Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формулы Эйлера ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Для любого действительного числа справедливы следующие формулы: Тоже можете переписать в тетрадь в качестве справочного материала. Строго говоря, формула всего одна, но обычно для удобства пишут и частный случай с минусом в показателе. Параметр не обязан быть одинокой буковкой, в качестве может выступать сложное выражение, функция, важно лишь, чтобы они принимали только действительные значения. Собственно, мы это увидим прямо сейчас: Пример 7 Определить действительную и мнимую части функции . Проверить выполнение условий Коши-Римана. Найти производную. Решение: Генеральная линия партии остаётся непоколебимой – необходимо выделить действительную и мнимую части функции. Приведу подробное решение, и ниже закомментирую каждый шаг: Поскольку , то: (1) Подставляем вместо «зет». (2) После подстановки нужно выделить действительную и мнимую часть сначала в показателе экспоненты. Для этого раскрываем скобки. (3) Группируем мнимую часть показателя, вынося мнимую единицу за скобки. (4) Используем школьное действие со степенями. (5) Для множителя используем формулу Эйлера , при этом . (6) Раскрываем скобки, в результате: – действительная часть функции ; Дальнейшие действия стандартны, проверим выполнение условий Коши-Римана: Частные производные опять не очень сложные, но на всякий пожарный расписал их максимально подробно. Проверяем второе условие: Условия Коши-Римана выполнены, найдём производную: Ответ: , , условия Коши-Римана выполнены, На вторую формулу Эйлера задание для самостоятельного решения: Пример 8 Определить действительную и мнимую части функции . Проверить выполнение условий Коши-Римана, найти производную. Полное решение и ответ в конце урока. Непосредственно из формул Эйлера можно вывести формулу разложения синуса и косинуса на действительную и мнимую часть. Сам вывод достаточно занудный, вот он, кстати, у меня в учебнике перед глазами (Бохан, Математический анализ, том 2). Поэтому сразу приведу готовый результат, который опять полезно переписать к себе в справочник: Параметры «альфа» и «бета» принимают только действительные значения, в том числе они могут быть сложными выражениями, функциями действительной переменной. Кроме того, в формуле нарисовались гиперболические функции, при дифференцировании они превращаются друг в друга, не случайно я включил их в таблицу производных. Пример 9 Определить действительную и мнимую части функции . Проверить выполнение условий Коши-Римана. Производную, так и быть, находить не станем. Решение: Алгоритм решения очень похож на предыдущие два примера, но есть очень важные моменты, поэтому начальный этап я опять закомментирую пошагово: Поскольку , то: 1) Подставляем вместо «зет». (2) Сначала выделяем действительную и мнимую часть внутри синуса. В этих целях раскрываем скобки. (3) Используем формулу , при этом . (4) Используем чётность гиперболического косинуса: и нечётность гиперболического синуса: . Гиперболики, хоть и не от мира сего, но во многом напоминают аналогичные тригонометрические функции. В итоге: Внимание! Знак «минус» относится к мнимой части, и его ни в коем случае не теряем! Для наглядной иллюстрации полученный выше результат можно переписать так: Проверим выполнение условий Коши-Римана: Условия Коши-Римана выполнены. Ответ: , , условия Коши-Римана выполнены. С косинусом, дамы и господа, разбираемся самостоятельно: Пример 10 Определить действительную и мнимую части функции . Проверить выполнение условий Коши-Римана. Я специально подобрал примеры посложнее, поскольку с чем-нибудь вроде все справятся, как с очищенным арахисом. Заодно внимание потренируете! Орехокол в конце урока. Ну и в заключение рассмотрю ещё один интересный пример, когда комплексный аргумент находится в знаменателе. Пару раз в практике встречалось, разберём что-нибудь простое. Эх, старею… Пример 11 Определить действительную и мнимую части функции . Проверить выполнение условий Коши-Римана. Решение: Снова необходимо выделить действительную и мнимую часть функции. Возникает вопрос, что же делать, когда «зет» находится в знаменателе? Всё бесхитростно – поможет стандартный приём умножения числителя и знаменателя на сопряженное выражение, он уже применялся в примерах урока Комплексные числа для чайников. Вспоминаем школьную формулу . В знаменателе у нас уже есть , значит, сопряженным выражением будет . Таким образом, нужно умножить числитель и знаменатель на : Вот и всё, а вы боялись: Повторюсь в третий раз – не теряем минус у мнимой части!!! Проверим выполнения условий Коши-Римана. Надо сказать, частные производные здесь не то чтобы о-го-го, но уже не из простейших: Ответ: , , условия Коши-Римана выполнены. В качестве эпилога короткая история про ступор, или о том, какие вопросы преподавателей являются самыми сложными. Самые сложные вопросы, как ни странно – это вопросы с очевидными ответами. А история такова: сдаёт человек экзамен по алгебре, тема билета: «Следствие основной теоремы алгебры». Экзаменатор слушает-слушает, а потом вдруг спрашивает: «А откуда это следует?». Вот это был ступор, так ступор. Вся аудитория уже угорала, но студент так и не сказал правильного ответа: «из основной теоремы алгебры». Вспоминаю историю и из личного опыта, сдаю физику, что-то там про давление жидкости, что уже не помню, но рисунок остался в памяти навсегда – изогнутая труба, по которой текла жидкость. Ответил я билет «на отлично», причем даже сам понял, что ответил. И вот преподаватель напоследок спрашивает: «Где здесь трубка тока?». Крутил-вертел я этот чертёж с изогнутой трубой минут пять, высказывал самые дикие версии, пилил трубу, рисовал какие-то проекции. А ответ был прост, трубка тока – это вся труба. Неплохо разгрузились, до встречи на уроке Как найти функцию комплексной переменной? Там разобрана обратная задача. Иногда очевидное – это самое сложное, всем желаю не тормозить! Решения и ответы: Пример 2: Решение: так как , то: Пример 4: Решение: Так как , то: Пример 6: Решение: определим действительную и мнимую части данной функции. Пример 8: Решение: Так как , то: Пример 10: Решение: Так как , то: Автор: Емелин Александр
|