Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контррэфармацыя на беларускіх земляхДеятельность иезуитов. С распространением реформационных идей католическая церковь начала с ними активную борьбу. В Западной Европе действовал церковный суд. Был издан список книг, запрещенных для чтения, так как их содержание признавалось вредным для католической веры. Дело дошло до физического уничтожения протестантов. С 1545 по 1563 г. заседал Тридентский собор. На нем руководители католической церкви отклонили возможность компромисса с протестантами. На церковном соборе было отмечено, что источником веры являются как Библия, так и постановления Вселенских соборов и послания римских пап. Католическая церковь сохранила семь основных обрядов, запрет священникам вступать в брак, латинский язык богослужений. Но главную роль в борьбе с протестантами сыграли иезуиты. «Чертовым семенем» называл их Сымон Будный. Историческая справка Иезуиты - члены католического монашеского ордена Общества Иисуса, созданного в 1534 г. испанским дворянином Игнатием Лойолой для борьбы с Реформацией и укрепления католичества. В 1569 г. виленский епископ Валериан Протасевич пригласил в ВКЛ 13 представителей ордена иезуитов. А уже через год количество иезуитов увеличилось до 300 человек. Среди них были миссионеры, богословы, проповедники, писатели. Орден иезуитов занимался прежде всего миссионерско-проповеднической деятельностью. Его представители выступали на городских площадях с проповедями, преподавали основы католичества, организовывали споры-диспуты с иноверцами, проводили благотворительные акции. Например, аптеки иезуитов бесплатно обеспечивали лекарствами местное население. Иезуиты ухаживали за больными, помогали голодавшим крестьянам. Много внимания орден уделял организации собственных учебных заведений — коллегиумов. В них молодежь получала качественное гуманитарное образование. Принимали в коллегиумы детей разных вероисповеданий, поскольку склонение к католичеству предусматривалось всем ходом воспитания. Главной задачей ордена являлась борьба с реформационным движением. Иезуиты содействовали закрытию протестантских и православных школ, типографий. Под их руководством в городах осуществлялись погромы. Один из них произошел в Вильне. Местные иезуиты 3 апреля 1682 г. уговорили виленского воеводу Михала Казимира Паца снять крест с евангелического сбора в городском предместье. После этого приведенные иезуитами студенты с горожанами внезапно напали, разрушили и разгромили сбор. Пасторов, от страха спрятавшихся под гробами умерших, вытащили оттуда и глумились над ними. На площадях иезуиты сжигали «вредные» для католической церкви книги. В 1581 г. виленский епископ Юрий Радзивилл приказал уничтожить книги, изданные местной протестантской типографией. Через десять лет в Вильне сожгли кальвинистский сбор. Виновные так и не были наказаны. Однако на белорусских землях Контрреформация не приобрела такой жестокости, которая наблюдалась в Западной Европе. Иезуиты способствовали расширению деятельности других католических монашеских орденов. При их поддержке в XVI—XVIII вв. францисканцы открыли 17 монастырей, доминиканцы — 41, кармелиты — 16. Появились в Великом Княжестве и монахи-бенедиктинцы, пиары. Контрреформация в Княжестве была направлена не только против протестантов, но и против православной церкви. Римские папы рассматривали белорусские земли в качестве плацдарма для дальнейшего проникновения в Московское государство. Этот план предложил известный папский посол Антоний Поссевино в своей книге «Московия» (1586): «Уния, а за нею святое вероисповедание католическое придут на Восток из Львова и Луцка, из Вильны и Полоцка». Иезуиты стремились обосноваться в тех регионах ВКЛ, где преобладало православное население. Особое внимание они уделяли северо-восточной части белорусских земель. Недаром в Полоцке и Орше орден открыл свои коллегиумы. Орден иезуитов пользовался поддержкой королевской власти Речи Посполитой. Широкую известность получили слова Стефана Батория: «Если бы я не был королем, то был бы иезуитом». 27 марта 1577 г. он издал грамоту, в которой запрещал строить в Вильне некатолические храмы и школы. «Иезуитским королем» называли Сигизмунда III Вазу. Он с детства был воспитан иезуитами в духе верности и преданности католичеству. Сигизмунд III Ваза активно поддержал Брестскую церковную унию 1596 г. Реформационное движение уже с конца XVI в. стало постепенно угасать. Контрреформация победила, а религиозная веротерпимость была упразднена. Постепенно сворачивалась деятельность протестантских сборов, закрывались протестантские типографии и школы. В 1658 г. сейм Речи Посполитой постановил изгнать ариан за пределы государства. Кальвинистская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивилла Черного Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка) сделал Несвиж вторым после Вильны иезуитским центром ВКЛ. По его инициативе там был основан коллегиум. Кальвинизм оставил и будущий канцлер Княжества Лев Сапега. Так поступили многочисленные представители магнатских родов Воловичей, Кишков, Пацев. Известный защитник православия Мелетий Смотрицкий в своем произведении «Фринос» (1610) перечислил много фамилий крупной шляхты, отказавшейся от православной веры в пользу «римского закона» (католичества). Сейм Речи Посполитой в 1668 г. отход от католичества приравнял к государственному преступлению. Наказание за него предусматривало конфискацию имущества и изгнание из страны. А по решению сейма 1764 г. за смену католического вероисповедания угрожала смертная казнь. Православной шляхте и духовенству вновь было запрещено занимать высшие государственные должности. Результатом стало увеличение количества приходов католической церкви. Если в 1673 г. их на территории Беларуси было 153, то в 1790 г. стало 277. Параллельно шел процесс клерикализации культуры: католическая церковь брала под контроль образование, науку, художественную культуру и духовную жизнь. Научные знания объявлялись греховными. В основу обучения были положены богословие, латинский язык. Издавалась преимущественно церковная литература. Контрреформация не благоприятствовала становлению собственно белорусской культуры. Если первоначально, после Люблинской унии, полонизация была добровольной, то с конца XVII в. она приобрела принудительный характер. Известно, что в делопроизводстве ВКЛ в этот период утверждается польский язык.
|