Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многомерная организация





Рассматривая матричные организации мы помним, что в них учитывались 2 измерения: ресурсы и результаты, и не учитываются территория, рынок, потребители. При добавлении третьего компонента появляются многомерные организации. Основой ее служит автономная рабочая группа. Выполняющая одновременно три задачи:

· обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами;

· производство для конкретного потребителя товаров или услуг;

· обслуживание конкретного потребителя, ориентация на конкретный рынок проведение операции в пределах одной территории.

Бюджеты разрабатываются самими подразделениями, руководство только инвестирует и дает деньги взаймы. Пример организации – экспериментальные бригады «тележечной сборки» на заводах компании «Вольво», которые получают заказ на сборку автомобиля от конкретного заказчика. Это предприятие в предприятии.

Основные преимущества:

· подразделение можно модифицировать, не затрагивая другие подразделения;

· максимум делегирования полномочий;

Партисипативная организация (участие работников в управлении). Наглядный пример – выборность руководителей, создание совета трудового коллектива и т.д. Основные черты:

- участие в принятии решений;

- участие в установлении целей;

- участие в решении проблем.

Степень и формы участия в управлении наполняют партисипативность определенным содержанием. Различают три степени участия: выдвижение предложений; выработка альтернатив; выбор окончательного решения.

Выдвижение предложений – сбор предложений.

Разработка альтернатив – требуются структуры, которые могут решать эту задачу.

Выбор альтернатив – необходимы специальные советы. Которые принимают окончательное решение.

Организации ориентированные на рынок. Принципиальное отличие – группирование вокруг рынка всех частей организации. Организация проектируется, исходя из потребностей потребителя. В результате чего вместо жесткой иерархии возникают достаточно автономные группы.

Схема организации такова: наверху – ключевые функции;

На следующем уровне децентрализуются производственные операции;

На нижнем уровне организация группируется по продуктовому или географическому принципу.

Организации предпринимательского типа. Ориентированы на рост. Сконцентрированное развитие заменяет развитие по многим направлениям. Структура такой организации – перевернутая пирамида, в основании которой руководство. Меняется не только положение руководства, но и функции – главная обязанность (вместо традиционного контроля) всемерная поддержка работников, делающих бизнес.

 

 

23. Особенности различных видов организационных структур: линейной, функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, матричной

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.15).

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис. 15. Функциональная структура управления

На рис. 15 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 16).

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения
; ОП - подразделения основного производства.

Рис. 16. Линейно-функциональная структура управления

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 16 функциональные начальники составляют штаб директора).

Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 17. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Рис. 17. Дивизиональная структура управления

Матричная структура (рис. 18, 19) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Рис. 18. Матричная структура управления, ориентированная на продукт

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

Рис. 19. Матричная структура управления по проектам

 

24. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур

При формировании организационных структур управления важное значение имеет Департаментализация - особая форма специализации и разделения управленческого труда, определяющая создание специализированных подразделений - департаментов.

Примеры департаментализации:

Функциональная департаментализация для промышленной фирмы выделяет маркетинг, производство, ведение финансовых операций, бухгалтерский учет, кадры; в банке это принятие вкладов, выдача ссуд, инвестирование; для исполнительных органов власти (министерства) - функции анализа, прогнозирования, определение концепции развития, расчет материально-финансовых ресурсов.

Главное преимущество - ее эффективность.

Территориальная департаментализация - формирование структур и органов управления с учетом природно-географического расположения, производственного назначения территории как места функционирования или как объекта управления. Для крупных разветвленных корпораций это позволяет наладить координацию из центра. По территориальному признаку действует большинство министерств и ведомств Российской Федерации. Преимущества территориальной группировки состоят в возможности координации из одного центра социально-экономического развития всех 89 субъектов Федерации, используя их особенности и резервы.

Продуктовая департаментализация получила большое распространение в организациях, производящих многономенклатурную продукцию. Управление всеми операциями, например, по производству или сбыту продукции передается одному руководителю. Термин "дивизиональная организация" означает именно этот вид организационных структур управления.

Проектная департаментализация зачастую формирует матричную организационную структуру управления, которая накладывает структуру, базирующуюся на продукте или работе по проектированию основ проекта, на существующую структуру на функциональной основе. Руководитель проекта отвечает за все виды деятельности, связанные с полным циклом выполнения проекта.

Оптимизация сложности организационной структуры. Понятно и во многом справедливо желание упростить организационную структуру управления. Вместе с тем ясно, что возрастающая сложность задач требует адекватных организационных структур. К тому же в управлении сложными социально-экономическими системами нельзя задать единый трафарет: слишком различаются условия, потенциал и задачи функционирования и развития для каждой такой системы.

Сложность управления связана с нормой управляемости, которая означает оптимальное число подчиненных на одного руководителя. На нижних уровнях, где характер работы нормирован, возможно установить высокую норму управляемости (от 15 до 40 рабочих). Однако этот показатель должен постепенно сужаться на верхних уровнях.

Функциональная сложность. Чем сложнее выполняемая функция, тем ниже норма управляемости (меньшее количество подчиненных на одного руководителя).

Потребность в руководстве. Чем большее число подчиненных нуждается в руководстве, тем ниже норма управляемости.

Потребность в координации. Чем больше потребность в координации, тем ниже норма управляемости.

Потребность в планировании. Чем больше потребность в планировании, тем ниже норма управляемости.

Помощь руководителю. Чем больше помощь оказывается руководителю, тем выше норма управляемости (больше подчиненных на одного руководителя).

Схожесть функций. Чем ближе по характеру выполняемые функции, тем выше норма управляемости.

Географическая близость. Чем меньше район ответственности, тем выше норма управляемости.

Создание сетевых организационных структур. Сетевые технологии формирования организационных структур управления характеризуются созданием виртуальных корпораций. Они пользуются преимуществами структуры управления и групп собственников. При этом отдельные участники сетевой структуры, находящиеся на верхнем уровне управленческой иерархии концентрируют вокруг себя и своей деятельности активное участие других структур и организаций, образуя общие и взаимодополняемые цели, формируя новые бизнес-стратегии.

Зачатки реализации сетевого принципа построения структур можно проследить в структурах холдингового типа, в ассоциациях делового сотрудничества и т.п. Сетевые структуры особенно перспективны в открытых социально-экономических системах, ориентированных на сотрудничество. Здесь отношения прямого сотрудничества непосредственных исполнителей впервые вытесняют иерархически бюрократические отношения.

Менеджмент в сетевых структурах начинает играть принципиально иную роль: как утверждают специалисты, это уже не надстройка над производственной и рыночной, маркетинговой базой со свойственными ей контрольно-распорядительными функциями, а, напротив, поддержка этой базы.

Организационные структуры все больше начинают соответствовать структурам информации, информационным технологиям. При этом отдельные участники сети концентрируются вокруг базового вида деятельности, формулируют общие, взаимодополняемые цели, объединяют на этой основе бизнес-стратегии в рамках сети, интегрируют информационные стратегии.

Идеи сетевых организационных структур получают все более широкое распространение в практике трансформации государственного, общественного управления. Именно такие структуры, гарантируя равновесие и стабильность организационных систем, оставляют значительно больший простор и поощряют развитие, качественные изменения в системах. Это позволяет снизить информационные и организационные издержки, увеличивает возможности взаимодействия с рыночной средой.

25. Требования, предъявляемые к формированию эффективных организационных структур управления

Характерной чертой последнего десятилетия XX в стало экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.

При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:

1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

2) уменьшение числа уровней управления;

3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;

4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;

5) создание условий для гибкой комплектации продукции;

6) минимизация запасов;

7) быстрая реакция на изменения;

8) гибко переналаживаемое оборудование;

9) высокая производительность и низкие затраты;

10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Date: 2015-07-27; view: 1383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию