Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Асаблівасці Адраджэння на беларускіх землях. Развіццё кнігадрукаванняОсобенности Ренессанса в Беларуси. Период XIV — первой половины XVII в. в истории Западной Европы получил название «Возрождение», или «Ренессанс». Это было время подъема науки и искусства, распространения гуманизма. В социально-экономическом отношении Великое Княжество Литовское являлось окраиной Европы того времени. Тут не успело сформироваться буржуазное общество. Светская (нецерковная) литература только зарождалась. Общественная мысль еще окончательно не была отделена от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель XVI — начала XVII в. удачно вписалась в европейскую культуру того времени. Историки считают, что ренессансная культура в ВКЛ была близкой к традициям Северного Ренессанса, характерного для Германии, Англии. Культурная жизнь того времени имела связь с реформационным движением, опиралась на грековизантийскую культуру. В современной науке выделяют два этапа в развитии ренессансной культуры на белорусско-литовских землях. Первый из них приходится на первую половину XVI в. Он характеризуется развитием книгопечатания, появлением общегосударственного законодательства, новолатинской поэзии. Второй этап охватывает середину XVI — начало XVII в. В это время распространяется светская культура, происходят глубокие изменения в духовной и бытовой жизни общества. На развитие книгопечатания сильное влияние оказало реформационное движение. Во второй половине XVI в. на территории Беларуси действовало шесть реформационных типографий. Первая из них была организована в Бресте под попечительством Николая Радзивилла Черного. Она выпустила более 40 изданий на польском и латинском языках различного содержания. Шедевром книгоиздательского искусства XVI в. считается Брестская, или Радзивилловская Библия, изданная в 1563 г. Большая по своим размерам книга имеет кожаный переплет, два гравированных титульных листа, 14 гравюр-иллюстраций, оригинальные заставки и виньетки. С 1560-х гг. действовала Несвижская типография, основанная Сымоном Будным совместно с Несвижским наместником Матвеем Кавечинским и проповедником Лаврентием Крышковским. В ней использовались кириллические шрифты. Именно там в 1562 г. изданы знаменитый «Катехизис» и книга «Об оправдании грешного человека перед Богом» С. Будного. Типографии существовали и в других городах и местечках Беларуси — Лоске, Любче, Белыничах, Ошмянах. В имении Тяпино (ныне Чашникский район Витебской области) последователь Ф. Скорины Василий Тяпинский (1530-е гг. — около 1600) в 1570-е гг. перевел и издал «Евангелие» на двух языках: церковнославянском и белорусском. Предисловие к этому изданию стало лучшим образцом патриотической публицистики. В. Тяпинский выступал за укрепление общественных позиций белорусского языка, увеличение количества школ, распространение письменности, развивал идею служения родине. Известным книгоиздателем-просветителем был Иван Федоров (около 1510—1583). Место его рождения неизвестно. Возможно, он происходил из белорусского рода Рогоз. Образование И. Федоров получил в Краковском университете, который окончил в 1532 г. со степенью бакалавра. Судьба направила его в Москву. Там вместе с Петром Мстиславцем он издал первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564). Затем по приглашению магната Григория Ходкевича печатники организовали издание книг для православных церквей в Заблудово (Польша). Здесь в 1569 г. вышло «Евангелие учительное». В конце 1572 г. Иван Федоров переехал во Львов, где положил начало украинскому книгопечатанию. А уроженец Мстиславля Петр Тимофеевич Мстиславец был приглашен в Вильну купцами Мамоничами. На их средства он открыл знаменитую типографию, в которой были изданы Статут ВКЛ 1588 г., а также «Евангелие» и «Псалтырь». В 1619 г. в местечке Евье возле Вильны Мелетий Смотрицкий издал книгу «Грамматики словенския...», которая на протяжении двух веков служила учебником по славянскому языкознанию. По ней, в частности, учился М. Ломоносов. Книгоиздательское дело Скорины развивал уроженец Могилева Спиридон Соболь (? — около 1645). Сначала в Киеве, а затем в Кутеинском монастыре под Оршей и в Буйничской типографии под Могилевом он издавал книги морально-поучительного и религиозного содержания. Среди них — «Псалтырь», «Букварь», «Часослов». Написанный и изданный им «Букварь» стал известен не только белорусам, украинцам, русским, но и зарубежному читателю. Спиридон Соболь впервые употребил слово «букварь». Также в Вильне действовала типография Василия Галабурды. Много изданий было выпущено Святодуховским православным монастырем и Виленской иезуитской академией.
|