Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макроэкономическое равновесие, его основные условия





Макроэкономическое равновесие - достижение в национальной экономике сбалансированности и пропорциональности экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

Основное условие достижения макроэкономического равновесия -равенство между совокупным спросом и совокупным предложением (AD=AS).

Классическая теория макроэкономического равновесия. Экономисты-классики (А.Смит, Д.Рикардо, Ж.Б.Сэй, А.Маршалл и др.) считали, что рыночная экономика самостоятельно справляется с эффективным распределением ресурсов и их использованием. Основным положением этой теории является закон Сэя, согласно, которому сам процесс производства создает доход, в точности равный стоимости произведенных товаров, т.е. предложение порождает свой собственный спрос (AD = AS).

Способностью рыночной экономики к саморегулированию обеспечивает нужный уровень производства и занятости автоматически (хотя иногда могут возникать нарушения в экономике, связанные с войнами, засухой, политическими переворотами). Поэтому полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшая экономическая политика государства - невмешательство в экономику. Эти взгляды господствовали в экономической науке вплоть до 30-х годов XX в.

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия. Экономические кризисы 30-х годов опровергли классическую теорию. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс и его последователи доказали, что для монополистической экономики характерно неравновесие, она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования.

Кейнс считал совокупный спрос изменчивым, а цены неэластичными (не имеющими тенденции к снижению при росте объема продаж), поэтому безработица может сохраняться в течение длительного времени. Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса, который очень изменчив. Кейнс считал, что для сбалансированности экономики, достижения ею равновесия спрос должен быть "эффективным". Государство, поддерживая частные инвестиции путем налоговой, кредитно-денежной политики и осуществляя государственные расходы, компенсирует недостаток "эффективного спроса" дополнительным государственным спросом и тем самым помогает экономике приблизиться к уровню полной занятости.

Неоконсервативная теория. В середине 70-х годов в западных странах произошло падение темпов роста промышленного производства. К такому феномену привели: а) очередной кризис перепроизводства; б) наступление (примерно через 50 лет после окончания Великой депрессии) понижательной волны большого цикла; в) повышение цен на нефть странами-членами ОПЕК более чем в 4 раза, что способствовало высокой инфляции издержек при одновременном спаде производства, так называемой стагфляции (сочетание стагнации производства с инфляцией).

Мощный удар пришелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвратить спады производства. На смену этой теории пришло неоконсервативное направление, которое вновь выступило за невмешательство государства в хозяйственную деятельность фирм. Была разработана модель макроэкономического регулирования, основанная на возрождении рыночного саморегулирования и стимулировании частного предпринимательства. В соответствии с рекомендациями неоконсерваторов в основу экономической политики США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств был положен принцип "эффективного предложения" - поощрение частного бизнеса (в США такую политику назвали "рейганомика", в Англии - "тетчеризм"). Чтобы сделать более выгодным свободное предпринимательство, существенно снизили налоги на прибыль и на трудовые доходы. Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, началась частичная приватизация государственных предприятий -продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планирование хозяйства, уменьшено финансирование социальных программ. Проведенные меры позволили существенно уменьшить дефицит государственного бюджета, сократить количество денег в обращении, при этом темпы инфляции упали в 3-4 раза, а темпы хозяйственного развития возросли.

Но и модель неоконсервативного регулирования экономики не спасла Запад от спадов производства и инфляции. В 1979-1981 гг. разразился новый экономический кризис. Начались поиски нового макроэкономического регулятора.

Смешанное управление. Критическое сопоставление государственного (кейнсианского) и рыночного (неоконсервативного) регуляторов убедительно доказало неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизмов. Тип смешанного управления национальным хозяйством предложил лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон (США). Этот макроэкономический регулятор имеет следующие специфические черты.

Во-первых, он органически сочетает устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (социальной сферы, нерыночного сектора), и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется для удовлетворения быстро меняющихся личных запросов.

Во-вторых, смешанное управление позволяет оптимально сочетать макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость и стабильность экономического роста.

В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение и тем самым преодолеть асимметричность концепций эффективного спроса кейнсианства и эффективного предложения неоконсерваторов.

Этот тип макроэкономического регулирования сегодня преобладает во всех развитых странах с рыночной экономикой, хотя имеются его различные варианты:

· с минимальным участием государства в регулировании экономики (США);

· с максимально допустимым государственным регулированием (Швеция, Австрия, Германия, Япония и др.).

Беларусь находится в самом начале пути к новой системе регулирования национального хозяйства. Главная цель преобразования системы управления - создание белорусской модели экономики, которая соответствует национальным традициям. Это предполагает существенную роль государства в хозяйственной жизни и значительную социальную ориентированность экономики.

Date: 2015-07-27; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию