Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика литературы XVII в. Основные тенденции развития, проблемы, жанры





Особое место занимает литература XVII в., в развитии которой можно выделить два этапа: первый - с начала века до середины 60-х годов и второй - с середины 60-х годов до конца XVII - первой трети XVIII века - собственно переходный от литературы древней к литературе нового времени.

Конец XVI и начало XVII в. в истории Руси ознаменова­лись бурными историческими событиями, традиционно име­нуемыми «Смутой» и характеризующимися напряжённой классовой борьбой. В эту эпоху впервые в качестве крупной влиятельной силы выступает крестьянство.

События смуты сильно расшатали экономическую систему Русского государства. Победа помещичьего класса в очень большой степени способствовали «обмирщению» русской культуры.

В эту пору, по словам В. И. Ленина, наступает «новый период русской истории (при­мерно с 17 века)». Он «характеризуется фактиче­ским слиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было усиливающимся обменом между об­ластями, постепенно растущим товарным обращением, концентри­рованием небольших местных рынков в один всероссийский рынок.».

Церковь, так же как и государство, потрясённая «Смутой» подчиняется сломившей её силе государства. Светская стихия в это время всё сильнее и сильнее вторгается в литературу. Это особенно начинает обна­руживаться со второй половины XVII в., когда в русской литера­туре явно преобладающее значение получают светские жанры — историческая и бытовая повесть, сатира, возникает театр, зарождается русская драматургия. В читательский обиход входят в эту пору и западная повествовательная литература, рыцарский роман с любовной тема­тикой, забавная новелла, шуточный рассказ.

В культурном и, в частности, литературном движении на Руси в это время играли довольно значительную роль киевские лите­ратурные деятели.

К киевским учёным относились в Москве не с полным дове­рием, подозревая их в приверженности к латинству. С их помощью в Москве первоначально налажено было школьное дело. В 1648 г. боярин Ф. М. Ртищев в специально осно­ванном им близ Москвы, монастыре, учредил училище, где, кроме языков славянского и греческого, полагалось изучение наук словесных, до риторики и философии включительно. Учителями здесь были спе­циально вызванные из Киева учёные. Позже белорусу Симеону Полоцкому приписывается создание латинской школы при Спасском монастыре.

Таким образом, проблема высшего образования получила, наконец, осуществление.

Характерной особенностью литературы XVII в. является так­же и то, что широкий доступ получает народная поэзия, возникают первые записи произведений устно-поэтического творчества. В XVII в., в связи с событиями «Смутного вре­мени», а затем крестьянской войны под предводительством Рази­на, создаются песни, в которых очень явственно сказывается оппозиционное отношение крестьянских масс к господствующим классам.

Один из наиболее популярных литературных жанров Москов­ской Руси XV—XVI вв.— житийный. В стиле традиционного «добрословия» и абстрактного панегирика пишутся жития в продолжение всего XVII в.

Следует при этом отметить, что чем дальше шло время в глубь XVII в., тем чаще житие наполнялось конкретным, реальным биографическим материалом — явное свидетельство известного отказа от шаблонных схем и проявления внимания к индивидуаль­ным особенностям жизни и поведения того лица, о котором писа­лось.

Но ещё ранее в отдельных русских житиях мы наблюдаем характерные особенности повествовательного жанра и семейной хроники (житие Юлиании Лазаревской) или превращение их в автобиографию, изложенную живым разговорным языком и заключающую в себе реальные подробности в описании судь­бы героя жития и окружающего его быта (житие протопопа Ав­вакума).


 

Литература Смутного времени.

Бурные события начала XVII столетия, получившие у современников название «смуты», нашли широкое отражение в литературе. Литература приобретает исключительно злободневный публицистический характер, оперативно откликаясь на запросы времени, отражая интересы различных социальных групп, участвующих в борьбе.

Общество, унаследовав от предшествующего века горячую веру в силу слова, в силу убеждения, стремится в литературных произведениях пропагандировать определенные идеи, добиваясь конкретных действенных целей.

Среди повестей, отразивших события 1604—1613 гг., можно выделить произведения, которые выражают интересы правящих боярских верхов. Такова «Повесть 1606 года», созданная монахом Троице-Сергиева монастыря. Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, пытается представить его всенародным из- бранником, подчеркивая единение Шуйского с народом. Народ оказывается той силой, с которой не могут не считаться правящие круги.


Причины «смуты» и «нестроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова, который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских.

Впоследствии «Повесть 1606 года» была переработана в «Иное сказание». Защищая позиции боярства, автор изображает его в роли спасителя Русского государства от супостатов.

«Повесть 1606 года» и «Иное сказание» написаны в традиционной книжной манере.

Этой группе произведений противостоят повести, отражающие интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоев населения. Здесь следует упомянуть прежде всего о тех публицистических посланиях, которыми обменивались русские города, сплачивая силы для борьбы с врагом.

 

Такова «Новая повесть о преславном, Российском царстве» — публицистическое агитационное воззвание. Написанная в конце 1610 — начале 1611 г., в самый напряженный момент борьбы, когда Москва была захвачена польскими войсками, а Новгород — шведскими феодалами. «Новая повесть», обращаясь ко «всяких чинов людям», звала их к активным действиям против захватчиков. Она резко обличала предательскую политику боярской власти, которая, вместо того чтобы быть «земледержцем» родной земли, превратилась в домашнего врага.








Date: 2015-07-27; view: 848; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию