Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы координации хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство и рыночное (товарное) производство





 

 

 

 


 

Традиции характеризуются тем, что экономическое поведение людей и решение всех вопросов общества осуществляется на основе первоначальных инстинктов выживания, обычаев, традиций. Примерами такой экономической системы могут служить общества людей в догосударственный первобытнообщинный период. В современных условиях – племена амазонских индейцев, австралийских аборигенов, африканцев.

Команда характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством. Эта экономическая система была распространена в древней цивилизации инков и ацтеков, в восточных деспотиях, в странах социалистического лагеря.

Для государственной централизованной системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой государством. Вертикальная иерархия приводит к отсутствию горизонтальных связей и потере эффективности на низовом уровне.

Рынок основан на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого производителя. Индивидуальные решения координируются в условиях рыночной конкуренции. В результате экономическая власть широко рассеяна. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам.

Исторически первым типом экономической организации производства было натуральное хозяйство.

Натуральным является хозяйство, при котором люди производят продукты для удовлетворения своих собственных потребностей, а не для обмена, не на рынок.

Его признаки:

-замкнутость,

-ограниченность и разобщенность производства,

-медленные темпы развития.

 

Более сложным является товарное, рыночное хозяйство.

Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка («производство – обмен – потребление»).

Простое товарное хозяйство – часть произведенных продуктов реализуется на рынке, отсутствует наемный труд, частная собственность, определенное общественное разделение труда, обмен продуктами. Продукты производятся отдельными, обособленными производителями.

Рыночная система – развитая система общественного труда, связь производства и потребления через рынок, господство машинного производства, наличие рыночной инфраструктуры (банки, биржи и так далее).

 

 

11. Рынок: понятие, функции, основные черты. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.

 

Многочисленные определения понятия «рынок» можно условно разделить на две группы. К первой относятся те из них, в которых рынок рассматривается как место осуществления сделок — географическое (расположенное где-либо) или организационное (не имеющее четкой пространственной локализации, но указывающее на определенный круг субъектов и связей между ними). Примером служит следующее определение: рынок — это совокупность продавцов, покупателей и взаимосвязей между ними. Ко второй группе относятся определения, раскрывающие сущность рынка через его основные черты (принципы). В такой трактовке понятие «рынок» связано с типологией экономических систем. Более содержательными являются определения, сочетающие оба подхода. Например, рынок — это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства государства). Поскольку рынок — явление чрезвычайно сложное, различные определения акцентируют внимание лишь на отдельных его сторонах и не могут считаться достаточно полными.

На рынке взаимодействуют субъекты рынка (рыночные агенты) — домашние хозяйства (индивиды) как владельцы производственных ресурсов и фирмы (предприятия) как производители экономических благ. В более широком смысле рыночные субъекты являются и экономическими субъектами (экономическими агентами), т.е. участниками всех экономических процессов, а не только рыночных. Общепринято к экономическим агентам относить и государство, главная функция которого — регулировать экономические (в том числе и рыночные) отношения. Домашние хозяйства и фирмы выступают соответственно как потребители и производители, покупатели и продавцы. Потребители удовлетворяют свои потребности путем потребления благ. Производители — фирмы, осуществляющие производство экономических благ. Покупатели — это субъекты, которые покупают товары в обмен на деньги (в процессе покупки они еще не являются потребителями). Продавцы осуществляют продажу товаров (часто они же являются и производителями).


Можно выделить следующие основные черты (принципы) рыночной экономики:

Принцип свободы экономической деятельности рыночных агентов.

Принцип добровольного обмена (сотрудничества).

Принцип свободного ценообразования.

Принцип экономической ответственности участников рынка.

Конкуренция является важнейшим чертой рыночной экономики, условием его эффективного функционирования. Участники рынка конкурируют между собой: производители — чтобы продать товар, потребители — чтобы купить его. Конкуренция является основой эффективности экономики — ведь побеждает в ней тот, кто эффективнее.

Функции рынка:

- информационная (Для того чтобы принимать эффективные решения, экономическим агентам необходима информация о состоянии внешней среды. И чем полнее и достовернее информация, чем лучше субъекты рынка осведомлены о действиях конкурентов и желаниях потребителей, тем более правильные решения экономические субъекты принимают и тем эффективнее функционирует экономика. Важнейшим источником информации на рынке являются цены. Если цены формируются свободно, то они точно отражают предпочтения потребителей и возможности производителей. Во всяком случае, они содержат более достоверную информацию об экономике, нежели цены, назначаемые или регулируемые каким-либо планирующим государственным органом);

-стимулирующая (иногда ее называют регулирующей, санирующей)(Эта функция также реализуется через ценовой механизм. Если потребители пожелают больше покупать какого-либо товара, цена на него поднимется. Это будет сигналом для производителей (продавцов) данного товара о том, что следует увеличить объемы производства (продаж). Те субъекты, которые правильно поймут рыночные сигналы и осуществят действия в соответствии с ними, получат дополнительные доходы);

-распределительная (Получаемые индивидами доходы представляют собой выплаты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность. Доходы людей зависят как от количества и качества этих ресурсов, так и от цен, которые устанавливаются на рынках факторов производства.) и др.

Когда между производителями каких-либо товаров (а также услуг) и их потребителями формируется устойчивая связь, появляется экономическое понятие рынка. Сегодня существуют различные критерии классификации рынков, но главным остается факт, что тот или иной рынок может считаться конкурентоспособным, если в его структуре функционирует более одного продавца и покупателя. В противном случае появляется монополия, основная особенность которой – несколько покупателей получают услуги одного продавца. Монопсония образуется, если продавцов несколько, а покупатель все же один.

Современная классификация рынков сформирована с учетом различных критериев и признаков работы, особенностей сотрудничества продавца и клиента. Избраны такие признаки, как территориальный, по формам хозяйства, по степени развитости свободы и многие другие. Каждый тип имеет свои характеристики.







Date: 2015-07-27; view: 2258; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию