Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психика и мозг
Различают центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (все остальные нервные структуры) нервную систему. Головной мозг расположен в полости черепа и является высшим отделом центральной нервной системы. В нем выделяют мозговой ствол, большой мозг, мозжечок. Мозговой ствол состоит из продолговатого мозга, моста, среднего и промежуточного мозга. Большой мозг состоит из двух полушарий – правого и левого, которые связываются друг с другом мозолистым телом. Наружная часть большого мозга покрыта плащом, который называется корой больших полушарий. Она является материальным субстратом высшей нервной деятельности, главным регулятором всех жизненных функций организма. Промежуточный мозг состоит их таламуса и гипоталамуса. Через таламус проходят почти все сенсорные пути, которые здесь имеют переключения на пути в соответствующие отделы мозга. Гипоталамус является железой внутренней секреции и обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды организма. Структурно-функциональной единицей нервной системы является нейрон, состоящий из тела (представляющего собой скопление цитоплазмы, в которой располагается ядро – носитель генетической информации, митохондрии и др. органеллы) и отростков, являющихся выростами цитоплазмы и выполняющих функции проводящих путей. Различают короткие древовидно ветвящиеся, постоянно истончающиеся и заканчивающиеся в окружающих тканях отростки, которые называют дендритами и крупные отростки – аксоны. Аксоны заканчиваются синапсом, при помощи которого они функционально взаимодействуют с иннервируемыми структурами. Нейроны входят в состав рефлекторной дуги. По своей функциональной значимости различают три вида нейронов: рецепторные (чувствительные, афферентные) нейроны имеют чувствительные нервные окончания, которые способны воспринимать раздражение из внешней среды; эффекторные (эфферентные) нейроны – передают первый сигнал на рабочий орган; ассоциативные (вставочные, центральные), нейроны являющиеся промежуточными в составе рефлекторной дуги, передают информацию с чувствительных нейронов на эффекторные. Процессы, происходящие в мозге, представляют собой сложные биохимические реакции, носящие биоэлектрический характер. Мозг является материальным субстратом психики человека. При нарушении функции мозга наблюдаются те или иные нарушения психики. Существует две основные точки зрения на взаимосвязь мозга и психики. Теория локалиционизма считает, что каждая, даже самая элементарная психическая функция, каждое психическое свойство или состояние человека однозначно связаны с работой ограниченного участка головного мозга, а все психические явления можно расположить на поверхности и в глубинных структурах мозга на вполне определенном месте. При исследовании функциональной асимметрии полушарий было установлено, что левое и правое полушарие работает относительно автономно. Причем левое полушарие связано с аналитическими функциями, а правое обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, умеет опознавать целое по частям. Теория функционализма утверждает, что с каждым психическим явлением практически связана работа всего мозга в целом, всех его структур. Мозг представляет собой целостный функциональный орган – прижизненно формирующуюся систему взаимных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния психики. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемы. Подтверждением этому служат данные о том, что в каждом из полушарий можно сформировать такие навыки, выполнение которых ему не присущи.
20. Деятельность и личность Понятия деятельность и личность имеют широкие связи. В процессе деятельности происходит формирование и развитие личности, будь то игра, общение или труд. Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений одной личности с обществом и другими личностями. Она требует помощи и участия других людей. Результаты деятельности оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей, представляющих собой конкретные личности. Деятельность личности всегда находит свое выражение не только в отношении к вещам, но и в отношении к другим людям. Для деятельности полноценных зрелых личностей характерна моральная и физическая взаимная поддержка в труде, коллективизм, трудовой энтузиазм. Личность человека не только развивается в деятельности, но и проявляется в ней. Так, совместная общественно полезная деятельность дружного, организованного коллектива развивает у человека коллективизм, организованность, умение связать свои интересы с интересами коллектива. В основу разработанной А.С. Макаренко теории и практики воспитательной работы было положено ведущее влияние деятельности на формирование личности. Вся жизнь коллектива его воспитанников была организована на основе включения всех детей в различные виды деятельности, требующие проявления определенных качеств личности (целеустремленности, дисциплинированности, смелости, честности, ответственности, настойчивости). Например, ночные походы и дежурства организованные Макаренко для защиты колонии от воров и недоброжелателей требовали от ребят преодоления страха, проявления выдержки и самообладания. Постепенно происходила выработка привычки к смелому поведению. Общая деятельность колонистов способствовала развитию у ребят чувства локтя, взаимопонимания и доверия. Развитие различных видов деятельности, а одновременно и личности человека представляет собой сложный и длительный процесс. У младенца активность ограничивается несколькими простейшими врожденными реакциями – оборонительными (сужение зрачка при ярком свете или громком звуке, крик и двигательное беспокойство при боли), пищевыми (сосание), лабиринтными (утихание при покачивании) и несколько позже – ориентировочно-исследовательскими (поворот головы к раздражителю, слежение за предметом и др.). Первые условные рефлексы начинают формироваться у младенца с одиннадцатого-двенадцатого дня. На основе условных рефлексов в течение первого года жизни происходит развитие исследовательского поведения (хватание, рассматривание, манипулирование), с помощью которого ребенок накапливает информацию о свойствах предметов внешнего мира и осваивает координацию движений. Под влиянием обучения и подражания с года у ребенка начинает формироваться практическое поведение, которое помогает ему осваивать человеческие способы употребления вещей и их назначение. С первых дней жизни ребенок начинает общаться с людьми, осваивать коммуникативное поведение, которое помогает ему добиваться удовлетворения своих потребностей и желаний. Ребенок начинает осваивать различные виды деятельности: общение, игру, обучение, труд. Постепенно, в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения деятельность ребенка принимает сознательные, целенаправленные формы, вырабатывается дисциплинированность и организованность. Деятельность способствует развитию и различных психических процессов ребенка: восприятия, воображения, памяти, мышления. На их основе в процессе социализации происходит развитие индивидуальных свойств человека, происходит формирование темперамента, характера и способностей, которые составляют структуру личности.
21. Познавательная деятельность Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. Понимание речи облегчает названные познавательные процессы, и все же владение речью не является предпосылкой для проведения всех упражнений этой главы. Некоторые дети овладевают познавательными навыками намного быстрее, чем пониманием речи - у других детей это совсем наоборот. Так как оба типа информационной переработки имеют существенное значение для адаптации во внешней среде, мы считаем полезным следовать по пути, предпочитаемому ребенком, и не проводить формальных различий между пониманием речи и познавательной деятельностью. Hа более высоком уровне развития речи даются названия предметов и членов семьи, а также понимание предложений, состоящих из двух слов и предлогов. Из многих видов деятельности школьников познавательная деятельность не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, "отягощено" воспитательными функциями. Познавательная деятельность - это не что-то аморфное, а всегда система определенных действий и входящих в них знаний. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с содержанием слагающих ее действий. Планируя изучение нового предметного материала, учителю прежде всего необходимо определить логические и специфические виды познавательной деятельности, в которых должны функционировать эти знания. В одних случаях это познавательные действия, которые уже усвоены учащимися, но теперь они будут использоваться на новом материале, их границы применения расширятся. В других случаях учитель научит школьников использовать новые действия. Принцип единства психики и внешней деятельности указывает принципиальный путь формирования познавательной деятельности. Поскольку психическая деятельность вторична, новые виды познавательной деятельности надо вводить в учебный процесс во внешней материальной форме. Педагогическая психология должна также выявить основные линии процесса преобразования внешней, материальной формы познавательной деятельности в форму внутреннюю, психическую.
22. Деятельность и обучение Учебная деятельность – это специфическая человеческая деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Учебная деятельность включает в себя освоение: знаний, навыков и умений. Учебная деятельность начинает развиваться лишь к шести-семи годам, когда у ребенка появляется способность регулировать свои действия сознаваемой идеальной целью. Ее формирование идет на базе предшествующих видов деятельности: игры, речи, практического поведения и т. д. Переход ребенка от игры к учебной деятельности происходит через создание у него сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений и навыков. Большую роль в этом процессе играет общественное воздействие на ребенка взрослых, которые организуют его деятельность и поведение, направляют их в рамки общественной практики. Активный процесс направления деятельности и поведения ребенка на освоение им общественного опыта человечества называют обучением. Влияние этого процесса на развитие личности ребенка называют воспитанием. Основными средствами обучения и воспитания являются показ и объяснение, поощрение и наказание, постановка задач и предъявление требований, проверка и исправление. В процессе учебной деятельности в школе ребенок под руководством учителя приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные предшествующими поколениями, приобретает умение действовать в соответствии с требованиями развитых форм общественного сознания (науки, искусства, морали, права). В процессе игры, общения со взрослыми и сверстниками также происходит усвоение человеческого опыта, однако в учебной деятельности оно приобретает характер научных понятий и теоретических знаний. В результате учебной деятельности у ребенка происходит формирование теоретического сознания, мышления и способностей (к рефлексии, анализу, планированию, дифференциации).
Date: 2015-07-27; view: 385; Нарушение авторских прав |