Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 13. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология
Цель и задачи лекции: раскрыть содержание проблемы познания как социально-исторического отношения человека к действительности. План: 1. Познание как форма отражения действительности. Субъект, объект и предмет познания. 2. Формы и уровни познания. Чувственное и рациональное познание. 3. Проблема истины в философии. 4. Теоретическое и эмпирическое познание. Методы и формы научного познания. Литература: 1. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. 2. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. Учебник. – М.: «Владос», 2004. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. 4. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991. 5. Ильин В.В. теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994. 6. Теория познания: В 4-х т. – М., 1991-1994.
1.Теория познания (гносеология) (от греч. gnosis – знание) – это учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах в которых осуществляется познавательный процесс. Теорию познания также называют эпистемологией. В философской литературе одни авторы используют термины «гносеология» и «эпистемология» как тождественные, а другие под эпистемологией понимают лишь часть гносеологии – теорию научного познания. Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов, условий на сознание человека. Только в результате такого взаимодействия могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов, т.е. наши знания. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъект познания – мыслящий человек, индивид, способный, отражать в своем сознании явления действительности, и который, как член общества, оказывает существенное влияние и на содержание познания. Объект познания – представляет собой предмет, явление материального или духовного мира или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной и духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемый научным исследованием, и, следовательно, круг объектов познания. Кроме понятия объекта познания существует также понятие предмет познания (хотя эти понятия родственные, но их нельзя отождествлять). Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Например, мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и др. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в предмет познания входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования. Необходимо также отметить, что в теории познания особое место занимает практика. Она выступает как основа и цель познания, как критерий истинности полученных знаний. 2.Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение – это наиболее элементарная форма чувственного познания. Отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Если ощущения отражают отдельные свойства вещей, то восприятие отражает вещь в целом. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Третья высшая форма чувственного познания или чувственного отражения материального мира в сознании человека – представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения (русалка, кентавр, зимой мы представляем лето, летом – зиму, на работе – отдых и т.д.). Таким образом, ощущения, восприятия и представления составляют первую и необходимую ступень непосредственного, живого созерцания. Второй основной формой познания является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – высшая функция человеческого мозга, осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Абстрактное мышление (логическое познание) играет важную роль в познании, являясь высшей ступенью познавательного процесса. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.). Процесс абстрактного мышления протекает в трех основных формах: в понятиях, сужениях и умозаключениях. Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятие – это тот материал, который служит основой любого мыслительного акта. Понятия, как и сам мир, изменчивы, они обогащаются и преобразуются, они могут быть истинными и ложными. В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, постоянно высказывает суждения. Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением. Суждение может быть либо истинным, либо ложным («все люди смертны», нет альтернативы мирному сосуществованию). В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражаются не существенный, а второстепенный признак золота. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно также в виде суждения) выводится новое знание. Умозаключение выступает мощным средством научного познания, на них построено все здание науки. Различают три основных вида умозаключений: индуктивные, дедуктивные и традуктивные. 3. Непосредственная цель познания в любой его форме – истина. Постоянный и необходимый спутник истины на всех ее этапах развертывания и углубления – заблуждение. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины, и связанной с этим передачи заведомого ложного знания. Если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности (в политике, житейских делах, в вычислениях и т.д.). Выделяют ошибки логические (нарушение принципов и правил логики) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т.п. Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо превращаются в истинные знания. Истина – центральная категория теории познания, любой философской системы. Истина – это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний. Это верное, правильное отражение действительности – в живом созерцании или в мышлении. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Истина – результат последовательного, противоречивого процесса углубления познания. Истина имеет несколько сторон, основных свойств, признаков: объективность, абсолютность, относительность и конкретность. Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины. Именно практика во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) является критерием истины. 4. Процесс познания не исчерпывается изучением объективной реальности. На определенном уровне развития наука обращается к самопознанию. На этом пути одной из ключевых проблем является проблема методов исследования. Лишь благодаря использованию различных методов человеческая познавательная деятельность может быть эффективной. Метод (от греч. methodos – путь исследования) – это система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Научный метод в широком смысле – это определенным образом упорядоченная познавательная деятельность, в итоге которой достигается познание истины. Применяемый научный метод определяется характером исследуемого объекта. Для того, чтобы систематизировать разнообразные методы и указать их роль и место в научном исследовании, нужно исходить из общей структуры научного познания. Эта структура имеет два уровня: 1) эмпирический, на котором идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях и процессах; 2) теоретический, на котором достигается высший синтез знания (в форме научной теории). Он знаменует собой высокую ступень в развитии научного познания. В зависимости от уровней познания методы можно разделить на три группы: методы эмпирического исследования; методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровнях; методы, теоретического исследования. Date: 2015-07-27; view: 494; Нарушение авторских прав |