Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Летопись Спасо-Ломского монастыря и прихода





1589/1590гг. - первое упоминание в исторических источниках о запустевшем монастыре на речке Доровице, в котором имелась деревянная церковь Спаса Нерукотворного. Обители принадлежал лес пашенный и непашенный и два займища.

1591г. 28 декабря - блаженная кончина основателя Спасо-Ломской пустыни.

1591г.- рождение недалеко от пустыни будущего ее настоятеля Иоанна Неронова, принявшего впоследствии монашеский постриг с именем Григорий.

Между 1609-1618гг. - разорение ломского края польско-литовскими грабителями.

1650-е годы - в пустыни, по-видимому, стояли два деревянных Храма – Спаса Нерукотворного и Благовещения Пресвятой Богородицы и деревянная часовня над мощами преподобного Игнатия.

1657г., январь - Патриарх Никон назначает Григория Неронова строителем Спасо-Ломской пустыни.

1658г. 20 января - пожаллование в пустынь напрестольного Евангелия царским стольником Романом Боборыкиным. В надписи на Евангелии Роман Федорович называет преподобного Игнатия «великим чудотворцем».

1658г. (?)- Григорий Неронов получает благословение у патриарха Никона на строительство в пустыни каменной церкви над мощами преподобного. (Построить этот Храм ему так и не удалось.)

1659г. - жалованная грамота царя Алексея Михайловича, где он называет Игнатия Ломского «преподобным отцом и чудотворцем».

1664г. 2 июня –написан образ Спаса Нерукотворного, который впоследствии прославился чудотворениями и числился одной из главных святынь Спасо-Ломского прихода.

1664г. 25 октября - царь Алексей Михайлович жалует 500 рублей на достройку церкви в Спасо-Ломской пустыни.

1687г. - строитель пустыни иеромонах Макарий «без благословения владыки» обретает мощи преподобного Игнатия, но испугавшись поступившего на него доносо, прячет их под алтарем Храма, а место заравнивает.

1688г., март - освящение третьего монастырского Храма во имя священномученика Игнатия Богоносца (церковь была заложена еще Григорием Нероновым). Указ патриарха Иоакима и архиепископа Вологодского Гавриила об удалении из Храма предметов, связанных с почитанием преподобного Игнатия. Место, где покоились мощи угодника, предложено «помостом заровнять», чтобы «простолюдинам соблазна не было».

Начало 17 века - в Храме Игнатия Богоносца вновь упоминается рака преподобного Игнатия, перед которой служатся панихиды.

1709г. - пожар в Спасо-Ломской пустыни. Дотла сгорели церкви Спаса Нерукотворного и Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь Игнатия Богоносца удалось, удалось спасти, ее разобрали и перенесли в безопасное место.

1711г. - священнослужителями, прибывшими из Спасо-Прилуцкого монастыря, заново освящена восстановленная церковь Игнатия Богоносца. В день освящения в ней установили раку (Ра́ка — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба. Обычно раки устанавливаются внутри храма или в подземных хранилищах монастырей. В случае, когда обретенные мощи помещаются в раку и хранятся в ней открытыми для поклонения, то они облачаются в одежду согласно статусу святого. В большинстве случаев мощи оставались в земле — «под спудом». При этом над ними устанавливали пустое надгробие в форме раки, но без откидной крышки. В древности на мощах «под спудом» строились храмы. Раки с мощами святых являются объектом паломничества верующих. Часто в дни празднования памяти того или иного святого рака с его мощами выносится из храма и участвует в крестном ходе) и возложили на нее икону преподобного Игнатия Ломского. С этого времени святому стали служить молебны (Молебен - богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу иля святых Его о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний), а не панихиды (Панихида - заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь). Имелась также служба, составленная по общей минее (Минея- богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святых и используется, когда совершается богослужение в память святого, отдельной службы которому нет).

1710г. (?)- заново возводятся Храмы Спаса Нерукотворного и Благовещения Пресвятой Богородицы.

1716г. - монахом Савватием был приобретен для обители новый колокол с надписью, в которой пустынь называется Игнатиевой (в честь преподобного Игнатия Ломского).

1728г.- в монастыре числится 5 человек братии.

Около 1735г. - составлена новая служба Игнатию Ломскому, по общей минее. Служба составлена на 20 декабря (память священномученика Игнатия Богоносца) с внесением в нее службы Предпразднеству Рождества Христова, отмечаемому в тот же день.

1741г. - в монастыре числится только 1 монах (казначей Иона). Богослужение исправляет белый священик (Белое священик- состоящий в браке, в отличие от черного духовенства, давших обет безбрачия).

1744г. - за обителью числится 36 душ крестьян.

1745г., 30 января - указ Святейшего Синода на имя вологодского архиерея с требованием скрыть в землю мощи месных святых, находившихся не под спудом. Умирает последний монах обители казначей Иона.

Декабрь - расследование дела о пропаже мощей преподобного Игнатия Ломского. Составление краткой описи имущества монастыря. В пустыни находились три деревянных Храма на каменных фундаментах: Спаса Нерукотворного, Благовещения Пресвятой Богородицы и Игнатия Богоносца. В последнем имелась рака Игнатия Ломского, при вскрытии оказавшаяся пустой (мощи покоились под спудом). В Храме находилось три образа святого и две иконы, неверно подписанные его именем.

С 1756г. в пустыни начинают постоянно проживать монашествующие. Ее братия на протяжении 1741-1764гг. не превышала 1 человека.

1764г. - упразднение обители и преобразование ее в приход. На момент упразднения за монастырем числилось 37 душ крестьян, в ней стояли три деревянные однопрестольные церкви. В Храме Игнатия Богоносца имелась деревянная рака «преподобного Игнатия Ломского чудотворца». К пустыни относилось 13 приходских дворов.

1770-е годы - датируется написание нескольких групповых икон вологодских чудотворцев, на которых присутствует образ преподобного Игнатия, Имеются списки с указанных икон более позднего периода (список иконы- копия с чудотворного образа.

1788г. - Спасо-ломский приход передается из Вологодской в Ярославскую епархию.

1827г. - освящение нового каменного Храма имевшего три придела (Придел - дополнительный к основному алтарю алтарь со всеми необходимыми принадлежностями, с иконостасом и храмовой частью для молящихся). Главный (в холодной половине) был устроен в честь Перенесения из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. В теплой (трапезной) части Храма имелось два придела: Благовещения Божией Матери (справа) и священномученика Игнатия Богоносца (слева). У правой стены Благовещенского придела почивали под спудом мощи преподобного Игнатия Ломского. Над ними была устроена деревянная рака.

(Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Эдессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Эдессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Эдессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Эдессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Эдессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднество Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

 

1835г. - усердием помещицы Натальи Румянцевой рака обита латунью и обнесена чугунной решеткой.

1859г. -к Спасо-Ломскому приходу относилось 3 селения, в которых числилось 57 дворов. Общее число прихожан- 425 человек.

1880г., 18 июня - на трапезе (в теплой половине Храма) вместо ветхой деревянной крыши устроена такая же новая и окрашена краской. Ремонт произведен на частные пожертвования.

1881г., 16 августа - балдахин, находившийся над престолом, поставлен над ракой преподобного Игнатия.

1882г. - ветхая деревянная крыша на церкви, главах, колокольне заменена железной и окрашена медянкой. Наружные стены по исправлении кладки побелены известью, два входных крыльца перестроены, покрыты железом и покрашены. Внутри полы перебраны, стены покрыты колером, поставлена изразцовая печь, устроены входные двери столярной работы и лестница на колокольню.

16 августа - Храм освящен малым освящением при служении благочинного (Благочинный - должностное лицо из православного духовенства, призванное наблюдать за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря или церквамии их причтами) Мирона Богородского и местного священника Петра Успенского.

1883г. - санкт-петербургский купец 1-й гильдии и потомственный гражданин Ефрем Никифорович Сивохин пожертвоавл с Афонской горы икону Божией Матери «Скоропослушница» на кипарисовой доске в киоте по белому фону с позолотой, меднопосеребренный подсвечник с фарфоровой свечой к раке преподобного и кадило. Икона «Скоропослушница» сразу после перенесения в Спас-Лом стала числиться одной из почитаемых святынь прихода.

1890 г. - подготовлена к печати книга «Преподобный Игнатий Чудотворец и основанная им Спасо-Ломская пустынь, что ныне села Спасского на Лому церковь». Выпущена в Ярославле в 1891году.

1891г. - в селе Спас-Лом открыто Игнатиево-Николаевское общество трезвости (в честь Игнатия Ломского и в память избавления государя- наследника (будущего императора Николая II) от смерти). Игнатиево-Николаевское общество трезвости просуществовало вплоть до революции.

1892г., апрель - настоятель церкви о.Александр Преображенский получает разрешение епархиального начальства открыть подписку «на поновление раки и образа преподобного Игнатия».

28 декабря - торжественно отмечено 300-летие преставления преподобного Игнатия. К этой дате был благолепно обновлен Храм, перестроен иконостас в теплой трапезе, улучшены церковная утварь и облачения.

1895г., 19 ноября - над мощами преподобного установлена новая рака, старая помешена в церковный архив.

1905 г. - «дело о пропаже раки» преподобного Игнатия Ломского. Древности Спасо-Ломского прихода попадают в сферу внимания Петербургской археологической комиссии.

1907г., 18-19 июня - СпасоЛомский приход посещает выдающийся архитектор, член императорской археологической комиссии Покрышкин П.П. Он производит фотофиксацию Спасо-Ломской церкви и ее археологических древностей. В отчете о командировке П.П.Покрышкин отмечает наличие в Спасо-Ломском приходе большого числа древностей, имеющих немалую историческую ценность, и предлагает их поставить на учет. Согласно данным археологической комиссии, «в самой церкви хранятся от древнего монастыря многие прекрасные иконы и замечательные царские врата» в южном приделе. «На колокольне колокол 1 пуд 34 фута с подробной летописной записью и два древних малых без записи. Ни к каким поправкам икон в церкви или царских врат без ведома комиссии преступать не следует. Колокола эти, даже если разобьются, должны быть сохранены в неприкосновенности. Переливать их нельзя».

1910г. - дело о ремонте часовни над источником преподобного. Часовня признается ценным памятником старины и над ней устраивается навес для предохранения здания от разрушения.

1914г., 18 ноября - Ярославская духовная консистория подает прошение в археологическую комиссию о разрешении проведения ремонта старинных амбаров и входных врат, оставшихся от Спасо-Ломской пустыни.

5 декабря - в ответе археологической комиссии особо отмечено, что старинные деревянные амбары «заслуживают тщательного сохранения», так как они уцелели от бывшего монастыря и относятся к 17-18 векам.

1918г. - выход «Декрета об отделении церкви от государства». Начало гонений на веру. Закрытие церковно-приходской школы в селе Спасском-на-Лому.

1933г., 23 марта - арестован настоятель церкви священник Василий Золотарев.

1940г. - прекращение богослужений в Храме.

1941г. (?)- с колокольни сбрасывают колокола.

1944г. - первое, зафиксированное в архивах, ходатайство прихожан Спасо-Ломской церкви об ее открытии. Всего известно 10 таких ходатайств (в том числе, три датируются 1944 годом).

18 августа - первый официальный отказ в открытии Храма.

1948г., 25 июня - разрешение открыть Спасо-Ломский Храм. Приезд в Спас-Лом протоирея Геннадия Юрьева. Храм был помыт, приведен в порядок, в нем на короткое время возобновились богослужения.

1949г. - секретное письмо заместителя председателя Совета по делам РПЦ С.К.Белышева уполномоченному И.М.Игнатову, в котором предлагалось: «Приходские общины церквей в селах Анхимово Вытегорского района и Спас-Лом Мяксинского района, …., снять с регистрации, а церковные здания разрешить использовать под хозяйственные нужды».

Заявление Игнатова И.М. епископу Вологодскому, что обе церкви закрыты, сняты с регистрации. На вопрос епископа, возможно ли вновь ходатайствовать об открытии церквей, уполномоченный ответил: «это право верующих- возбуждать ходатайство о всякой церкви,.., кроме Спасо-Ломской и Анхимовской».

Попытка верующих организовать богослужения в часовне.

1950-е годы - переоборудование Спасо-Ломской церкви под склад, постепенное расхищение старинных икон и прочей утвари, имевшей историческую и художественную ценность.

1963г. - через 16 (!) лет после закрытия Спасо-Ломского Храма этот памятник старины попадает в сферу внимания музейных работников. В Череповецкий краеведческий музей поступают 15 икон из Спасо-Ломских церкви и часовни, привезенные из экспедиции краеведом А.С.Вариновым.

1960-е годы - разрушение под руководством Поташова часовни- последнего сохранившегося памятника старины Спасо-Ломского прихода.

1980-2000-е годы - закрытие склада, постепенное разрушение Храма, почти полная утрата его интерьера.

2002г. - неудачная попытка обретения мощей преподобного Игнатия Ломского.

2009г. - установка старостой деревни Новинка иконы рядом с источником преподобного.

2010г., август- проведение первого праздника села Спас-Лом, одним из пунктов программы которого стал рассказ о Спасо-Ломской пустыни и ее святом основателе.

2011г. -организация Архиерейским Воскресенским подворьем г.Череповца паломнического маршрута к мощам преподобного Игнатия.

2015г., 4 апреля - расчищен исток святого источника (на месте разрушенной часовни).

2015г., 11 мая - первая более, чем за 100 лет Архиерейская божественная Литургия.

2015г., 28 июня - молебен у места покоения мощей Преподобного Игнатия.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию