокращение посев­ных площадей в результате посягательств со стороны чужезем­ных захватчиков:

а) ухудшение положение населения, разорение хозяйств
б) уклонение от налогов
б) возникновение протестных настроений населения
в) обращение за покровительством к военному командованию или крупных местных землевладельцев, кото­рые за определенное вознаграждение брало на себя обязанности вести все дела жителей с имперскими сборщиками налогов. Начинается становление крепостной системы.
г) Возникновение банд грабителей и разбойников из-за невозможности заработать честным путем

6. Галопирующая инфляция

7. Натурализация хозяйства при резком социальном расслоении

8. Разрушение денежной системы

Бога­тые слои населения и правительство чаще сходились во взглядах друг с другом. Так, например, целые деревни стали об­ращаться за покровительством к военному командованию, кото­рые за определенное вознаграждение брало на себя обязанности вести все дела жителей с имперскими сборщиками налогов. Одна­ко гораздо больше деревень выбирали покровителей не среди офицеров, а среди крупных местных землевладельцев. Искали таких патронов и отдельные люди, например, бывшие владельцы мелких крестьянских хозяйств, в отчаянии покинувших свои дома и землю и нашедших приют в ближайшем крупном хозяйстве.

В то же время по-прежнему было слишком много случаев освобождения от службы, что ста­вило в более привилегированное положение те социальные группы, которые довольно легко этого добивались. Свирепствовала и коррупция, о чем говорят многочисленные, но неэффективные попытки борьбы с ней.
В политической сфере он выразился в частой смене императоров, правивших по несколько лет, если не месяцев; многие из них не были коренными римлянами.

С другой стороны, шло угасание городской культуры. Исчезало сословие обеспеченных горожан, жизненно необходимое для городского устройства. В упадок пришло городское производство и торговля, размеры полисов сокращались, о чем свидетельствуют и археологические данные.

Колон получал жилье, участок земли и необходимые орудия производства, за что выплачивал магнату часть урожая. Магнаты обносили свои поместья стенами, строили в них роскошные виллы, устраивали ярмарки, набирали вооруженную охрану, добивались освобождения своих владений от государственных налогов. Такого рода поместья становились новыми центрами социальной жизни, подготавливавшими переход к феодальным отношениям эпохи средневековья.

С другой стороны, к III в., едва успев оформиться, практически выдохлась национальная культура и римский народ как таковой исчез. Космополитизм превратился в неотъемлемую часть мировоззрения граждан, поскольку синкретизм раннеимператорской эпохи не заложил основ гражданского единения жителей империи. Государство пожирало самое себя.

Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но в первую очередь, кризис начался в сфере духовной и первые его симптомы возникли не в V и не в IV в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии. То есть реальный кризис берет начало с эпохи Августа, когда римское государство достигло вершины своего могущества и начался постепенный откат назад, как в случае с маятником, который, максимально отклонившись в сторону, начинает движение в противоположном направлении. Римское государство не развалилось после Августа и не только существовало, но даже благоденствовало, о чем свидетельствовало правление Антонинов (II в.), названное «золотым веком», однако его духовный остов уже был сломан: римская история лишилась цементировавшей ее духовной основы. По выражению одного мыслителя, такого рода цивилизация способна еще долгое время «топорщить свои сухие сучья».

Социальный блок

1. Богатые и правительство находились в конфронтации между собой. Влияние богатых возрастало, а правительства снижалось:

а) Классовое самосознание, снобизм богатых достигали чрезвычайных пределов
б) Поместья представляли собой что-то вроде небольших княжеств, замкнутых социально-экономических образований, которые способствовали узурпации контроля настраной
в) Сенаторы четвертого и пятого веков упорно держались в стороне от жизни общества. Многие из них не занимали никаких государственных должностей. Они не принимали положенного им участия в государственных делах ни в Риме, ни в провинциях.
г) Зачастую сенаторы подрывали благополучие империи, резко противодействуя имперским чиновникам, предоставляя прибежище дезертирам и разбойникам. Порой они брали на себя функции правосудия, создавая частные тюрьмы.
д) Затрудняли рекрутирование новобранцев, так как лишались рабочих рук

2. Разорение среднего класса (нападения внешних врагов, внутренние мятежи, инфляция, рекрутирование) и упадок городских советов

2.1. Упадок городской цивилизации

3. Строгая регламентация всей жизни для обеспечения нужд армии и сохранения имперской системы

3.1. Потеря лояльности и личной инициативы населения

3.2. Порождение социальной напряженности:

а) упадок экономики

4. Громоздкий, и все менее действенный аппарат государственной службы, который был саморазвивающимся органом, так как многие его институты стали наследственными

4.1. Снижение авторитета императорской власти

4.2. Снижение эффективности управления:

а) Беспорядки в различных сферах общества

5. При императорском дворе существовали свои тщательно продуманные церемониалы, процветали лицемерие и низкопоклонство:

а) Снижало эффективность управления империей

6. Неудачная попытка ассимилировать живших германцев или, хотя бы, добиться реально осуществимого соглашения с их вождями

6.1. Наместники и военное командование подвергали иммигрантов неприкрытой жестокой эксплуатации

6.2. Римляне держали германцев в духовной и социальной изоляции:

а) смута и мятежные настроения в наемных войсках
б) социальная напряженность в германском сообществе
в) вооруженные столкновения, территориальные захваты, насилие над римлянами, узурпация власти

7. Отказ все большего числа людей участвовать в общественной жизни. Появились отшельники, монахи и др.:

а) Потеря трудовых ресурсов
б) Снижение рождаемости

8. Насилие против язычников и христиан различных толков

9. Христианские теологи активно убеждали христиан не работать на Рим ни на мирном, ни на военном поприще

9.1. Социальная апатия:

а) упадок духовной и экономической жизни

14.

Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Подлинник Законов не сохранился, однако его фрагменты часто приводились в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе. Согласно традиционной версии, для составления Законов XII таблиц была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами [4, 86].
Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Вполне вероятно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Семейное право по Законам XII таблиц

Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу. Типичной формой брака был брак с властью мужа. Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом sui iuris, т.е. имел самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (агнатами). Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть, вплоть до предания смерти. Впрочем, наличие неограниченной власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.
Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и согласие самих врачующихся. Брачный возраст для жены был 12 лет, для мужа - 14 лет. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели Перегрины и латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таблиц, но в 445 г. до н.э. был отменен законом Канулея. Брак мог заключаться в нескольких формах, в том числе путем религиозного обряда, а также в виде фиктивной покупки жены (по типу манципации). Допускалось и установление брака в результате фактического совместного проживания мужа и жены в течение года. В этом случае власть мужа не возникала, если жена ежегодно отлучалась из дома мужа на три ночи в году.
Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных случаях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).
Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи [7, 119].
Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца. Древнейшее римское право знало также опеку, которая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расточителями.
В римском праве архаического периода существовало два способа наследования имущества умершего домовладыки. По общему правилу оно переходило к детям умершего ("подвластным") или к ближайшим агнатам. Только в случае отсутствия ближайших агнатов имущество передавалось сородичам умершего. Очень рано в Риме возникает и передача наследства по завещанию. Такое завещание утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое получало право истребовать эту вещь у наследника.

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

Содержание XII таблиц можно сокращенно представить следующем виде:

Положения о гражданском судопроизводстве (процессе), табл. I-II;

Процесс против несостоятельного должника, III;

Положения об отцовской власти, IV;

Опека, наследование, собственность, V-VI;

Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения причинением вреда), VII-VIII;

Публичное и сакральное право, уголовное право, IX-X;

Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете бра­ков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона) XI-XII.


Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали следующие:

на место произвола магистратов ставился закон;

строгий формализм правовых процедур и общения;

процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства;

казуистичность построения правил и норм (по принципу: "если — то — иначе");

обязательства возникают не только из заключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущер­ба личности, здоровью, имуществу;

суровыми карами наказывались колдовство, убийство, во­ровство и измена.


Основными институтами вещного права были:

право владения;

право собственности;

неполное право на чужую вещь.


Владение и собственность сильно обособлялись друг от друга. Владелец вещи не был ее собственником.
Для того чтобы стать собственником, нужно было обладать правом распоряжения, т.е. правом распоряжаться судьбой вещи по своему усмотрению — передать в залог, подарить, завещать, про­дать и т.д. Право собственности означало наиболее полное, наибо­лее абсолютное правовое господство над вещью — право пользо­ваться и распоряжаться ею лишь с теми ограничениями, которые собственник устанавливает в своих добровольных договоренностях (по договору) или которые возникают из обычая или иного право­вого установления. Собственность означала господство прямое и исключительное (с исключением всех других от господства над ней).

Основанные на обычае ограничения в землепользовании были введены Законами XII таблиц в таком виде: запрещалось сажать де­ревья ближе 5-9 футов от соседнего участка.

Основные способы приобретения вещных прав:

манципация;

традиция;

уступка права;

сервитуты.


Некоторые вещи были изъяты из имущественного (торгового) оборота: воздух, море, а также земля особого назначения, т.е. входящая в общественный фонд сакральных учреждений (последние были пользователями вещей по божественному, а не человеческому праву) и др.

Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились:

движимые и недвижимые;

простые и сложные;

делимые и неделимые;

манципированные и неманципированные.


В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда "манципации" (от латинского слова "манус" рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Таким об­разом, торжественность и строгость передачи собственности на вещи первого разряда были связаны с тем, что этот разряд имел, по всей очевидности, наиболее высокую ценность для домохозяй­ства и потому подлежал наиболее строгому учету и распределению. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.

Традиция - неманципируемые вещи приобретались в собственность путем простой передачи за деньги.

Уступка права состояла в передаче права собственности на манципируемые и неманципируемые вещи путем мнимого судеб­ного спора тоже в обрядовой манере, суть которой была в уступ­ке права. Мнимый судебный спор разыгрывался перед претором: покупатель делал вид, что вещь, подлежащая отчуждению, принадлежит ему, о чем он торжественно объявлял вслух. Отчуждатель на это ничего не возражал, после чего пре­тор присуждал вещь приобретателю на правах собственности.

Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).

Сервитуты подразумевали строго ограниченные права на пользование чужими вещами, фиксируемые в обычаях или в законах и оформляемые в силу их большой важности обря­дом манципации. Сервитуты возникали в процессе частного пользования землей и оформлялись собственниками соседних земельных участков с фиксированием права прохода через участок, прогона скота, проезда с гружеными повозками (право прохода, прогона и провоза). Регулировался таким же образом порядок отвода воды с участка соседа (из водоема, из падающего потока). Многие сервитуты были распространены на основе обычного права, такие, как право прохода через земельный участок за во­дой, пожизненное проживание кормилицы в доме благодарного хозяина и др. В дальнейшем сервитуты обусловливали абсолютные и отри­цательные обязанности собственника или третьих лиц, пользую­щихся обремененным ("служащим") участком, терпеть что-либо или не делать чего-либо. Сервитуты были неотчуждаемыми и пе­реходили к новому владельцу вместе с участком. В классический период были только земельные сервитуты, в период Дигест — узуфрукты и родственные им права. Различали также земельные и личные, цивильные и преторские, положительные и отрицатель­ные, прерывные и непрерывные сервитуты.

Сервитуты классического и постклассического периода — это прежде всего вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование вещью и неразрывно связан­ные с определенным земельным участком или лицом. Модифика­цией таких сервитутов стала своеобразная древняя долгосрочная аренда в виде эмфитевзиса и суперфиция.

Эмфитевзис представлял собой неполное право на чужую вещь с широкими полномочиями и долгосрочным действием и вклю­чал право пользования земельным участком, право изменять ха­рактер этого участка, не изменяя его свойств, право собирать плоды и право закладывать участок, отчуждать (с компенсацион­ной выплатой собственнику) и передавать по наследству.

Суперфиций означал право возведения строений на чужом городском земельном участке с последующим правом на его отчуж­дение либо правом пользования и передачи по наследству.

Из знакомства с перечисленными формами вещных прав мож­но сделать вывод о значительном своеобразии права собственно­сти в римском праве. Его можно определить как разновидность вещных прав, как право лица на прямое, полное и исключитель­ное господство над вещью в виде владения (если вещь не утраче­на, не потеряна) и распоряжения ею (право отчуждать). Это право подкреплялось законной возможностью истребовать свою вещь при помощи содействия судебной власти.
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической не ранее смерти отца. Единственная возможность для освобождения сына при жизни отца через троекратную продажу в рабство. По отношению к своей семье он становился когнатом, не имеющим права на наследство, как и его дети и внуки.
Если не было завещания, все сыновья, состоящие под властью отца, получали после его смерти равную долю имущества.

Законы XII таблиц составили первоначальную основу римского права. Римляне высоко ценили свои законы. Тит Ливий называл их "источником всего права".

Обязательственное право по Законам XII таблиц

В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Именно внешняя оболочка, а не содержание, определяла природу того или иного контракта, в форме которого могли быть выражены самые различные обязательственные отношения. Другая черта древнейших договоров - их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

В числе контрактов, наиболее ярко отражавших черты римского права, был нексум, в форме которого выражались самые различные обязательственные отношения с манципируемыми вещами. Если должник не выполнял в срок обязательство, кредитор мог "наложить на него руку" и держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме. За это время должник трижды выводился в базарные дни к претору на Форум, где объявлялась сумма его долга, а затем он продавался в рабство за границу. В Законах XII таблиц говорилось даже о том, что должник, не вернувший деньги сразу нескольким кредиторам, мог быть разрублен ими на части [6, Т.1.С.124]. Вероятно, в таких случаях использовались и особые соглашения об отработке долга. Но наиболее характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено на саму личность должника.

Другой древнейший контракт - стипуляция. Формальный характер этого договора проявился в произнесении строго определенных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершить какое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Как и нексум, стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т.е. могла включать в себя различные обязательства: заем, передачу вещи в ссуду, на хранение и т.д. Однако стипуляция могла совершаться только в отношении неманципируемых вещей. Исполнение обязательства по стипуляционному договору было строго ограничено лишь тем, что было упомянуто в вопросе и ответе. Исполнение стипуляции, наряду с совершением предусмотренного в ней действия, требовало вновь торжественной процедуры в обратном порядке.

Уже в древнейший период, как это можно видеть из Законов XII таблиц, обязательства возникали не только из договоров, но и из деликтов (правонарушений). Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считались нарушением общественного интереса, а рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика (правонарушителя) в положение должника потерпевшего.

Многие из таких частных деликтов, известных Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления в последующем. Но по квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство. Обязательство, ложившееся на виновного (строго говоря, по Закону XII таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта совершения деликта), выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего (от 25 до 200 ассов). Но в случае членовредительства допускался еще талион, а кража, когда вор был пойман с поличным, влекла за собой бичевание. После бичевания вор выдавался потерпевшему, который, вероятно, мог поступить с ним так же, как с неоплатным должником. Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Обязательство в виде уплаты штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось, согласно Законам XII таблиц, в случае порубки чужих деревьев или же неосторожного поджога строения или скирды хлеба, сложенной около дома [6, Т.1.С.126]

Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. собственно преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина". Среди прочих преступлений также выделялись убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.
Хотя в самих Законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась "за небольшое число преступных деяний", последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды"). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.
При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и т.д.). Лишь в редких случаях различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные юридические последствия (наказания). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время; за кражу с поличным). Уголовное право уже в древности обнаружило свои классовые подходы: по общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди. Они нередко приговаривались к смертной казни.

Date: 2015-07-27; view: 457; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию