Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные подходы и инструменты к построению организационных структур





Сетевые формы организации экономики присущи практи­чески всем отраслям национального хозяйства и сферам жизне­деятельности. В настоящее время они применяются в торговле, финансовой сфере; включают в се­бя индустрию создания новых информационных технологий и информационных продуктов, телекоммуникационные и провай­дерские услуги, электронные рынки. Сетевая форма организации экономики может осуществляться в реальной и виртуальной (электронной) среде.

Главная особенность сетевой формы организации экономики в любом обществе — это наличие прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности. При этом значимость иерархических отношений уступает место значимо­сти положения в системе сетевых связей.

Сеть — это устойчивая система связей между людьми и орга­низациями. Любое предприятие - это сеть, деловые связи пред­принимателя - это тоже сеть. Современные технические сред­ства позволяют строить масштабные локальные и глобальные телекоммуникационные сети.

В новых предприятиях, организованных по сетевому принци­пу, действуют новые факторы успеха, иногда столь не похожие на традиционные факторы. Для этих новых предприятий важно не столько владеть традиционными ресурсами, сколько иметь сво­бодный и эффективный доступ к новым ресурсам — идеям и ин­формации.

На формирование сетевых форм организации хозяйственных систем оказывает влияние глобализация. Она приводит к тому, что многие сети носят глобальный характер.

Зачатки реализации сетевых форм организации можно про­следить в структурах холдингового типа, в ассоциациях делового сотрудничества, в современных торговых сетях. В сетевых орга­низациях отношения прямого сотрудничества начинают прева­лировать над иерархическими и бюрократическими отношения­ми.

Сетевые организации широко используют контрактизацию — передачу вспомогательных функций сторонним организациям. Современные субконтракторы обеспечивают необходимую гиб­кость и повышают эффективность и инновационность. При этом взаимоотношения между клиентом и поставщиком трансформи­руются от преимущественно двусторонних к сетевым взаимодей­ствиям множества поставщиков и множества клиентов. Сетевые формы организации экономики хозяйственных систем разнооб­разны - информационные, логистические, торговые, интеллек­туальные, банковские, муниципальные и прочие сети.

Среди сетевых форм организации экономики хозяйствующих субъектов выделяются интеллектуальные сети, основные связи в которых существуют по поводу распространения и обмена информа­цией и знаниями. Они могут быть различными: внутрикорпоратив­ные; сети средних компаний; сети глобальных транснациональных корпораций; информационные сети территориальных кластеров; общенациональные информационные сети различных функцио­нальных направлений; международные сети.

Преимущества сетевых компаний значительны: адаптивность к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры; существенное сокращение издержек, рациональ­ная структура и повышение доходов; привлечение к совместной деятельности в рамках сети лучших партнеров и грамотных ис­полнителей. Сети исключают дублирование использования ра­бочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции.

Слабые места сетевой компании и сетевой структуры управ­ления следующие: при формировании сетевых компаний пред­почтение отдается специализации, тогда как современные тен­денции развития компаний, наоборот, говорят о необходимости ориентации на многоплановую квалификацию общего профиля; в сетевых структурах возникает чрезмерная зависимость от кад­рового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кад­ров; существует опасность чрезмерного усложнения, вытекаю­щая, в частности, из разнородности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, неоп­ределенности в планировании для членов сети; принципы сете­вых построений тормозят развертывание предпринимательства; каждый участник сети вносит лишь небольшой вклад в функци­онирование всей сетевой модели, поэтому создание организаци­онных сетей ведет к усилению их взаимозависимости.

20. Бюрократический (механистический) тип структур управления организациями

Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и неди­ намичное внешнее окружение. Так, даже современное автомобильное производство вполне может быть эффективным в рамках механистической структуры. Существует достаточная степень определенности в отношении технологий автомобильного производства, и проблемы, с которыми это производство сталкивается во внешней среде, мало изменились за последние десятилетия (безопасность движения, чистота окружающей среды, топливо, дороги, инфраструктура и т.п.). Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации.


Немецкий социолог и экономист М. Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики (см. введение). Часто слово бюрократия ассоциируется с жесткостью, некомпетентностью, волокитой, неэффективностью и нелепостью правил. В принципе, в бюрократической модели заложена потенция проявления при определенной ситуации этих негативных явлений. Поэтому необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация, и то, как она работает в ряде больших организаций. Свои преимущества, например такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:

• в организации известны общие цели и задачи;

• работа в организации может делиться на отдельные операции;

• общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;

• выполнение работы индивидом может достоверно измеряться; • денежное вознаграждение мотивирует работника;

• власть руководителя признается как законная.

Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.

21. Органический тип структур управления организациями

 

Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Наглядным примером эффективного применения органического подхода является организация производства электронной техники и ее программного обеспечения. Специалисты признают, что технологии в этих областях меняются чуть ли не каждую неделю. Не меньшими темпами меняется внешняя среда, сложность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям внешней среды, т.е. являться более гибкой. Чтобы нагляднее отобразить суть органического подхода, его можно представить как прямую противоположность «идеальной» бюрократии (табл. 10.1). Если механистический подход ориентирует организацию на высокоструктурированные роли, то описание работы при органическом подходе может состоять всего из одной фразы: «Делайте то, что вы считаете необходимым, чтобы выполнить работу». Так же и при принятии решения: «Вы эксперт в этом деле. Вам и решать». При органическом подходе, в силу отсутствия ясных оценок и стандартов, работником больше движет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко разработанная система формального контроля.


Большинство специалистов видят в органическом подходе будущее и продолжают усиленно критиковать механистический подход. Однако руководители должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, и на этой основе делать свой окончательный выбор. В управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует априорного понятия «хорошей» или «плохой» системы. Есть выбор, соответствующий имеющимся условиям, и выбор, им не соответствующий. При изменении условий может измениться и выбор. Наглядным тому примером является переход в 1980-е гг. высокотехнических компаний в организационном проектировании от использования механистического подхода к использованию органического.

 

22. Многообразие организационных структур и организационных форм управления

Прогресс информационных технологий разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю, стал во многом определять структуру организации. В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог победить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливал свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в «информационной» среде. Организации такого рода: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа.

Эдхократическая организация. Появились организации у которых есть признаки организации будущего. Они стали называться эдхократическими за их применимость к нестандартным и сложным работам. Эдхократия – это управленческий стиль и организационный дизайн. Компетентность ценится в ней наивысшим образом. Каждый исполнитель сам выбирает средства достижения цели и отвечает за свои действия, вознаграждается тот, кто добивается успеха. Отсутствуют формальности: иерархия, рабочие условия, помещения, льготы, одежда и т.п.

Отличительные черты (ключевые элементы):

· работа в областях сложной технологии, эффективность совместной работы;

· работники – высококвалифицированные эксперты в своем деле;

· структура четко не определена, преобладают горизонтальные и неформальные связи;

· право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;

· система вознаграждения строится на экспертных знаниях, личном вкладе работника;

· отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер.







Date: 2015-07-27; view: 930; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию