Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика проведения занятия по общественно-государственной подготовкеВ процессе обучения руководители групп используют разнообразные формы и методы занятий, добиваясь повышения познавательной активности слушателей, эффективного решения учебных и воспитательных задач ОГП. Под формой занятия понимается система организации, внутренняя структура, определенный порядок его проведения. Метод проведения занятия - это способ передачи слушателям знаний и их усвоение. Совокупность используемых в системе ОГП форм и методов занятий и образует методику их проведения. Занятия по ОГП в ВС РФ проводятся лекционно-семинарским методом или методом рассказа и групповой беседы. Первый метод используется при проведении занятий с офицерами и прапорщиками (мичманами), имеющими достаточно высокую общеобразовательную подготовку. Занятия методом рассказа-беседы проводятся в группах, где общеобразовательный уровень слушателей недостаточно высок, а также в зависимости от условий службы и сложности изучаемого материала. Этот метод используется, как правило, в группах солдат (матросов), а также сержантов (старшин). Каждый метод имеет свои преимущества и позволяет достаточно глубоко усвоить программный материал. Основные формы проведения занятий по ОГП К числу основных форм проведения занятий по ОГП относятся: 1. Преимущественно пассивные (монологовые) - лекция, рассказ. 2. Активные (диалоговые) - семинар, групповая беседа, самостоятельная работа, контрольное (итоговое) занятие и др. Лекция и рассказ были и остаются ведущими формами учебы в системе ОГП. Предшествуя, как правило, другим формам проведения занятий, они имеют много общего, сохраняя при этом существенные различия. Методика изложения лекции, рассказа подчиняется интересам наиболее доходчивого и убедительного преподнесения основного содержания темы, активизации мыслительной деятельности слушателей. Структурно выступление руководителя группы состоит из трех взаимосвязанных частей: вступления, основной части и заключения. Рассказ - это сюжетное повествование, в котором все важные выводы строятся на примерах, а теория дается через показ и анализ событий, фактов, поведения личности, конфликтных ситуаций и их разрешение. Основная особенность рассказа - создание у слушателей образных представлений о событии, явлении, процессе. При этом живость, наглядность и убедительность рассказа достигаются не обилием фактов, примеров, а особыми приемами (средствами) его конкретизации. Самостоятельная работа является одной из важнейших форм занятий по общественно-государственной подготовке. Она организуется как во время специально отведенных занятий, так и во внеучебное время и проводится соответственно руководителем группы. Самостоятельная работа - трудный, но необходимый вид занятий, потому что в ней заложена возможность проявления самостоятельности мышления, творческой активности, что позволяет обучаемым глубже разобраться в сути теоретических вопросов, увязать их с жизнью, руководствоваться теоретическими знаниями в своей практической деятельности. Основные цели самостоятельной работы: повторение и углубленное изучение учебного материала; изучение важных государственных и юридических документов, приказов и директив Министра обороны РФ, основной и дополнительной литературы, рекомендованной для подготовки к занятиям и т.д. Структура проведения самостоятельной работы не отличается от других форм занятий по ОГП. Семинар, беседа. Различие между семинаром и беседой: - на семинар, как правило, определяются докладчик (выступающий с рефератом) и его оппоненты, а при подготовке беседы, за редким исключением, выступление с докладом (рефератом) не планируется; - на семинаре последовательно обсуждаются основные вопросы темы. Руководитель делает краткие выводы по каждому вопросу и заключительное слово в конце семинара. В ходе беседы основные вопросы обычно разбиваются на подвопросы. Руководитель группы принимает активное участие в их обсуждении вместе со слушателями и подводит итог по каждому подвопросу, в конце беседы выступает с заключительным словом. Методика проведения семинара (беседы). Семинар (беседа) начинается со вступительного слова руководителя группы (2-3 мин.), в котором он: во-первых, раскрывает значение темы семинара (беседы), учебные цели занятия, называет вопросы, которые предстоит обсудить; во-вторых, доводит порядок проведения семинара (беседы): последовательность рассмотрения основных и дополнительных вопросов, время для выступления с рефератом, требования к выступлениям слушателей (как выступать - по вызову или добровольно; как строить выступление - коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного; примерное время на выступление и т. д.) в-третьих, напоминает о необходимости увязывать теорию с практикой, жизнью и решаемыми задачами. Особенности проведения беседы. Беседа проводится в основном также, как и семинар. Вместе с тем, это более простая, чем семинар, форма обсуждения изучаемого материала. Обсуждение организуется путем диалога руководителя со слушателями, обязательно включающего в себя обороты из разговорной речи. Вопросы ставятся в простой, доступной форме и охватывают значительно меньший объем информации, чем на семинаре. После обсуждения каждого вопроса руководитель сам дополняет и разъясняет отдельные положения. Контрольное (итоговое) занятие. Контрольное (итоговое) занятие проводится руководителем группы или проверяющим во всех группах ОГП личного состава частей и подразделений в конце каждого периода обучения (учебного года). Его особенностью с методической точки зрения является то, что, с одной стороны, оно носит сугубо контрольный характер и направлено на проверку индивидуальных знаний по пройденным темам за период обучения (учебный год), а, с другой призвано подытожить достигнутый уровень общественно-государственной подготовки как отдельных категорий военнослужащих, так и всего личного состава подразделения и части. Целями контрольного (итогового) занятия является оценка: - уровня знаний обучаемых по изученным темам учебного плана; - применения полученных знаний в практической деятельности; - выполнения воинского долга и соблюдения требований законов РФ, воинских уставов и приказов командиров (начальников). Формы и методы проведения контрольных (итоговых) занятий должны учитывать особенности различных категорий военнослужащих и гражданского персонала. Основные формы проведения контрольного (итогового) занятия: 1. Индивидуальные собеседования либо по вопросам, либо по билетам. 2. Групповая контрольная беседа. 3. Письменная летучка. Кроме основных в системе ОГП рекомендуется использовать вспомогательные формы и методы проведения занятий. Их применение связано с методическим мастерством руководителей занятий, а также с уровнем общеобразовательной подготовки слушателей в группах и продиктовано необходимостью активизировать работу обучаемых. Наиболее известные среди них - диспут, собеседование, "круглый стол", "мозговая атака", анализ конкретных ситуаций, викторина и другие. Использование технических средств воспитания на занятиях по ОГП. Технические средства воспитания и информации (ТСВ) широко применяются на занятиях по общественно-государственной подготовке. Значение ТСВ в ходе ОГП состоит в том, что они: - дополняют и усиливают процесс усвоения знаний; - способствуют повышению культуры подачи и представления учебного материала на занятиях; - расширяют границы применения наглядности; - повышают информативность занятий, примерно на 20 - 25 % улучшая понимание материала и на 15 - 20 % сокращая время изучения вопросов. Выбор технических средств зависит от особенностей занятия (целей, форм и методов проведения), уровня методической подготовки руководителя группы и подготовленности слушателей. Управлять техническими средствами должен помощник по их эксплуатации. Это может быть помощник руководителя группы или специально подготовленный военнослужащий.
|