Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наиболее общие законы природного мира
Принцип закономерности действует на всех уровнях материального мира. Богданов писая: «...При бесконечном богатстве материала вселенной и бесконечном разнообразии форм, откуда берутся эти настойчиво, систематически повторяющиеся и возрастающие с познанием аналогии между самыми различными ступенями бытия? Признать все их простыми случайными совпадениями, значит, внести величайший произвол в мировоззрение, а вместе с тем встать в явное противоречие с теорией вероятностей. Вывод может быть один: для самых различных элементов вселенной могут быть установлены общие формы организации. Принять это — тоже, что признать возможность и необходимость универсальной организационной науки». На протяжении многих веков и тысячелетий человечество стремилось разгадать наиболее общие закономерности, которые лежат в основе создания и развития Универсума, ибо, не познав целого, нельзя познать сути его частей. Первая попытка создать универсальную методологию развития принадлежит Гегелю. До сих пор в философии наиболее общими законами развития считают три основных закона диалектики, обоснованные Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Богданов о Гегеле пишет: «В своей диалектике он думал найти всеобщий мировой метод, причем понимал его не как метод организации, а более неопределенно и абстрактно, как метод «развития». Уже этой неясностью и отвлеченностью исключался объективный успех попытки, но помимо того, как метод, взятый из специальной, идеологической области, из сферы мышленья, диалектика и по существу не была достаточно универсальна. Тем не менее систематизация опыта, выполненная Гегелем с помощью диалектики, превосходила своей грандиозностью все, когда-либо сделанное философией, и имела огромное влияние на дальнейший прогресс организующей мысли». Говоря о законах диалектики Гегеля, Богданов согласен отнести их к всеобщим, но только к одной сфере мироздания — к законам его развития, тогда как миру, кроме того, присуши единые законы строения и функционирования. Работа Богданова, о которой уже много сказано, это еще одна попытка создания универсального метода. Постановка вопроса в его «Тектологии» отличается тем, что основывается на выяснении организационной сущности объекта, и тем, что эта организационная сущность, по его мнению, подчиняется универсальным законам. Богданов уверен, что есть все основания говорить о всеобщей организационной науке, так как обнаруживается живая реальная тенденция к ее возникновению, возрастание однородности и связи методов, практических и теоретических, прогрессивное сближение и объединение мелких специальностей во все более тесные группировки и системы. Он приводит большое число примеров сходства и общности механизмов построения, функционирования и развития различных систем. Так, все разнообразные приемы и приспособления машинного производства обобщаются в одном проникающем и резюмирующем методе — превращении энергии (это принцип устройства и применения всех машин). Единство принципов устройства, используемых Природой и Человеком: рычаг, оптическая линза, парус; аналогии в устройстве глаза у головоногих моллюсков и у высших позвоночных. Централистическая форма устройства свойственна различным жизненным комплексам, социальным и индивидуальным (строение звездных и планетных систем, эта же форма воспроизводится и в структуре атома). Интенсивность света, наполненность пульса, сон — бодрствование, уровень шума, соответствующий музыкальному ритму, процессы дыхания и смены поколений имеют «волновую» природу, поэтому имеют однотипное графическое изображение. Сходство в методах размножения у разных животных и растений, сходство между многими семенами и яйцом. Повторение организационных типов наблюдается на всех ступенях бытия: человеческие сообщества на разных континентах проходили через одни и те же типы экономической организации — примитивный родовой коммунизм, патриархат, феодализм. Анри Пуанкаре, французский физик, математик и философ, чуть раньше Богданова (1906 г.) писал: «Одно и то же уравнение — лапласовское — встречается в теории ньютоновского тяготения, теории движения жидкостей, учении об электрическом потенциале, учении о магнетизме, о распространении теплоты». В биологии это положение названо принципом универсальности. Академик А.М. Уголев писал: «Основные закономерности строения и функционирования биологических систем всеобщи. Это означает, что биологический механизм, свойственный одному виду организмов или даже одному типу клеток универсален (т.е. может быть обнаружен у ряда других видов организмов или окажется всеобщим). Принцип имеет существенное гносеологическое значение, так как заставляет даже частную закономерность рассматривать как потенциально всеобщую и искать границы ее применения». Наш современник, философ А.М. Ковалев в работе «Целостность и многообразие мира. Философские размышления» говорит о необходимости обсуждения этой проблемы хотя бы в постановочном плане, в плане поиска. Автор высказывает предположение, что хотя развитие является важнейшим атрибутом процессов самореализации материальных систем, тем не менее не исчерпывает всю совокупность ее свойств и что законы диалектики, представляют собой частный случай более общих законов Мироздания, поиск которых необходим. К тому же диалектические законы были обоснованы Гегелем, когда наука не знала строения клетки и атома, не была создана теория относительности, человек не летал в космос, не расшифровал генетический код и т.д. В настоящее время стало ясно, что мир намного сложнее и нельзя свести все сложнейшие процессы природного мира к трем законам диалектики. Если мы рассматриваем Универсум как единую систему, то ей присущи, помимо законов развития, законы строения и функционирования. Здесь мы не будем вдаваться в дискуссию по поводу семантического значения слова «развитие». На наш взгляд, его можно понимать шире: развитие включает и этапы структурогенеза и функционирования. Однако законы, принципы, некоторые обобщения, сформулированные А.М. Ковалевым, нам показались вполне приложимы к теории организации. Наиболее общий закон природного мира А.М. Ковалев формулирует как «закон оптимальной самореализации как мира в целом, так и его составных элементов на основе их активности и динамического равновесия». Степень оптимальной самореализации выступает внешним отражением и показателем самоорганизации. Этот закон он называет основным: все остальные законы и принципы работают на его реализацию. Кстати, основной закон природного мира в формулировке Ковалева очень близок к формулировке главного закона развития технических систем, автором которого является основатель ТРИЗа (теории решения изобретательских задач) Г. Альтшулер. Суть закона: каждая система стремится повысить степень своей идеальности. Степень идеальности определяется ростом отношения суммы выполняемых системой полезных функций к сумме факторов расплаты за выполнение этих функций. По-видимому, стремление к идеальному состоянию и подвигает систему к оптимальной самореализации. Вторым по значимости всеобщим законом природного мира АМ. Ковалев называет «закон единства природного мира и качественного многообразия его форм» — важнейший закон структурного построения природного мира. Единство обеспечивает устойчивость, самосохранение мира и входящих в него материальных структур, а качественное многообразие обеспечивает его постоянное изменение и развитие. Если бы единство системы носило абсолютный характер, то она находилась бы в статическом, «затвердевшем» состоянии, не могло быть и речи о ее изменении и развитии. Если бы существовало только абсолютное стремление к многообразию, тогда элементы были бы лишены возможности взаимодействовать друг с другом и образовывать целое, новые структуры. При этом следует отметить, что качественно различные структуры, элементы, находящиеся в единстве, не только находятся в состоянии борьбы, но и в состоянии сотрудничества, взаимопомощи и гармонии. Далее Ковалев формулирует еще один всеобщий закон — закон сменяемости, согласно которому функционирование и развитие материальных структур в рамках природного мира осуществляются не непосредственно и прямо, а посредством смены их составных элементов. Из этого следует, что возникновение нового качества может произойти не само собой, а лишь за счет структурных преобразований. Причем новое качество возникает и как результат стихийных столкновений, и как результат развития самой целостности, куда они входят. Этот закон опирается на закон сохранения массы и энергии. Единому целостному миру соответствует и некий единый целостный энергетический потенциал, а также масса вещества. Единое образование может изменять одни свои структуры только при равноценном изменении других. Следующим важнейшим законом природного мира автор называет закон обеспечения динамического равновесия: всякое структурное образование существует лишь до тех пор, пока в нем сохраняется динамическое равновесие между его элементами. Если качественное многообразие мира ведет к нарушению равновесия между элементами, то единство материального мира требует его устранения. Закон динамического равновесия требует: а) тождественного равновесия в рамках данной системы между ее элементами, а также между целым и ее частями; б) оптимального соответствия между устойчивостью и изменчивостью, самоорганизацией и беспорядком системы; в) необходимости оптимального соответствия данной системы со средой. Закон динамического равновесия — это закон обеспечения стабильности и жизнеспособности системы путем создания необходимого баланса равнодействующих сил, механизма постоянного обновления, адаптации к условиям, соответствия между компонентами. Динамическое равновесие не может заходить дальше определенной черты, чтобы не подорвать способность системы к развитию и совершенствованию. Единство не должно доминировать над многообразием, и наоборот. Динамическое равновесие выступает одним из общих и фундаментальных законов природного мира, так как обеспечивает самосохранение и самореализацию материальных структур. Обеспечение динамического равновесия достигается, в основном, путем изменения структуры, при сохранении своего основного качества. Например, вода в интервале температур от 0 до 100°С представляет собой жидкость, выше верхней границы — пар, ниже нижней — лед, т.е. основное качество (химический состав) не изменяется, а изменяется структура (агрегатное состояние). Наиболее общие законы природного мира не только взаимосвязаны, но и вытекают один из другого, это естественно, так как все они направлены на обеспечение оптимального функционирования и развития, на достижение оптимальной самореализации макросистемы. Подводя итог сказанному, можно отметить, что обеспечению оптимальной самореализации природного мира подчинено его строение. Но так как единство посредством многообразия ведет к нарушению равновесия между элементами системы, то это требует действия закона динамического равновесия, поддержания равновесия в едином многообразном и развивающемся мире. Принцип холизма вновь доминирует в фундаментальной науке: все связано со всем и развитие целого выступает условием развития его частей. Закон единства и многообразия говорит о том, что если единство обеспечивает устойчивость, самосохранение организации, то стремление к качественному многообразию обеспечивает ее изменение и развитие. Динамическое равновесие не должно быть слишком жестким, чтобы не подорвать способность системы к развитию и совершенствованию. Единство не должно доминировать над многообразием, и наоборот. О всеобщей связи вещей и явлений в природе и человеческом обществе заговорили в связи с глобальными экологическими проблемами. Природа и хозяйственная деятельность человеческого общества связаны общими ресурсами, сопряженными потоками и круговоротами вещества, энергии и информации. Деятельность человека стала источником и причиной еще одного свидетельства тесной связи экономики и экологии, их взаимообусловленного кризиса. Долговременная стратегия общества должна быть согласована с законами природы. Природа и общество находятся в единой сети системных взаимодействий. Современная экология выработала довольно обширную аксиоматику, множество законов, правил и эмпирических обобщений. Широко известны законы-аксиомы американского эколога Барри Коммонера, которые характеризуют основные проблемы взаимодействия природы и общества: все связано со всем; все должно куда-то деваться; ничто не дается даром; природа знает лучше. Познание всеобщих законов имеет огромное значение: с их помощью расширяется возможность предвидения поведения системы, определения тенденций ее развития и предотвращения критических ситуаций. Date: 2015-07-27; view: 450; Нарушение авторских прав |